Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №235 города Ярославля. Составила воспитатель: Мартынова Галина Леонидовна. Цель: Формирование представлений детей об истории возникновения родного города, о жизни людей в прошлом, об их занятиях. Задачи: 1. Обучающие: 1.1. Уточнить представления детей об истории возникновения Ярославля, о жизни людей в прошлом, об их занятиях. 1.2. Познакомить детей с видами жилищ (шалаши, землянки, пещеры, курные избы). 2.Развивающие:
Скачать конспект
2.1 Обогащение эмоционального восприятия детей средствами художественно-поэтических произведений. 2.2. Развивать умение рассуждать, делать выводы. 2.3. Развивать способность планировать свои действия. 2.4. Развивать творческие способности. 3. Воспитательные: 3.1. Воспитывать положительный интерес к истории родного города. 3.2. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, навыки совместной деятельности. Предварительная работа: Рассматривание альбомов, фотографий о родном городе, энциклопедий о жизни древних людей, заготовки картонок с пластилином. Оборудование и материалы к НОД: Иллюстрации жилищ древних людей (шалаш, пещера, землянка); макет древних поселений; разрезные картинки с изображением современных зданий; палочки, картонки с пластилином для изготовления шалашей; заготовки цветной бумаги, клей, ножницы, кисти, салфетки, фломастеры для коллективной работы «Древний город»; запись звука «машины времени»; иллюстрации с современным городом. Виды деятельности в ходе НОД: Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская. Содержание НОД: Воспитатель: К нам сегодня пришли гости, поздоровайтесь с ними. Собрались все дети в круг, ты мой друг и я твой друг. Крепко за руки возьмемся, и друг дугу улыбнемся. Я приглашаю вас совершить экскурсию по нашему городу. На чем вы любите путешествовать? (ответы детей) - А я приглашаю вас в путешествие на машине времени. Отправимся мы в те времена, когда еще не было вас, ваших родителей, ваших бабушек и дедушек. - Чтобы машина времени заработала, вы должны ответить на вопросы. - Как называется наш город? - Как называют жителей Ярославля? - Какие реки вы знаете в городе Ярославле? - Сколько лет нашему городу? - Что изображено на гербе Ярославля? - Вы ответили на все вопросы, и машина времени перенесет нас на 1000 лет назад. Закройте глаза, начинаем обратный отсчет. Вот мы и прибыли в прошлое нашего города. «Над рекой, над Волгой, на круче, где стоит наш кремль теперь, Был когда-то бор дремучий, а в бору водился зверь. Много было в чаще бора и медведей, и волков много уток на озёрах, на болотах куликов, Коршун вился над лугами и лосинною толпой, зверь с могучими рогами выходил на водопой». - Что же было тогда на месте нашего города? (ответы детей) - Как жили древние люди? - Чем занимались? - Из чего строили себе жилище? (Ответы детей). Представите, что мы с вами живём в далёкие времена. И нам надо построить жилище. Какое жилище мы построим? (Шалаш) Из чего? Как мы его будем строить? Люди брали стволы молодых деревьев, ставили их конусом и накрывали ветками. Постройка шалашей детьми из палочек Но стоянки первых людей были опасны для жизни человека. - Чем они были опасны? (Ответы детей). Шалаши могли разрушить дикие звери. В холодное время года в них было холодно, но со временем люди научились строить тёплые дома. Физкультминутка Мы по городу идем (Шагать на месте) Звонко песенки поем (Петь ля-ля-ля) Мы по городу шагаем, ноги ровно поднимаем (Шагать по кругу) Делай шаг: « Раз, два» (хлопать в ладоши) Взмах руками: «Три, четыре» (Поднимать и опускать руки) Повернулась голова (Поворачивать голову направо и налево) Руки вверх и ноги шире (поднять руки вверх, ноги на ширине плеч) Прыгнем вместе высоко (прыгать на месте) И побегаем легко (Бег на месте). На месте, где река Которосль впадает в Волгу, возвышался холм, вокруг росли дремучие леса, в этих лесах водилось множество медведей. И здесь 1000 лет назад было небольшое поселение, называлось оно медвежий угол. Жители этого поселения считали медведей священными животными. - Почему люди селились по берегам рек? Река – водная преграда, по реке передвигались на лодках, вода необходима для питья, в реке водилась рыба. - Почему дома строили рядом с лесом? Люди прятались от врагов, в лесу охотились, собирали грибы, ягоды. Из леса строили дома. Из дерева делали посуду, мебель. Однажды мимо этого места проплывал на ладьях князь Ярослав Мудрый со своей дружиной. Когда Ярослав спустился и пришёл в селение, местные жители выпустили на него медведицу, однако князь не растерялся, схватил топор и победил зверя. И велел на этом месте начать строить город и назвать его своим именем. - Как стал называться город? (ответы детей) Началось строительство города. «Всем известно, что вначале вал высокий насыпали. Этот вал со всех сторон был плетнями окружён. Вот такая-то стена рвом большим окружена». – Скажите, зачем люди так укрепляли город? За земляной стеной были построены небольшие низкие домики, которые назывались курными избами. Рассмотрите их хорошенько. Из какого материала они сделаны? Как вы думаете, светло ли было в таких домах? Есть трубы на крышах? Куда уходил дым? Вот поэтому и называли эти избы курными. «В этих избах печи были без трубы, не как теперь. Их по- чёрному топили, дым клубился в окна дверь. Появились у медведей очень шумные соседи. Провели они дороги, что не шаг то дом иль двор, из насиженной берлоги зверь уходит дальше в бор». Вот таким был наш Ярославль в очень далёкие годы. « Вот он первый град сосновый за бревенчатой стеной. Так родился город новый, Ярославлем назван он. Да не город деревушка. На пригорочке церквушка, кучка низеньких домов да с десятка два дворов». На город или на деревню был похож древний город? Мы с вами тоже будем строить город. Пальчиковая гимнастика. В нашем городе есть парк, цирк, театр и зоопарк, Есть здесь фабрики, заводы, площадей и улиц много. Это садик это школа магазин игрушек новый. Вот кафе, а вот аптека, во дворе библиотека. Ярославль большой красивый самый лучший он в России . Коллективная работа. Аппликация с элементами рисования. «Древний город» Посмотрите, у нас получилась целая улица. Давайте дадим ей название. Дети, а у ваших улиц, на которых вы живете тоже есть название? – На каких улицах вы живете? (ответы детей). Нам пора возвращаться. Занимайте свои места. Чтобы машина заработала, вы должны ответить на вопросы. - Как называлось поселение, на месте которого возник город? - Почему наш город называется Ярославлем? - Как выглядит герб Ярославля? - Как назывались древние дома? Вот мы и вернулись. Я хочу вам показать, какой Ярославль стал сейчас. Показ картинок с современным городом. Это большой, красивый город. В нашем городе много красивых и нужных зданий. (Ответы детей) Игра: «Собери картинку» (работа в парах) Дети собирают картинку с изображением зданий, сооружений города, называют. Дети вот и закончилось наше путешествие в прошлое и в настоящее Ярославля. Понравилось вам сегодня путешествовать? Что больше всего понравилось? Кто помнит, как назывались древние дома? Кто хочет узнать историю нашего города более подробно? Что бы вам хотелось узнать?
|