Педагогический проект «Матрешка – душа России» |
Патриотизм детям | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Автор: Гуслякова Наталья Григорьевна | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
04.11.2024 19:40 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Педагогический проект «Матрешка – душа России» Проект составила музыкальный руководитель МБДОУ детского сада 167 Н. Г. Гуслякова г. Иркутск 2024г Игрушек больше миллиона в мире есть, Сто лет Матрешке, но не старится она Л. Печникова
Актуальность: Наше время достаточно всяких игрушек и наших детей не очень–то чем–либо удивишь. Целенаправленное ознакомление детей с яркой, самобытной, не похожей ни на одну игрушку мира – русской матрёшкой – это одна из частей формирования у детей патриотизма, знаний о русских народных обычаях и традициях. Знакомя детей с русской матрёшкой, уделяем внимание духовному воспитанию, формируем творчески развитую личность, способствуем повышению уровня познавательных способностей детей, развиваем воображение, эстетический вкус. Нельзя считать себя культурным, интеллигентным человеком без знания своих корней, истоков, древних традиций, дошедших до наших дней. Приобщение детей к народной культуре, народному искусству является средством формирования у них развития духовности Именно поэтому родная культура, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающимличность. Расширить круг представления о разнообразии этой игрушки, дать о ней некоторые доступные для ребёнка исторические сведения. Проблема построения модели образовательного проекта на основе многовековых традиций русского народа, его богатейшего культурного наследия, является в настоящее время особенно актуальной. Ребенка уже в раннем возрасте программируют на одностороннее, упрощенное миросозерцание. Избежать этой ситуации можно, если первоначальное воспитание детей осуществлять с опорой на традиции русского народа. Русская матрешка – настоящее чудо света. Настоящее, поскольку была и остается творением человеческих рук. Чудо света – потому что удивительным образом игрушечный символ России перемещается по всему миру, не признавая никаких преобразований, расстояний, границ. Но матрёшка — прежде всего игрушка для детей. Причём очень полезная игрушка. Её педагогической ценности может позавидовать любое современное пособие. Эта замечательная народная игрушка имела заслуженное признание у русских педагогов и рассматривалась как классический дидактический материал, как подлинный народный дар маленьким детям. С помощью матрёшки можно научить детей выделять разные качества величины, сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и объёму. Всё это, конечно же, способствует координации руки и глаза, развивает восприятие и мышление маленьких детей. Матрешка — уникальная русская игрушка. Вместе с русской березкой и русским самоваром она стала символом России. Русская матрешка – добрая посланница дружбы и любви. Она душа России. Исходя из выше изложенного, был разработан проект «Матрешка — душа России». Проект «Матрёшка — душа России». Цель проекта: Целенаправленное ознакомление детей с игрушкой – русской Матрешкой – как одна из частей формирования патриотизма, приобщение к русской народной культуре. Задачи проекта: Воспитательные:
Развивающие:
Обучающие:
Средства реализации: Составление перспективного плана проекта. Задачи. Для детей:
Для родителей:
Для педагогов:
Задачи предусматривают всестороннее знакомство с народной игрушкой – матрешкой посредством различных образовательных функций. Проблемные вопросы, на решение которых направлено занятие: Почему русская матрешка является символом России? Почему деревянную куклу — игрушку назвали матрешкой? Благодаря чему матрешка остается любимой и популярной во всем мире? Как появилась матрешка? Организаторы проекта: Н. С. Федотова и Е. Д. Бабушкина — воспитатели подготовительной к школе группы. Руководитель проекта: Н. Г. Гуслякова – музыкальный руководитель. Проблема: Недостаток знаний детей об истории возникновения русской игрушки – матрешки был выявлен при анкетировании детей в форме беседы. Проблемные вопросы, на решение которые направлен проект: Почему деревянную куклу-игрушку назвали Матрешкой? Как появилась Матрешка? Из чего можно изготовить Матрешку? Для чего человек создает Матрешку? Предполагаемое распределение ролей в проектной группе: Педагоги — создают условия для проведения проекта, поддерживают интерес и инициативу детей. Совместно с детьми Воспитанники — разучивают танцы, песни, стихи, загадки, знакомятся с историей возникновения матрешки, участие в НОД изобразительной и музыкальной деятельности. Родители совместно с детьми — изготавливают семейную матрешку для мини-музея, через роспись и солёного теста. Обеспечение проектной деятельности: Методическое. «Путешествие в прекрасное» — пособие по программе «Детский сад -2100». Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений-М.: Мозайка-Синтез, 2008. Интернет ресурсы. Материально-техническое:
-Краски, фломастеры.
«Подбери узор для фартука матрёшки». Тип проекта: творческо — креативный. По доминирующему методу: познавательный, По времени проведения: долгосрочный (сентябрь – ноябрь 2024г.). По характеру контактов: осуществляется внутри ДОУ. По профилю знаний: интеграция с другими областями образования. По характеру участия ребенка: от зарождения идеи до получения результата.
Участники проекта: Воспитанники подготовительной группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители и другие члены семей подготовительной группы.
Содержание проекта.Этапы работы над проектом. 1 этапподготовительный (создание необходимых условий для проекта) Разработка проекта, составление конспектов по теме проекта; Подбор литературы (песни, частушки, танцы, загадки, стихи, история происхождения); Подбор дидактических игр; Использование предметно - пространственной среды; Создание мотивационного поля по данной теме для детей; Беседа с родителями о предстоящей деятельности. 2 этапосновной– практический (создание условий к исследовательской деятельности) Мероприятия реализуются в трех направлениях. - Совместная деятельность педагога и детей. - Самостоятельная деятельность детей. - Взаимодействие с родителями. 1. Рассматривание подлинной игрушки Матрёшки: Сергиевская, Семёновская, Вятская. 2. Рассматривание иллюстраций по теме проекта. 3. Презентация «Деревянное ремесло России». 4. Заучивание стихов Л. Громова «Подарили Маше», С. Иванов «Ой ты, барышня - Матрёшка», Т. Лисенкова «Поглядите скорее». 5. Слушание в записи авторской песни «Девочка-Матрешка», В. Темнов «Русские матрешки». 6. Рисование красками «Красавица Матрешка». 7. Беседа-презентация «История появления Матрёшки». 8. Исполнение танца«Топ-топ ножки, это мы Матрешки». 9. Сюжетно-ролевая игра «Магазин матрёшек». 10. Презентация, «Ах, Матрёшечка, Матрешка». 11. Чтение стихов, потешек, загадок. 12. Лепка фигурок матрёшки – «Хоровод Матрешек». 13. Дидактические игры «Разложи и собери матрёшек вместе», «Подбери узор для фартука матрёшки». 12. Изготовление семейной матрёшки из теста «Веселые матрешки Милашки и Танюшки». 14. Оказание помощи в организации мини-музея «Русская Матрешка». 3. Этаппрезентационный. Оформить выставку детских работ: Выставка рисунков «Красавица Матрешка»; Выставка поделок из пластилина «Хоровод Матрешек»; Выставка поделок из теста «Веселые подружки Милашки и Танюшки». Итоговое мероприятие: Досуг «Русская народная игрушка Матрешка» совместно со старшими членами семьи воспитанников. Оформить мини-музей «Русская матрешка». 4. Этапзаключительный. Подведение итогов реализации проекта. Соотношение результата проекта с поставленными целями. Оформление проекта и презентация для педагогов ДОУ. 5. Этап оценочный. Обсуждение выполнения проекта «Матрешка – душа России». Оценка выполнения проектной деятельности.
Заключение Входя в мир народной культуры, народного художественного и музыкального творчества, ребенок подсознательно ощутит в себе «зов предков». Характерные для русской народной культуры звуки, тембры, орнаменты, игрушки «пронизывают егонасквозь». Ребенок осознает себя неотъемлемой частью своего общества, своей культуры. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Ожидаемые результаты проекта - Заинтересованность детей темой: русская народная игрушка «матрёшка», проявление их познавательной активности. Знание истории происхождения Матрешки. - Получить знания особенностей национальной игрушки. Дети должны знать отличительные особенности матрёшки, выделять детали костюма матрёшки (сарафан, кофта, платок, фартук) - Научиться передавать простейшие элементы в лепке. - Усвоить некоторые элементы росписи знаменитых русских игрушек – матрёшек. - У детей обогатится кругозор, и они узнают об игрушке как образе материнства и семьи. - Получить знания о народных промыслах. - Научиться проявлять творчество в исполнении песен, частушек и танцев. - Объединение детей, педагогов и родителей при организации работы по ознакомлению с традициями и культурой русского народа. Список литературы: 1. А.А. Грибовская «Народное искусство и детское творчество» Москва; Просвещение, 2006. 2. Н.В. Алёшина « Патриотическое воспитание дошкольников» Москва; ЦГК, 2004. 3. Народная культура и традиции: занятии с детьми 3-7 лет/ авт.-сост. В.Н. Косарева. – Волгоград: Учитель, 2014. – 166 с.
|