Детско-взрослый проект «Парнас – мой край родной» посвящен освоению дошкольниками культурного наследия Выборгского района г. Санкт-Петербурга, в частности округа Парнас, и направлен на решение важной задачи - развитие у дошкольников интереса к истории родного района, в частности своего округа; создание ситуации эффективного взаимодействия детей дошкольного возраста и взрослых (воспитателей и специалистов) в образовательном пространстве прогимназии. География проекта: г. Санкт-Петербург, Выборгский район, ГБОУ прогимназия №677; адрес: Сиреневый бульвар, дом 7, корпус 2 и 3. Вид проекта: творческо-информационный. Продолжительность проекта: краткосрочный (две недели). Авторы проекта: старший воспитатель О.И. Воронина (руководитель проекта), инструктор по физической культуре О.А. Соломина, музыкальный руководитель С.И. Катульская. Целевая аудитория: дети дошкольного возраста и начинающие воспитатели дошкольного возраста. Направления развития и воспитания детей: социально-личностное, познавательно-речевое.
Образовательные области: «Социализация», «Музыка», «Физическая культура», «Познание», «Художественное творчество». Актуальность темы проекта. Дошкольный возраст – это пора интенсивного становления личности ребенка. В этот период происходит формирование культурно-ценностных ориентаций духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознание себя в окружающем мире. Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Это сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Воспитание у детей любви к своей стране, своему городу, необходимо показать с привлекательной стороны. Дети должны знать, что у каждого человека есть родной город, район, где он родился, знать достопримечательные места, памятники. Исследования отечественных педагогов и психологов показали, что среди факторов, влияющих на процесс познания действительности у подрастающего поколения, ведущая роль принадлежит формированию чувства патриотизма. При этом существует недостаток сформированности представлений детей о родном городе, районе, причиной которого является то, что родители не имеют возможности посещать культурные учреждения города из-за своей высокой занятости. Таким образом, приоритетным направлением нашей работы стало знакомство детей среднего и старшего дошкольного возраста с региональным культурным наследием своего города через знакомство с районом, в котором дети проживают, а именно с Выборгским районом и округом Парнас. Выборгский район – один из крупнейших в городе, а также промышленных районов. На его территории расположены крупные парковые зоны – Сосновка и Удельная, Шуваловский парк в Парголове, а также знаменитые Суздальские озера с пляжами. Также в районе находятся 15 садов, 40 скверов, 16 бульваров. Выборгский район считается самым зеленым по насаждениям в городе. В состав Выборгского района входят 8 муниципальных округов: Сампсониевский, Светлановский, Сосновский, Парнас, Шувалово-Озерки, муниципальный округ № 15, Парголово, Левашово. Парнас - муниципальный округ, включает в себя часть жилого района Шувалово-Озерки и западную часть нежилой зоны Парнас. Проблема. В настоящее время объектом пристального внимания общества является культурная, историческая и географическая ценность того места, в котором живут дети. Дошкольники начинают понимать, что состояние родного города и района зависит от отношения к нему жителей. Родной город и каждый район хранят память о своих великих гражданах, рассказывают об основном роде деятельности его жителей, напоминают о военных триумфах россиян и гордятся их победами, трудятся и празднуют, имеют свои обычаи и традиции. Приобщение детей дошкольного возраста к родному краю будет успешно, если обеспечивается активная познавательная, игровая и художественная деятельность ребенка. Предлагаемый проектный метод – это уникальная возможность взаимодействия педагогов с детьми и коллегами по развитию эмоций и чувств детей по отношению к родному городу и району, способствующие проявлению активной деятельностной позиции. Дошкольники включаются в празднование событий связанных с жизнью района – юбилейная дата Выборгского района. Представление о Выборгском районе и округе Парнас является содержательной основой для осуществления разнообразной детской деятельности. Поэтому данное содержание может успешно интегрироваться с различными образовательными областями («Социализация», «Познание», «Художественное творчество», «Музыка», «Физическая культура»). Интеграция краеведческого содержания с другими разделами может состоять в следующем: - развитие эстетического восприятия и суждений в процессе чтения произведений художественной литературы о родном районе, накопление опыта участия в разговорах, беседах о событиях, происходящих в родном районе, о достопримечательностях родного района и округа; - рассматривание дидактических картинок и иллюстраций, отражающих отношение людей к родному району; - участие в проектной деятельности, продуктом которой является создание макетов района и коллекционирование картиной, открыток, символов и значков. Цели проекта: создать условия для объединения и взаимодействия взрослых и воспитанников в образовательном пространстве прогимназии; стимулировать активное участие начинающих воспитателей в развитии и воспитании детей средствами детско-взрослого проектирования на основе природного и культурного наследия Выборгского района Санкт-Петербурга; вызвать интерес дошкольников к истории родного района и округа. Задачи проекта: Заинтересовать и привлечь начинающих воспитателей к участию в развитии и воспитании детей; Научить конструктивному взаимодействию субъектов педагогического процесса; Развитие интегративных качеств личности: эмоциональная отзывчивость, любознательность, активность, умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками и другие; Развитие творческих способностей на основе создания фантазийных предметов для макета своего района; Воспитывать самостоятельность творческого мышления и проявление творческих и исследовательских способностей каждого ребенка; Содействовать становлению интереса у дошкольников к природе, культуре и истории района, в котором дети проживают, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего; Познакомить детей с традициями Выборгского района и горожан. Работа с начинающими воспитателями и специалистами. - консультации по организации детско-взрослого проекта; - подготовка музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре спортивно-музыкального досуга «Ждем гостей на юбилей»; - подготовка к выставке детских групповых макетов «Выборгский район будущего». Прогнозируемый результат: · Дети проявляют любознательность по отношению к родному району, округу. · Дошкольники с удовольствием включаются в проектную деятельность (создание макетов). · Дети отражают свои впечатления о районе, округе в предпочитаемой деятельности: изображают в рисунках, воплощают образы в играх, разворачивают сюжет и т.д. · У детей преобладает эмоционально-положительное отношение к району и округу, они хорошо ориентируются в ближайшем к прогимназии и дому микрорайоне, в правилах поведения в городе. · Создание педагогических условий для эффективного взаимодействия педагогов и детей в условиях прогимназии (организация совместной деятельности педагога с детьми – коллективная работа, совместная подготовка к выставке). · Распространение педагогического опыта педагогов среди начинающих воспитателей, вовлечённых в разработку детско-взрослого проекта. · Повышение уровня активности начинающих воспитателей в жизни ребенка и прогимназии. · Презентация проекта и выставка макетов детских коллективных работ на тему «Выборгский район будущего». · Публикация опыта работы на сайте ГБОУ прогимназия № 677 и других интернет-порталах. Продукт проектной деятельности. Продукт проекта представлен в виде макетов созданных совместно детьми и воспитателями и спортивно-музыкального досуга «Ждем гостей на юбилей». Презентация проекта: организуется выставка детских групповых макетов, где все участники могут увидеть и оценить все работы и фотоальбомы по совместной деятельности педагогов с детьми в процессе реализации проекта. Необходимое оборудование: видеопроектор аудио и видеоматериалы для показа детям видеоряда с достопримечательностями Выборгского района, энциклопедии по истории родного города, наглядные пособия по краеведению и петербурговедению, костюм медведя для спортивно-музыкального досуга, спортивный инвентарь, музыкальный центр; детский строительный конструктор, материал для художественного труда. Этапы реализации проекта: Подготовительный этап. Цель – заинтересовать и привлечь начинающих воспитателей к участию в развитии и воспитании детей, провести подготовительную работу по организации основного содержания детско-взрослого проекта. Краткое содержание: 1) Создание творческой группы из воспитателей групп детей дошкольного возраста. 2) Подбор и изучение литературы, методического и практического материала. 3) Разработка содержания детско-взрослого проекта (цель, задачи, проблема, этапность выполнения проекта, критерии, ожидаемый результат). 4) Планирование предстоящей работы педагогов с детьми (приложение 1). 5) Определение игровой мотивации для детей. Практический этап. Цель – познакомить детей с историей своего района, подвести к пониманию того, что у района как и у города есть имя, день рождения, интересные исторические и географические факты; познакомить детей с символикой прогимназии (гербом), в которой они воспитываются. Краткое содержание: В группах среднего и старшего дошкольного возраста проводятся (приложение 2): - экскурс детей по истории и географии Выборгского района и округа Парнас, на территории которого расположена прогимназия (беседа); - ознакомление со знаменитыми горожанами и их творчеством, проживавшими в родном районе (чтение энциклопедий и рассматривание иллюстраций); - знакомство с достопримечательностями Выборгского района (презентация, сюжетно-ролевая игра – «Строительство нового дома» для средней группы, «Строительство нового микрорайона» для старшего дошкольного возраста). Основной этап. Цель – развитие интегративных качеств личности: эмоциональная отзывчивость, любознательность, активность, умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками и другие; развитие творческих способностей на основе создания фантазийных предметов для макета своего района. Краткое содержание: Педагоги и дети каждой возрастной группы совместно проектируют и создают макеты района или микрорайона «Выборгский район будущего» (приложение 3). Большое значение в социально-личностном и познавательном развитии дошкольников имеет макетирование, создание моделей-макетов. Играя с макетами, ребенок создает воображаемую ситуацию, выполняет одну или несколько ролей, моделирует реальные ситуации или социальные отношения в игровой форме. Дети познают окружающий мир, узнают о природе родного города и района, знакомятся с разными природными зонами. В процессе создания макета решается несколько задач: закрепление и обобщение знаний детей по культурно-исторической теме; активизация лексического словаря; развитие монологической и связной речи; развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения, фантазии; развитие общей и мелкой моторики рук; формирование творческих способностей; воспитание доброжелательности; развитие коммуникативных навыков; умения работать в коллективе. В процессе макетирования развиваются интегративные качества личности: эмоциональная отзывчивость, любознательность, активность, умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками и другие. Материал для макета: бросовый, природный материал, бумага разной фактуры, ткань, нитки и пр.
Размер макета: не менее формата А 4 и не более формата А 2.
Вид макета: плоскостной, объемный, объемная аппликация, папье-маше.
Критерии оценки:
o Эстетичность, аккуратность и качество выполнения макета.
o Разнообразие и оригинальность используемого материала.
o Разнообразие и оригинальность техники изготовления макета.
o Безопасность макета (используемый материал, отсутствие колющих предметов, изделий из стекла).
o Функциональность - возможности использования игрового макета в игровой деятельности детей в группе.
o Познавательно-развивающий аспект.
o Использование экологически чистых материалов.
o Участие детей в создании макета.
o Творческий подход к изготовлению макета.
Итоговый этап.
Цель – обобщить представления детей по теме проекта; обобщить опыт педагогов в развитии и воспитании детей.
Краткое содержание:
1.Организация выставки детских групповых макетов «Выборгский район будущего». В выставке участвуют группы детей среднего и старшего дошкольного возраста. Цель – подведение итогов совместной деятельности детей и педагогов.
2. Проведение спортивно-музыкального досуга «Ждем гостей на юбилей» для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Цель - развлечь детей, вызвать положительные эмоции; обобщить представления детей о культурной и спортивной жизни Выборгского района.
|