Конспект развлечения в старше-подготовительной группе «Карельский сувенир для мамы» |
Патриотизм детям | |||
Автор: Немчинова Елена Юрьевна | |||
25.03.2015 07:27 | |||
Конспект развлечения в старше-подготовительной группе «Карельский сувенир для мамы» Детский сад № 15 ОАО "РЖД" Автор: музыкальный руководитель высшей категории Немчинова Е.Ю. Кемь, 2015 г. Форма НОД: развлечение. Направленность НОД: нравственно- патриотическое воспитание. Организация НОД: фронтальная со всей группой, после проведения развлечениия организовано чаепитие с калитками. Основные задачи: образовательные задачи:
развивающие задачи: 4 Развивать логическое мышление; 5 Совершенствовать умение отвечать на вопросы связными, полными предложениями; 6 Развивать речеслуховое, зрительное восприятие и внимание; 7 Развивать общую моторику, координацию речи с движением, интонационную выразительность речи. воспитательные задачи: 8 Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности; -воспитывать любовь к матери, уважительное к ней отношение. Предварительная работа: Цикл занятий по теме «Карелия – мой край родной», знакомство: с республикой Карелией, городом Петрозаводском, карельской избой, ее бытом; с карельским народным инструментом кантеле- (просмотр авторской презентации). Посещение краеведческого музея, чтение карельских сказок. Разучивание народных карельских игр, пословиц и загадок. Рассматривание иллюстраций карельских художнков, рисование карельских узоров и орнаментов Изготовление поделок- сувениры для мам- карельские куклы. Материал для НОД: карельские костюмы, мультимедийное оборудование, фонограммы с карельской музыкой (сопровождение игры). Ход НОД. Звучит карельская музыка. В зале, стилизованном под карельскую горницу музыкальный руководитель- Хозяйка встречает гостей и детей. Все рассаживаются. Хозяйка. Здравствуйте, гости дорогие! Маленькие и большие! Я давно вас жду – поджидаю. Посиделки без вас не начинаю. Дети: Здравствуй, хозяюшка! Хозяйка: Проходите, будьте, как дома! Веселья вам, да радости! Ребята, послушайте стихотворение, и потом мне скажите, о каком крае пишет автор. Карелия, Карелия! Твои леса зелёные – У карелов, как и у других народов, есть свой национальный костюм, такой как надет на мне. Он включает в себя головной убор, сарафан, передник, а мужской карельский костюм состоит из рубахи-косоворотки с поясом, брюк и головного. Мы с вами уже видели карельские костюмы. (Дети рассматривают костюм Хозяйки) Воспитатель:. И мы тоже надели костюмы карельские. И принесли всем в подарок карельские игры, песни, танцы и хороводы. Этот праздник мы посвящаем нашим дорогим мамам и бабушкам. Ведь Родина любимая, что мать родимая. Так говорится в карельской пословице. А наши дети не разделяют Родину и маму. Дети читают стихи: Света и добра! Мамочка моя! Сказку за собой. Мамочка моя! Утро наряжу. Мамочка моя! Ведь скоро мамин день. (исп. песня А. Евдотьевой «Подарок маме») Люблю я Родину свою: Люблю просторные луга, Люблю свой дом. Свою семью. Когда я вырасту большим, 1. Сторона сторонушка синяя вода. 2. Над лесом над озерами взлечу как птица я, 3. На юге, где солнце теплее цветы зажигает весна. 4. Любим край любимый, он краше с каждым днем. (исп. Песня К. Макаровой «Мы живем в Карелии») Хозяйка: А теперь пора плясать (исп. танец «Бинго») Хозяйка: А теперь отдохнем, разговоры поведем. Дети располагаются на лавках. Воспитатель: А что хозяюшка ты интересного нам припасла? Хозяйка: (Достает сундучок с загадками) Я зимою в горнице, а весною на завалинке посиживаю. Загадаю вам загадки, кто смышленый погляжу. Вы уже знакомы со многими предметами, находящимися в моей избе. А сегодня я буду загадывать вам загадки о них. А вы ищите отгадки в моем доме. Загадки: Дарья и Марья видятся, да не сходятся. (пол и потолок) Ходит век, а не человек. (часы) А это загадки для взрослых: Крохотная птичка с хвостиком льняным сквозь стены пролетает. (Нитка с иголкой) Чем больше свинка вертится, тем толще становится. (Веретено) Жеребец в конюшне, хвост на крыше. (Печь) Черный-пречерный, толстый-претолстый, в каждом доме нужен. (Чугунок) Кипит-бурлит — никогда через край не переливается. (Озеро) Лебедь летит, крыльями помахивает, воду с крыльев отряхивает. (Лодка с веслами) Одна изба, пять горенок. (Перчатка) Железная сестрица И даже дуб ( «Игра со словом «Наша звонкая пила») Хозяйка. В своих стихах, песнях, пословицах прославляли карелы труд людей и обсмеивали лень. Пословицы: В одиночку только с кашей воевать. Пораньше встанешь – день продлишь. Воспитатель: А давайте, мы копилку еще пополним, потешим хозяюшку частушками. Хозяйка: Ох, частушки я люблю! С вами тоже подпою! (Исп «Карельские частушки») Дети поют частушки, родители подыгрывают на детских музыкальных инструментах. Мы карельские ребята, Целый месяц на рыбалку Как по морю плывет лодка Удочку закинул в море Мы надели босоножки Быть разведчиком хочу я, Окунь плавает в реке, Мы ходили на рыбалку, Хозяйка: Вот и пополнилась моя копилочка! А теперь приглашаю всех в карельский хоровод «Крууга» Хватит ли в избе нам места, (исп. «Крууга», вместе с родителями) Хозяйка. Мы с вами вспомнили карельские пословицы и поговорки. Разгадали карельские загадки. А какие вы знаете карельские сказки? (иснсценировка сказки «Как один парень царя перехитрил») Хозяйка: Ну а сейчас приглашаю в карельские игры поиграть. ( «Щука и рыбки», «Лапоток», «Лети в роток») Хозяйка: Ай да молодцы!! И меня порадовали, и гостей наших! Мамы не скучали? (исп. танец «Далеко от мамы») Хозяйка: Здорово веселиться умеете! А по – хозяйству хлопотать сможете ли? Дети: Сможем, еще как! Хозяйка: Тогда будем картошку варить! Игра «КАРТОШЕЧКА В ГОРШОЧКЕ» карельская игра Дети образуют два круга: внешний – горшочек, внутренний – картошка. Под музыку дети начинают двигаться: внешний круг идут по кругу, внутренний двигаются «гуськом» противоходом (картошка вариться). На последнюю фразу дети из внешнего круга останавливаются, а дети во внутреннем кругу постепенно встают (картошка сварилась) и поворачиваются к детям из внешнего круга. На последний аккорд дети — картошка надувают щеки, а дети – горшочек протыкают их (проверяют, «сварилась ли картошка»). Чьи щечки не сдулись, та картошка «доваривается» — пляшет. Хозяйка: Чудесна картошка сварилась, рассыпчата, для начинки в самый раз. Воспитатель: Я б калиточек картофельных поела, Хозяйка: Карелы – гостеприимный народ. Когда собирались гости, хозяйка накрывала стол, на котором, как правило, всегда были калитки – карельская выпечка. По карельским обычаям, мужчины сидели справа от двери, женщины слева, а хозяйка у самовара. Но сначала мы подарим мамам танец и подарки, которые вы сделали сами — карельские куколки. (Исп. танец «Будь всегда со мною рядом, мама!») Хозяйка: Дорогих гостей встречаем, калитками угощаем! Они на блюде расписном с карельским рушником. Калитки подносим, поклонясь отведать просим! Хозяйка передает калитки воспитателю, гости благодарят хозяйку. Хозяйка идет за самоваром. Воспитатель: Чай пить – приятно жить! Пустой пить неохота, я с калитками в самый раз! Хозяйка несет самовар и поет на мелодию русской народной песни «Ах вы, сени» Хозяйка: Я иду, иду, иду, самовар в руках несу, Воспитатель: Хозяйку уважим? Дети: Уважим! Воспитатель: Калиточек поедим! Дети: Поедим! Воспитатель: Ароматным чайком запьем? Дети: Запьем! Под музыкальный фон дети идут за Хозяйкой в группу на чаепитие. Карельская сказка «Как один парень царя проучил» Жил в далекие времена один царь. Очень любил он слушать сказки. По всему государству искали царские слуги сказочников, а царь требовал каждый день новую сказку. (приходит парень сказочник) Сказочник. Здравствуй, царь! Я пришел тебе сказку рассказывать! Царь. Здравствуй, здравствуй, ну рассказывай! Сказочник. Жили-были старик со старухой и был у них… Царь. Знаю, знаю я эту сказку. Казнить сказочника! Отрубить ему голову. И вот пришел день, когда уже не осталось в этом царстве сказочников, кому хочется остаться без головы. А царь кричит на слуг: Царь. Доставайте мне сказочника, откуда хотите! А не то всем вам конец! Мечутся слуги, себя не помнят от тревоги. И вдруг является во дворец какой-то незнакомый парень. (подходит парень) Парень. Здравствуй, царь! Хочешь, царь, мою сказку послушать? Царь. Здравствуй! Давай, давай, рассказывай скорее! И усаживает его подле себя в мягкое кресло. Парень. Ну, слушай. Такую сказку ты еще, верно, не слыхивал. Было это давным-давно, когда мой дед и твой дед вместе сарай строили. Такой был длинный сарай, что если бы в нем бревно протянуть — белка за целый день не смогла бы от конца до конца проскакать. Вот это был сарай! Ты про такое не слыхал? Царь. Нет, не слыхал, — а что дальше было? Парень. А дальше завтра расскажу. До свиданья! Наутро опять приходит. Царь его опять рядом с собой усаживает, торопит: Царь. Ну, так что же дальше-то было? Парень. Так вот, — твой дед и мой дед в этом сарае быка вырастили. Такой был бык, что ласточке целый день лететь нужно было, чтобы с одного рога на другой перебраться. Ты про такого быка слыхал? Царь. Нет, не приходилось. Парень. А не слыхал, так на сегодня и хватит. До свиданья! И опять ушел. Царь. Какой хитрый парень, — а только я все равно тебя перехитрю. Быть тебе, как и другим, без головы! Слушайте мои придворные: Когда завтра этот парень снова рассказывать сказку начнет, вы все приходите слушать, и что бы он ни сказал, кричите: «Мы это слышали, слышали! Вот я его и подловлю» На другой день пришел парень еще раз. Парень. Здравствуй, царь! Царь. Здравствуй, парень! Ну, рассказывай, что же было дальше… Парень. Ну слушай! Когда твой отец и мой отец по соседству царствовали, взял твой отец у моего отца в долг тридцать бочек золота. На тридцати лошадях увез. Слыхали вы про это? Придворные. Слыхали, слыхали! Парень. Ну, раз все слыхали, так отдавай, царь, долг! Царь. Какой долг? Парень. А тот. Который твой отец задолжал моему! Царь. Ой, ой, придется отдавать золото! Ведь все хором кричат, что этот долг слышали! Эй, придворные, принесите сюда золото. Разбогател наш парень, на тройке коней от царя уехал. А царь с тех пор перестал сказки слушать. Проучили его!
|