Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию с элементами развлечения в средней группе "Люблю берёзку русскую" |
Патриотизм детям | |||
Автор: Лобко Светлана Михайловна | |||
09.05.2016 22:11 | |||
Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию с элементами развлечения в средней группе "Люблю берёзку русскую" Образовательные области: Художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие. Цель: Формировать познавательный и исследовательский интерес детей, воспитание чувства гордости и любви к русской берёзке как к символу России. Программные задачи: Формировать понятие, что белоствольную, всеми любимую русскую берёзку, издавна считают символом России, символом красоты русской природы. Воспитывать в детях чувство любви к Родине, её природе.
Уточнять и углублять знания детей о берёзе:
Развивать память, мышление, речь, познавательные и коммуникативные способности; воспитывать доброту, отзывчивость. Предварительная работа: Наблюдение на прогулке за берёзами на участке детского сада: молоденькой и старой в разные времена года, экскурсия в парк к берёзам, рассматривание картин русских художников И.И. Шишкин «Берёзовая роща» «Берёзовая роща», Аркадий Рылов «Берёзовый шум», Исаак Левитан «Золотая Осень», А.И. Куинджи «Берёзовая роща», чтение и заучивание стихотворений о Родине, о берёзе, рисование берёзы. Разучивание песен, хороводов, игр, просмотр слайдов. Оборудование: Презентация, ноутбук, проектор, Зелёные платочки на каждого ребёнка для хоровода «Ай да берёзка, белый ствол», Метла Бабы Яги красочно оформленная атласными лентами, светоотражающими полосками, костюм Бабы Яги разноцветные ленточки для украшения берёзы на каждого ребёнка. аудиозапись песни « Разбросала косы русые берёза» муз. и сл. А. Волкова, под которую дети покидают зал Аудиозапись песни «Отчего так в России берёзы шумят…», аудиозапись песни «Песня «Берёзка белая» муз. и сл. Г.Вихаревой.; песня «У красы берёзки платье серебрится» муз. Е Теличеевой, сл. А.Абрамова; песня «Очень любим Родину» муз. Потапенко Т., сл. Найдёновой Н.; песня-пляска «Ай, да берёзка» муз. Попатенко Т. сл. Ж. Агаджановой. Дети входят в зал под аудиозапись песни «Отчего так в России берёзы шумят» и становятся полукругом. На экране демонстрируется берёзовая роща с девочками в русских народных костюмах и название занятия. Воспитатель: С чего начинается Родина? Ребёнок: Нет лучше и милей России Ребёнок: В сердце ты у каждого Нет тебя красивей Ребёнок: Ты красива в весеннем наряде Россия, Ребёнок: Тебе Россия мы танцуем Ребёнок: Родина – это России просторы Воспитатель: Не случайно мы начали наш разговор именно с этих слов. Берёзка- символ России, символ молодости, прекрасного поэтического. Где бы ни росла русская берёзка, везде она людям радость, везде она людям свет. Стоит она красавица русского леса и ветерок шелестит его ветвями, благодатный дождик поливает её, солнышко греет. Какое сердце не отзовется радостью, глядя на нашу берёзку! Это же сама Россия наша, смотрит гордыми и светлыми очами в мир. Песня «Очень мы любим Родины красу» муз. Потапенко Т., сл. Найдёновой Н. Воспитатель: Удивительная судьба у русской березки. На миру она- радость, в любви помощница, в грусти – верная подруга. Прекрасные слова сказаны поэтами о березе. Поэт Сергей Есенин назвал Россию страной берёзового ситца», а березку – нежной, чистой, юной девушкой. Ребёнок: Улыбнулись сонные берёзки Ребёнок: Белая берёза – Машина сестричка Ребёнок: Люблю берёзку русскую С красивыми застёжками Ребёнок: Всем береза нравится Листья тихо шелестят Ребёнок: Наряд её мягкий чудесен Дети исполняют песню «Берёза белая» муз. и сл. Г.Вихаревой. Средь сосен суровых меж темных ракит, Русский народ выбрал березку символом России:
Из всех деревьев русского леса всех милее нам берёза. Она просыпается первой после зимней стужи. Она символ жизни, расцветающей природы, её красоты. Если бы все деревья сейчас превратились в людей, то дуб стал мудрым старцем, клён — добрым молодцем, а в кого же превратится берёзка? Дети: В девушку, красавицу, принцессу. Воспитатель: Да, издревле видели в этом деревце люди символ девичьей красоты и нежности. Как же ласково, любя, называют русские люди это дерево? Дети: Кудрявая, моложавая, белоствольная, стройная, краса-берёзка, ненаглядная, подруженька, красавица, светлая, чистая. Воспитатель: Недаром берёза любимая героиня русских народных сказок. Ребята, а вы любите сказки? Ой, ребята, прислушайтесь! Грохот, шум, тарарам- это кто стучится к нам? (За дверью слышится грохот, влетает Баба Яга, охая, потирая бока, волоча метлу). Баба Яга: — Ох, бедные мои косточки! Так и вторую ножку недолго сломать! Ну, погоди ж, негодная. Воспитатель: — Бабушка Яга, как ты к нам попала, что с тобой случилось? Баба Яга: — Да сверзлась я! Как бы это по-современному сказать?. Во! – отказ двигателя. Метла-то обветшала, истерлась, еле тянет. Вот прямо на ваши сосенки и катапультировалась. А у вас тут праздник, что ли? Воспитатель: — Праздник, бабушка! Мы сегодня березку – красавицу славим, о ней песни поем, стихи читаем. Баба. Яга: — Славите, значит! Березку! Да из-за нее, негодницы, пожилая женщина чуть жизни не лишилась! Эх, топора нет, а то бы я с ней поговорила. Воспитатель: — Бабусенька, да за что ж ты так на березку рассердилась? Что она тебе плохого сделала? Баба Я: — Она хорошего мне не сделала! Прутьев пожалела на новую метлу. Говорит: «У меня сокодвижение начинается, нельзя сейчас ветки резать, попозже приходи». А мне до ее «попозже» на голой палке летать! У – Не прощу. До сих пор все кости болят. Воспитатель: — Ну, если дело все в метле, то его легко поправить. Мы с ребятами тебе новую метлу подарим. Ты, я вижу, бабушка продвинутая, о современных технологиях слыхала? Вот тебе метла – синтетическая, новая, с бантиком. Б. Я.: — Синте… — что? Воспитатель: — Син – те – ти – ческая. Значит, из искусственных материалов. Она не стирается, не ломается – сверх износоустойчивая, со светоотражающим эффектом. Б. Я.: Сверх. – что? С каким эффектом? Ну и словечки у вас! А это для чего? Воспитатель: — Чтобы ты в темноте видела, где метла стоит. Вдруг срочный ночной вылет. Б. Я.: — А как она летать-то будет? Воспитатель: — Со свистом: и вверх, и вниз, и задом наперед! Можешь испытать хоть сейчас. Только сильно не разгоняйся, а то ребят наших напугаешь. Б. Я. испытывает метлу, летает, остается довольна. Воспитатель: — Что, бабушка, какая метла лучше: березовая или синтетическая? Все еще сердишься на березку, где она, кстати растет? Б. Я.: — Да у избушки моей и растет, вообще-то с ней мы ладим. Дровишками она меня обеспечивает, веничком березовым люблю попариться в баньке – тоже от нее. А весной соком угощает, да и просто в тенечке посидеть под нею и поболтать с ней люблю. Зря я, видно, на нее пеняю, надо будет помириться, как вернусь. Воспитатель: Баба Яга, а хочешь мы с ребятами тебе расскажем какое замечательное дерево-берёза. Баба Яга: Конечно, хочу! -Ребята давайте расскажем Бабе Яге как можно отличить берёзу от других деревьев. Ребёнок: Её узнаешь по простой примете, Нет деревца белей её на белом свете! Воспитатель: Берёза единственное в мире дерево, у которого белый ствол. - Во всем мире не сыщешь дерева с такой ослепительно белой корой. -Ребята, а как называется кора берёзы? (береста) -На что она похожа? (на бумагу). -Раньше, в старые времена, когда ещё не было бумаги, люди писали на бересте письма. Берестяные грамоты хорошо сохранились, потому что береста долго не гниёт в земле и даже в воде. Воспитатель: А ещё, ребята, издавна из бересты плели лапти — это такая обувь, которую носили в старые времена. -лукошки для ягод и грибов. -различные шкатулки и предметы для домашнего хозяйства. Они получались очень красивые! Воспитатель: — А что это за полоски на коре у берёзки? (чечевички) - Для чего они нужны берёзке? (берёзка через них дышит). -Листочки у березки какие? (Зеленые, резные, блестящие, гладкие, остроконечные.) -А что говорят в народе о ее ветвях? Какие они? (Кудрявые, похожи на девичьи косы). Воспитатель: — Ребята, а вы, знаете, как называется часть дерева, где находятся ветки и листочки? (Крона). -Какая крона у берёзы? Какой формы? (Густая, похожа на пирамиду, овал). Воспитатель: Да, крона у берёзки может быть пирамидальной или овальной формы. Воспитатель: Берёза красива во все времена года! Неповторима и нарядна! И в то же время для каждого времени года характерны свои черты и образы. -Прелестны нежность весенней листвы, блеск и аромат остроконечных листиков. Розовые отблески просыпающихся солнечных лучей, несмело пробегающих по белоснежной коре, зачаровывают взор. - Зелень обсыпных гирлянд на длинных тоненьких прутьях ветвей, ниспадающих до земли в летнее время, подтверждает торжество природы, расцветающей во всей своей красе. - Золото березовой «одежды», сияющее под голубой лазурью осеннего неба, наряжает всю землю потрясающими оттенками, насыщая церемонию прощания до весны неповторимым красочным убранством. -И, конечно же, сказочная зима, которая превращает красавицу-березу в огромный фонтан снежных брызг и льдинок, застывших на ветвях и сверкающих бриллиантовым блеском в солнечных лучах ясного морозного дня. (На экране демонстрируются слайды с изображением берёзы на каждое время года). Воспитатель: — А как цветёт берёзка? (Ранней весной у берёзки появляются серёжки, в которых образуются семена, похожие на маленькие орешки). Воспитатель: С давних пор берёза пользуется на Руси особым почетом и уважением. Связано это не только с тем, что белоствольная лесная красавица стала своеобразным символом весны, света, любви к родине, но и с её многочисленными целебными свойствами. Не случайно березу называют деревом жизни и здоровья. В старину берёзка была доброй помощницей людям, о ней говорили: -Первое дело — мир освещать Ребёнок: В длинные, зимние вечера, когда люди не знали про электричество, избы освещала берёзовая лучина. Она горела ярко, но не быстро и не коптила. -Второе дело — тепло давать: Ребёнок: Берёзовыми дровами топили печи. Они давали много жара и долго не сгорали. -третье дело — больных исцелять: Ребёнок: Берёза может исцелить от многих болезней. Люди пьют отвар из берёзовых почек в нём много витамина С, он успокаивает боль и заживляет раны. Воспитатель: из древесины берёзы делают активированный уголь — лекарство, которое помогает при болезнях кишечника. Четвёртое дело — чистоту соблюдать: Ребёнок: Раньше люди мылись в банях и парились берёзовыми вениками, так как в берёзовых листочках много полезных веществ. Воспитатель: Послушайте стихотворение: На берёзе поутру А лесной народ -Ребята, как вы думаете, о чём это стихотворение? (о берёзовом соке). -Правильно! Угощает берёзка сладким и целебным соком и животных, и птиц, и, конечно же людей! -Когда можно собирать берёзовый сок? (ранней весной). Правильно! Воспитатель: Баба Яга, а ты знаешь как правильно собирать сок с берёзы, чтобы не навредить ей? Сейчас мы тебе расскажем. Сок добывают из стволов березы ранней весной, как только начинается соко- движение и начинают набухать почки. У хорошего, крепкого дерева с раскидистой кроной и диаметром ствола не менее 20 см, проделывают отверстие глубиной 2-3 см, и подставляют емкость, в которую начинает капать сок. С одного дерева можно собрать 1-2 литра сока, больше собирать не рекомендуется, чтобы дерево не погибло. Что нужно сделать после того как сок собран, чтобы не навредить берёзе? (замазать ранку специальной замазкой). -Берёзовый сок обладает лечебными свойствами. В нём очень много витамин и полезных веществ. Он укрепляет здоровье и восстанавливает силы. Воспитатель: Молодцы, ребята, много знаете о берёзе. Как вы думаете, чего боится берёза и чему радуется? Дети: Радуется солнцу, тёплому ветерку, весне, лету, речке, росе, ребятишкам, добрым людям. Боится урагана, мороза, молнии, вредных насекомых, плохих людей. Воспитатель: А что мы с вами можем сделать хорошего, доброго для этого деревца? Дети: Беречь, не ломать ветки, не ранить кору, ранки на стволе обязательно заклеивать, защищать берёзку, ведь она живая! Воспитатель: Бабушка Яга, послушай, какая история приключилась берёзкой. Песня «Берёза» муз. Е Теличеевой, сл. А.Абрамова. Воспитатель: Бабушка Яга, а у нас в детском саду тоже есть берёзки. Посмотри, как ребята с ними дружат и не обижают их! (показ слайдов с фотографиями детей около берёз в детском саду). Воспитатель: — Ну что, Бабусенька, помиришься с березкой? Вот тебе ленточка, прилетишь, подари березке, завяжи на ней ленточку, доброе слово скажи… Баба Яга: Спасибо, ребята, за такой интересный рассказ. Я столько интересного узнала о берёзах! Я обязательно помирюсь со своей берёзкой, и подарю ей ленточку. И за метлу спасибо. Теперь я не буду ломать ветки на берёзке, а буду летать на синтетической, сверх износоустойчивой, со светоотражающим эффектом! Вот выговорила наконец-то (запинается, когда произносит слово)! А ещё я подарю ленточку берёзкам, которые растут в вашем детском саду! До свидания, ребята! (Баба Яга улетает). -Ребята, а давайте проверим, знают ли ваши родители что- нибудь о берёзе? Игра с родителями «Подбери слово» (подобрать слова, согласующиеся со словами) Берёзовая — роща, кора, ветка, серёжка, каша, крона, аллея. Берёзовый — сок, пень, лист, веник, уголь, скипидар, прут, ствол, гриб. Берёзовое — полено, лукошко. Хоровод «Ай, да берёзка» муз. Попатенко Т. сл. Ж. Агаджановой. И закончить нашу встречу хочется стихами. 1. Белоснежным символом России Лёгкие берёзовые тени И когда в чужом холодном море В этот миг мне хочется невольно, Всё занятие сопровождается показом слайдов.
|