Конспект занятия по воспитанию любви к родному краю Чудо-прялка» у старших дошкольников (из серии тематических занятий «Русский быт»)
Программное содержание: • знакомить детей с особенностями труда и быта людей в деревнях Белгородской области (исторический аспект); • формировать представления об этнических особенностях русской народной вышивки и ткачества; • воспитывать уважение к труду. Предварительная работа: Экскурсия в краеведческий музей (рассматривали экспозицию «Русская изба XVIII века»), образцы ткачества и вышивки Белгородской области. Материал и оборудование: Настоящие прялка и веретено (в «Уголке русского быта»), клубки различных по фактуре ниток (шерстяные, шелковые и т.п.), изделия с элементами русской народной вышивки различных регионов Белгородской области.
Ход занятия: Организационный момент: Занятие проводится двумя воспитателями. Один из них сопровождает детей в «Уголок русского быта», помогает детям в диалогах, начинает и завершает занятие. Второй воспитатель переодевается в народный костюм, играет роль Хозяйки «Уголка русского быта». Воспитатель: Ребята, вы, наверное, помните, какие красивые вышитые изделия мы видели в краеведческом музее. Наша Хозяйка из «Уголка русского быта» тоже большая рукодельница. Давайте сходим к ней в гости и посмотрим, какая она мастерица. Дети входят в «Уголок русского быта». В центре стоит прялка. Хозяйка прядет нить. Хозяйка: Здравствуйте, гости долгожданные. Проходите, присаживайтесь. Может, кто-то из вас знает, что я делаю? Дети: Нитку прядете. Xозяйка: Правильно, я нитку пряду. На чем пряду? (Обращает внимание ни прялку) Я вам подскажу. Это прялка. Такие прялки прежде в деревнях были в каждой избе, да и сейчас у многих ещё сохранились. Я, например, родом из села Владимировки. Все женщины нашего села прядут нитки, чтобы потом соткать из них коврики, попоны, холсты. А в каких сёлах живут ваши бабушки и дедушки? Дети перечисляют названия сёл. Хозяйка: А сейчас я покажу вам, как работает прялка: я пальчиками вытягиваю шерсть и кручу нитку, начинаю прясть, а нитки наматываются вот сюда. Это называется веретено. Чем больше наматывается ниток, тем толще становится веретено. Посмотрите, что веретено делает? (Хозяйка крутит веретено.) Дети: Крутится, вертится. Xозяйка: Вот за то, что оно вертится, его и назвали веретеном. Давайте я вас научу нитку прясть. (Хозяйка берет шерсть и объясняет.) Сначала нужно намочить пальчики, растянуть шерсть и скрутить её в тонкую нитку. Хозяйка раздает детям шерсть, предлагает растянуть и скрутить её. По ходу работы задает вопросы: Что ты делаешь? Дети: Растягиваю шерсть. Скручиваю нитку. Пряду нитку. Xозяйка: Вот как нелегко прясть нитки: нужно шерсть держать, нитку вытягивать и скручивать, и на веретено наматывать. Для этого у меня есть помощница - прялка. Вот я сколько ниток напряла. (Хозяйка показывает корзину с разными клубками - шерстяными, шелковыми, хлопчатобумажными. Достает из корзины шерстяные нитки со спицами) Для чего нужны эти нитки? Дети: Чтобы вязать. Хозяйка Что можно связать из этих ниток? Дети: Кофту, варежки, носки, шарф. Хозяйка: Почему лучше вязать из этих ниток? Дети: Потому что они шерстяные, толстые, пушистые, мягкие. Из них получится тёплая одежда. Хозяйка: А для чего нужны эти нитки? (Берёт из корзинки нитки-мулине). Дети: Чтобы вышивать. Хозяйка: Правильно. А что у меня в избе вышито нитками? Дети: Полотенце, наволочка, скатерть, салфетки. Хозяйка: Да. И это не просто вышивка. Это старинная старооскольская вышивка. Много-много лет назад так выглядели узоры на полотенцах и скатертях ваших пра- прабабушек. Вышивали мастерицы долгими осенними и зимними вечерами, часто сопровождая своё рукоделие песнями. Представьте себе, что за зиму мастерица вышивала до 50 полотенец. Вышивки были, в основном, красные и черные. Посмотрите, как это красиво: яркие птицы, крестики, петушки и розы на белом полотне. Полотно (или холст) рукодельницы тоже ткали сами. Из льняных и конопляных нитей получался материал для платьев и рубашек, а из шерстяных нитей - яркие клетчатые ковры. Были эти ковры такими красивыми и прочными, что их возили на продажу в Харьков и даже в Москву. Воспитатель: Вы видите, сколько труда и умения прикладывает наша Хозяйка, чтобы прясть нитки, вышивать, шить. Как вы думаете, какие слова подойдут, чтобы об этом рассказать? Дети: Хозяйка трудолюбивая, гостеприимная, добрая, она рукодельница. Хозяйка: Спасибо, мои дорогие. Как приятно, когда твой труд ценят! Воспитатель: Да, простой русский человек всегда умел трудиться сам и уважал труд других. А лентяев и неумех никто не любит. Давайте выучим несколько пословиц и поговорок о труде: Рабочие руки не знают скуки; Дело мастера боится; У ленивой пряхи и для себя нет рубахи. Дети хором повторяют пословицы. Воспитатель: Очень хорошо! А может быть, и вы знаете какие-нибудь пословицы о труде? Поднимите руку и скажите их нам. Дети: Без труда не вытащишь и рыбку из пруда; Делу время - потехе час; Кто не работает, тот не ест и т.п. Хозяйка: Молодцы! Я уверена, что среди вас ленивых нет, и вы всегда помогаете вашим папам и мамам. Заходите ко мне ещё, всегда рада вас видеть! Дети прощаются и уходят. «Умельцы Казацкой слободы» Конспект занятия о Старооскольской глиняной игрушке (из серии тематических занятий «Белгородчина: прошлое и будущее»)
Программное содержание: • развивать интерес старших дошкольников к Старооскольским народным промыслам и ремёслам как части материальной и духовной культуры Белгородчины; • способствовать патриотическому воспитанию и эстетическому развитию детей средствами музейной педагогики. Предварительная работа: Провели экскурсию в краеведческий музей, где есть специальная экспозиция по старооскольской игрушке; в «Уголке русского быта» и в группе рассматривали непосредственно образцы старооскольской игрушки. Материал и оборудование: Несколько различных глиняных старооскольских игрушек. Ход занятия: Воспитатель: Как вы уже знаете, Белгородская область включает несколько городов, один из которых - Старый Оскол. Этот город возник в конце 16 века как один из сторожевых постов на высоком берегу реки Оскол. Жили здесь казаки, защитники границ русских, пушкари, ямщики, гончары. И слободки вокруг города до сих пор несут эту память в своих названиях. В одной из таких слобод на Казацких буграх и жили гончары-ремесленники. Скажите, как называется эта слобода? Дети: Казацкая слобода. Воспитатель: Верно. А земля в Казацкой слободе особая, глинистая. Из этой глины мужчины делали всевозможные горшки, тарелки, плошки, без которых не обходилась ни одна хозяйка. А женщины нашли оскольской глине другое применение: решили они лепить игрушки для детей. Ведь тогда не было таких игрушек, как у вас. Глиняные фигурки людей и животных складывали в горшки, и всё вместе - в печь для обжига. А печи назывались горны и устраивали их поначалу прямо в меловых горах. А когда фигурки от сильного жара становились прочными и твёрдыми, их вынимали и раскрашивали. Двести лет назад появились первые старооскольские глиняные игрушки. Яркие, весёлые, задорные - сразу полюбились они и малышам и взрослым. Посмотрите внимательно на эти фигурки. Вы уже знаете, что бывают тёплые и холодные цвета. Какие называются тёплыми? Дети: Те, которые греют, похожи на солнечный свет. Воспитатель: Какие тёплые краски использовали художники для росписи старооскольской игрушки? Дети: Красная, оранжевая, желтая, коричневая, розовая. Воспитатель: А какие цвета называются холодными? Дети: Похожие на снег, воду, лёд. Воспитатель: Скажите, какие холодные цвета можно увидеть на наших игрушках? Дети: Синий, зеленый, голубой. Воспитатель: Вот видите, тёплых цветов больше. Старооскольская игрушка вообще тёплая, радостная. Посмотрите внимательно: рисунок нанесён прямо на светло-коричневую глину. По этому признаку вы легко отличите оскольскую игрушку от, например, дымковской. Да и сам рисунок очень своеобразный: на первый взгляд он совсем простой, а как красиво получается! Какие элементы росписи вы видите на игрушках? Дети: Волнистые линии, круги, «ёлочки», «звёздочки», точки, прямые линии и т.п. Воспитатель: И ещё обратите внимание, что для каждого вида игрушки - свой узор положен. А видов этих немало. Расскажите, какие игрушки перед вами. Дети: Барашки, мишки, уточки и т.д. Воспитатель: Вы правильно сказали, но не совсем. Для каждой игрушки оскольские мастера придумали особые названия: Вот женские фигурки - «барышни», а вот мужские - «кавалеры». А медведи какие чудесные! Кафтаны расписные, держат корзинку, медвежонка. Вот гармонист, сидящий на табурете, мастерицы называли его «Иваном», вот «баранчики» и «утушки», вот «всадники» с лампасами и погонами, любимые детворой мишки и лиса с курочкой, «баранчики» с завитыми рожками. Вот коровушка-бурёнушка, так и хочется её погладить! Вот петух с курочкой, да такие яркие, пёстрые, что кажется, вот-вот оживут. И услышим мы громкое «ку-ка-ре-ку!». Давайте ещё раз повторим, какие бывают старооскольские игрушки? Дети повторяют оригинальные названия игрушек. Воспитатель: Каждая старооскольская игрушка действительно «поёт», имеет свой голос. При лепке внутри оставляют пустую камеру и отверстие для свистка. Свистулька получается на загляденье. Попробуйте подуть-посвистеть немного. Дети свистят в свистульки. Воспитатель: Старооскольские игрушки раньше продавали на торгах и ярмарках, куда стекался народ на праздничное гулянье. Каких только глиняных свистулек не лепили мастерицы к этому дню! На празднике свистели и гудели на все лады и взрослые, и дети. Но и сегодня живы ещё мастерицы, которые помнят секреты изготовления глиняных свистулек и передают эти секреты своим ученикам. Это Н.М. Гончарова, Е.М. Тарарыева, супруги Лобынцевы - Татьяна Дмитриевна и Владимир Иванович, преподаватели школы искусств. Теперь они учат мальчиков и девочек лепке игрушек. Так не прерывается связь времён. Старооскольская игрушка и сегодня живёт на радость людям.
|