Воспитание любви к Родине, к своему Отечеству — задача чрезвычайно сложная, особенно когда речь идет о детях дошкольного возраста. В настоящее время наши дети не знают прошлое своего родного края, города, их достопримечательности, не всегда замечают красоту окружающей природы. Поэтому необходимо воспитывать у детей заинтересованность событиями, происходящими в окружающей их жизни, интерес к культуре, истории родного края. Сохранение его во многом зависит от системы воспитания. Наш народ, отдавая дань моде, обращается к приёмам воспитания, заимствованным в западных странах, забывая, что традиционное воспитание даёт возможность вырастить настоящего Человека, высоко духовного, знающего свою национальную культуру. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию, изучению регионального компонента, является технология проектирования.
Таким образом, чувство любви к своей малой родине формируется постепенно, в процессе накопления знаний, вырастает из любви к близким, родному краю, интереса к доступным пониманию детей явлениям общественной жизни. Использование проектного метода, помогает маленькому человеку воспринять сердцем и душой забытые национальные традиции. Надеемся. Что наши дети продолжать традиции своих предков: будут любить свою малую родину. Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад №14 «Светлячок» г.Кудымкара Проект «Путешествие в прошлое и настоящее» Воспитатель - Н.М.Радостева 2011 Постановка проблемы: Воспитание любви к Родине, к своему Отечеству — задача чрезвычайно сложная, особенно когда речь идет о детях дошкольного возраста. В настоящее время наши дети не знают прошлое своего родного края, города, их достопримечательности, не всегда замечают красоту окружающей природы. Поэтому необходимо воспитывать у детей заинтересованность событиями, происходящими в окружающей их жизни, интерес к культуре, истории родного края. Сохранение его во многом зависит от системы воспитания. Наш народ, отдавая дань моде, обращается к приёмам воспитания, заимствованным в западных странах, забывая, что традиционное воспитание даёт возможность вырастить настоящего Человека, высоко духовного, знающего свою национальную культуру. Понимание Родины у дошкольников связано с осущением родного края, земли на которой родился и рос, с конкретными представлениями о том, что близко и дорого - с любовью к родителям, своим близким, своему дому, к ближайшему окружению-родным местам. Учеными давно доказано, что чувство национальной гордости не возникает само по себе, оно формируется постепенно с самого раннего детства. Поэтому, с младшего возраста, одним из основных методов работы стали пословицы, поговорки, потешки, через которые развивается не только познание своего края, но и речь ребенка, что является основным в младшем возрасте. Гипотеза: В ходе реализации проекта, дети узнают много интересного о культуре коми-пермяков, о своем городе, прекрасных местах вокруг его. Цель: создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников и всех участников проекта на основе приобщения детей к традиционной культуре родного края. Задачи: v Сформировать у ребенка представление о себе, своей семье и социальном окружении. v Воспитывать уважительное отношение к семье, родному краю v Создать единое пространство детский сад - семья. Вид проекта: По количеству участников: коллективный; По контингенту участников: дети 3-7 лет; По направленности: региональный; По характеру деятельности: познавательный По продолжительности: долгосрочный (четыре года). Основные направления работы с детьми. Организованные формы обучения на занятиях. Совместная деятельность взрослого и ребёнка. Самостоятельная деятельность ребёнка. Художественная литература. Игра экскурсии исследования Наблюдение. Ресурсное обеспечение проекта. l Оформление мини-музея l игрушки своими руками ( глиняная посуда, куклы обереги, национальная одежда для кукол, народно — прикладное искусство в уголке ряжения) l Наглядный материал: иллюстрации, картинки, фотографии, аудиокассета, СД - диск, грампластинка с записью с коми-пермяцкими песнями. l Технические средства: телевизор, музыкальный центр, магнитофон, ноутбук, DVD – проигрыватель, проектор, экран. этапы проекта:
Этапы и задачи проекта
|
Деятельность педагога
|
Деятельность детей
|
I Этап
Подготовительный
(июнь-август 2010 г.)
|
l Формулировали проблему (цель)
l При постановке цели определяли и продукт проекта
l Формулировали задачи
|
l Вживание в игровую ситуацию
l Вхождение в проблему.
|
II Этап
Основной (2010-2012гг)
(2010-2011 уч.год)
|
l Помогали в решении задачи
l Помогали спланировать деятельность
l Организовывали деятельность
l Оказывали практическую помощь (по необходимости)
|
l Участие детей в мероприятиях по плану.
|
Итог 2010-2012гг
|
- конспекты занятий
- настольные игры
- альбомы
- создание мини-музея в группе
|
Содержание проекта
Блоки: «Моя семья»
«Наш город — Кудымкар»
«Природа нашего края»
«Быт наших предков»
«Искусство и литература»
«Традиции коми-пермяков»
«Коми-пермяцкие игры»
Первый год
Блоки
|
Работа с детьми
|
Работа с родителями
|
1 квартал
|
«Моя семья»
|
Беседа «С кем я живу»,
Сюжетно – ролевая игра «Семья», рисование «Украсим маме сарафан»чтение сказки «Волк и козлята»
|
Выставка рисунков «Моя семья», «Герб моей семьи»
|
«Наш город - Кудымкар»
|
Занятие на тему «Мой любимый город», рассматривание иллюстраций (фотографий) о городе.
|
Экскурсия по городу, выпуск стен газеты « мы живем в городе Кудымкаре»
|
2 квартал
|
«Природа нашего края»
|
Дидактическая игра «Животные нашего края», циклические наблюдения за природой, животным миром, погодой,
|
Экскурсия в музеи «Природа нашего края»,
|
«Коми-пермяцкие игры
|
Игры с предметами быта коми - пермяков
|
|
«Традиции коми-пермяков»
|
Наблюдение за проведением праздников Масленица, Колядки в старших группах
|
|
3 квартал
|
«Быт наших предков»
|
Игра – путешествие в прошлое одежды, знакомство с Коми – пермяцким орнаментом, рисование «Узор на пояс», игра – занятие «Какая раньше была посуда» (в музее), лепка из глина на тему «Посуда наших бабушек»
|
Экскурсия в музей на просмотр экспозиции «Внутреннее устройство и убранство Коми – пермяцкой избы»,
|
«Искусство и литература»
|
Знакомство с книгой «Сто серебряных коней», чтение сказок, потешек, стишков.
|
|
|
|
|
|
Второй год.
Блоки
|
Работа с детьми
|
Работа с родителями
|
1 квартал
|
«Моя семья»
|
Семья и родной дом.
Праздники нашей семьи. Изготовление подарков к праздникам для родственников. Сюжетно – ролевая игра: «Семья», «День рожденье» д /игра: «Правильно – неправильно», «Волшебные слова»
|
Оформление альбома: «Дом в котором я живу» изготовление настольно – печатного материала для дидактических игр.
|
«Наш город - Кудымкар»
|
Дома нашего города.
Экскурсия в музей: «В гостях у крестьянки Насти»
Я живу в Кудымкаре.
Экскурсия по городу.
Заучивание стихов о городе. Аппликация «Улица нашего города». Конструирование «Мост через реку».
|
Прогулки по городу. Фото -выставка «Любимое место в моем городе»
|
2 квартал
|
«Природа нашего края»
|
Кто живет в наших лесах.
Деревья нашего края.
Эти удивительные цветы. Разучивание пословиц, загадок. потешек о природе. Лепка «Уточка с утятами», рисование «Кошечка»
,
|
|
«Коми-пермяцкие игры
|
|
|
«Традиции коми-пермяков»
|
Занятие по знакомству с процессом приготовления блинов.
Рисование на тему «Ветка вербы»
Разучивание хороводов.
|
Создание альбома «Ой блины….
|
3 квартал
|
«Быт наших предков»
|
Знакомство с коми – пермяцкой куклой. Игра – занятие «Как избу строили», игра – занятие «Что храниться в сундучке» (предметы крестьянского быта, одежды)
Дидактическая игра «Раньше и теперь», «составь узор»»
Рисование «Украсим сарафан»
|
Оформление мини музея в группе «предметы быта», «Национальной одежды», оформление альбома «Прошлое и настоящее»
|
«Искусство и литература»
|
Чтение книги В. В. Климова
«Сто серебряных коней», чтение сказок, потешек, стишков. Познакомить с журналом «Силькан»
|
Чтение коми – пермяцких произведений.
|
Предполагаемый результат
- Разработать систему занятий в соответствии с возрастом;
В приложении:
Конспекты занятий.
Фотографии мини- музея.
Альбомы « Моя семья», «Путешествие в прошлое и настоящее»
Литература:
- А.С. Истомин Парма прикамская. Коми – Пермяцкое книжное издательство, 1995г.
|