«Мы – россияне, наш язык русский» Задачи. Воспитывать любовь к своей Родине, городу, в котором живут, народному творчеству. Учить проявлять устойчивый интерес и эмоциональную отзывчивость к богатству и гармонии русского языка, его поэтичности. Закреплять знания о русском фольклоре. Познакомить с понятием «устное народное творчество». Развивать умение поддерживать беседу, активно принимать участие в диалоге. Активизировать словарь русскими пословицами и поговорками. Предварительная работа: рассматривание флага, монет, печатей. Чтение книги «Наши любимые праздники». Рассматривание предметов, игрушек, посуды народного декоративно – прикладного искусства. Рассматривание портретов русских писателей и поэтов. Чтение сказок, русских потешек Ю.Васнецова. Материал: панно природы, Российский флаг, герб, карта Российской Федерации. Книги русских народных сказок, куклы, игра «Сложи картинку».
Содержание деятельности Воспитатель. Здравствуйте ребята, скажите пожалуйста вы любите путешествовать. - Мы очень любим путешествовать. Воспитатель. А вы хотели – бы отправиться в путешествие по замечательным местам нашей Родины. - Мы очень хотим быстрее отправиться в путешествие. Воспитатель. Но прежде чем мы отправимся в путешествие, давайте разомнём наши пальчики. Пальчиковая гимнастика «Дружба» Дружат в нашей группе (правая рука энергично сжимает левую от запястья до кончиков пальцев). Девочки и мальчики (левая рука также сжимает правую). Мы с тобой подружим (пальцы скрещены в «замок», вывернуть «замок» вперёд, локти выпрямить) Маленькие пальчики (вращение кистями, сцепленными в «замок») Один, два, три, четыре, пять (поочерёдное соединение пальцев от большого до мизинца, ладони напряжены) Любим мы играть (руки в стороны, встряхнуть) Пять, четыре, три, два, один (поочерёдное соединение пальцев от мизинца до большого) Мы опять играть хотим (руки в стороны встряхнуть). Воспитатель. Молодцы, пальчики размяли, а сейчас послушайте песню «С чего начинается Родина». Ребята, вам знакома эта песня? - Да! Воспитатель. Скажите пожалуйста о чём эта песня? - Эта песня о нашей Родине. Воспитатель. Ребята, а когда вы произносите слово «Родина». Что вы представляете? - Мы представляем – леса, поля, горы, снега, моря. Воспитатель. А как вы думаете, с чего начинается любовь к Родине? - Любовь к Родине начинается с любви к матери. Воспитатель. Молодцы, правильно ребята, от матери вы впервые узнали свой язык, а в материнской песне прозвучал голос Родины. Мать и Родина- нет на свете ближе и роднее слов. Ребята, давайте вспомним пословицы, и поговорки которые сложил русский народ о Родине. - Нет земли краше, чем Родина наша! Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей. Одна у человека мать – одна и Родина! Береги землю любимую, как мать родимую. Родина – мать, умей за неё постоять. Воспитатель. Молодцы, вы много знаете пословиц и поговорок о Родине. Когда вы подрастёте понятие «Родина» будет для вас значительно шире. Я надеюсь, когда вы станете взрослыми, независимо от того, какую профессию выберете, вы будете достойными представителями своей Родины. Очень важно при этом, чтобы каждый из вас умел красиво говорить и правильно выражать свои мысли. Тогда общение с другими людьми принесёт вам удовольствие и радость, вы сможете поделиться с ними своими знаниями, отстоять правоту своих убеждений. Вы ребятки скоро пойдёте в школу, любите и изучайте свой родной язык, развивайте дар слова. Ребята, а теперь скажите мне пожалуйста в какой стране мы с вами живём? - Мы живём в России. Воспитатель. Если мы живее в России, значит кто мы с вами? - Мы – россияне. Воспитатель. Правильно, молодцы. Россия большая страна, её населяют разные народы. Назовите, их. - У нас живут украинцы, белоруссы, армяни, турки, грузины. Воспитатель. Молодцы ребята, но все кто живёт в России, говорят на русском языке, только в узком кругу, в своей семье они говорят на своём языке. Наш основной язык – русский – красивый, богатый и могучий. Ребята послушайте отрывок из стихотворения, которое нам прочитает Настя. Слова бывают разные, Слова бывают всякие, Слова бывают ясные, Твёрдые и мягкие. Слова бывают смелые, Упрямые, суровые. Но непременно дело Стоит за каждым словом. С. Баруздин. Воспитатель. Умница, ребята, а сейчас я хочу предложить вам отправится в путешествие по Родине на поезде. Согласны? - Мы согласны. Воспитатель. Тогда занимаем места в вагончиках, все готовы, вам удобно? - Да! Воспитатель. Внимание, поезд отправляется. Ребята, вот и первая наша станция . А называется она «Лесная». Вам нравится? - Да! Воспитатель. Ребята, скажите мне пожалуйста, какие деревья растут в лесах России? - В лесах России растут – дуб, ель, сосна, берёза, осина, ольха, каштаны. Воспитатель. Молодцы. А какое дерево является символом России? - Символом России является – белая берёза. Воспитатель. Правильно, молодцы, послушайте стихотворение о берёзке, а прочитает нам его Дашенька. Ты до того, берёзонька, красива И в полдень жаркий, и в час росы, Что без тебя немыслима Россия И я немыслим без твоей красы. Воспитатель. Умница. А теперь скажите, какие животные живут в лесах России? - В лесах России живут лисы, волки, зайцы, медведи, ежи, белки, кабаны, олени. Воспитатель. Молодцы, какие ягоды можно собирать в лесах России? - В наших лисах можно собирать – малину, ежевику, землянику, бруснику, клюкву, чернику. Воспитатель. Правильно ребята, а теперь скажите мне, какие птицы живут на территории России? - У нас живут – ворона, сорока, воробей, синицы, снегири, соловьи. Воспитатель. Молодцы. А какие рыбы водятся в реках и озёрах. - В реках водятся – окуни, караси, щуки, сомы, лещи, судак. Воспитатель. Молодцы, вам понравилась станция «Лесная». - Да! Воспитатель. Ребята, нам пора занимать свои места в вагончиках, поезд отправляется. Следующая станция «Знайкина». Вот мы и приехали. Вам нравится наше путешествие? - Да! Воспитатель. Выходите на станцию «Знайкина». Ребята, эта станция не просто так названа, на этой станции нужно показать свои знания. Вы готовы? - Да! Воспитатель. Слушайте внимательно первый вопрос. Назовите столицу России? - Столица России – Москва. Воспитатель. Молодцы. Где работает президент России? - Президент работает в Москве, президентском дворце. Воспитатель. Умницы, а теперь назовите реки России. - У нас в России есть река – Кубань, Волга, Лена, Ока, Объ, Енисей. Воспитатель. Правильно. А теперь назовите какие вы знаете города России? - Санкт – Петербург, Волгоград, Самара, Сочи. Воспитатель. Молодцы, ребята назовите ближайших соседей России? - Соседи России – Украина, Белорусь. Воспитатель. Хорошо. А теперь назовите отличительный знак государства, изображаемый на флагах, монетах, печатях. - Это герб. Воспитатель. Молодцы, а кто прочитает стихотворение о гербе? Ребёнок читает стихотворение. У России величавой На гербе орёл двуглавый, Чтоб на запад, на восток Он смотреть бы сразу мог Сильный мудрый он и гордый Он России дух свободный. Воспитатель. Молодец. Ребята, а какие цвета на нашем флаге, и что они означают. - На флаге России три цвета, белый, синий, красный. Белый цвет – берёзка, Синий – неба цвет Красная полоска Солнечный рассвет. Воспитатель. Молодцы. А теперь давайте поговорим о малой Родине. Как мы называем свою малую Родину. - Наша малая Родина – Кубань. Воспитатель. А как называется наш край? - Краснодарский край. Воспитатель. Правильно. Ребята, назовите главный город Краснодарского края. - Город Краснодар. Воспитатель. Молодцы. А как наш любимый город называется, в котором мы живём. - Наш город – город Белореченск. Воспитатель. А почему его так назвали? - Потому – что протекает река – Белая. Воспитатель. Ребята, а какие улицы нашего города вы знаете? - Улицы – Ленина, Красная, Гоголя, Мира… Воспитатель. Молодцы, а на какой улице находится наш детский сад? - Наш детский сад находится на улице – Интернациональной. Воспитатель. Молодцы ребята. Мы с вами – жители нашего родного города. Именно от нас с вами зависит, каким будет наш город в будущем. Ребята, время вышло, поезд отправляется дальше, занимаем свои места. Поехали. Воспитатель. Ребята приехали, станция называется «Историческая». Какие праздники отмечаются на Руси с древних времён? - Рождество, Пасха, Масленица. Воспитатель. Ребята, скажите, какие блюда русской кухни вы знаете? - Каша, пироги, щи, блины. Воспитатель. Молодцы, а какую обувь носили русские крестьяне? - Крестьяне носили лапти. Воспитатель. Ребята, а какой сувенир считается символом России? - Сувениром считается – матрёшка. Воспитатель. Молодцы. А теперь скажите, какие декоративные промыслы и ремёсла существуют в России? - Гжель, Хохлома, Дымковские игрушки… Воспитатель. Ребята вы умницы, занимаем свои места, отправляемся дальше. Вот и наша любимая станция «Литературная». Воспитатель. Назовите русских писателей и поэтов? - Пушкин, Толстой, Маршак, Чуковский… Воспитатель. Назовите русские народные сказки. - «Колобок», «Репка», «Маша и медведь». Воспитатель. Ребята вам понравилось путешествовать? - Да! Воспитатель. А сейчас мы с вами немного отдохнём и поиграем с мячом. Я вам буду бросать мяч, а вы будете ловить его и отвечать на вопрос «За что вы любите свою Родину?» Физкультминутка с мячом «Я люблю свою Родину, потому что…» Воспитатель. Молодцы. Ребята, давайте присядем, послушайте, что я вам расскажу. В древние времена, когда люди ещё не умели писать, они передавали информацию из уст в уста. Как вы это понимаете? - Они словесно передавали информацию, губами, ртом. Воспитатель. Правильно, в древние времена губы назывались устами, люди, общаясь, запоминали то , что им рассказывали и передавали следующему поколению. Так и появилось устное народное творчество. В нём богатым, выразительным, метким словом воспевались народная мудрость, ловкость, смекалка и трудолюбие русского народа. Ребята, а что относится к устному народному творчеству. - К устному народному творчеству относятся, потешки, прибаутки, загадки, пословицы, поговорки, сказки. Воспитатель. Ребята, а для чего нужны были потешки и прибаутки. - Для того чтобы забавлять маленьких детей, успокоить плачущего. Воспитатель. Ой, ребята, я чуть не забыла, нас пригласила Мария Ивановна, ей нужна помощь с малышами. Спать уложить, накормить, убраться. Ну что, поможем Марии Ивановне? - Да! Воспитатель. Ребята, пешком идти далеко, давайте поедем на маршрутном такси, нам всем места хватит. Хорошо. - Да! Воспитатель. Садимся все аккуратно, пристёгиваемся. Все сели, поехали. Вот мы и приехали, выходим. Мария Ивановна. Здравствуйте ребята, я вас ждала. -Здравствуйте. Мы приехали вам помогать. Мария Ивановна. Вот молодцы. Воспитатель. Мальчики, я вам предлагаю убраться на столах, вот видите, дети играли, всё побросали. Вам задание, из этих частей сложить целую картинку. Игра «Сложи картинку». Воспитатель. А девочек мы разделим, одни пойдут укладывать самых маленьких детей, а другие, кормить более, старших детей. А как же вас разделить? - Считалкой. Дети читают считалки. Одни девочки укладывают малышей с помощью потешек, песенок. Другие девочки умывают и кормят детей с помощью потешек. Воспитатель. Мальчики умницы, сложили картинки, а какие сказки у вас получились? - «Три медведя», «Курочка ряба». Мария Ивановна. Ребята большое вам спасибо за помощь. Я вам приготовила русское блюдо – блины. - Спасибо. Воспитатель. Ребята, мы сегодня много путешествовали, но нам пора возвращаться в детский сад. Садимся в маршрутное такси на свои места, доедем до вокзала, а там нам надо успеть на поезд. Поехали. Воспитатель. Вот мы и приехали, и закончить наше путешествие хочется стихотворением, которое нам прочитает Оля. Горят, как жар слова, Иль стынут, словно камни. Зависит от того, Чем наделил их ты Какими к ним в свой час Притронулся руками И сколько отдал им Душевной теплоты.
|