Опыт работы по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности |
Патриотизм детям | |||
Автор: Демшина Светлана Валерьевна | |||
17.09.2024 20:41 | |||
Опыт работы по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности Проблема гражданского нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста, несомненно, остро ощущается в наши дни. Как воспитывать ребенка старшего дошкольного возраста, чтобы он стал опорой для окружающего социума в будущем, транслировал и сохранял традиционные ценности нашего общества в течение жизни? Воспитывать у дошкольника гражданскую позицию, любовь к Родине, к семье, бережное отношение к истории, наследию своего народа необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, так как это время активного становления личности ребенка. В этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру. Патриотическое воспитание — это разносторонний процесс взаимодействия педагогов, воспитанников и их родителей, направленный на формирование патриотического сознания и ценностей, чувств и отношений, убеждений и мотивов служения Отечеству.
Патриотизм, как нравственная черта личности человека, является результатом целенаправленного воспитания, а старший дошкольный возраст – наиболее подходящее время для формирования основ национального самосознания. Это время наиболее благоприятно для формирования чувства патриотизма благодаря его психологическим характеристикам, так как дошкольники характеризуются высокой чувствительностью, лёгкостью обучения, полным доверием к взрослым, стремлением подражать, эмоциональной отзывчивостью и интересом ко всему в окружающей среде. В своей педагогической работе я решаю данную задачу через использование проектной деятельности в работе с детьми. Стержнем проектной деятельности в старшем дошкольном возрасте является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Метод проектов позволяет ребенку осваивать новое спланировано, поэтапно в организованной взрослым практической деятельности по достижению намеченных целей. Проект в детском саду – это самостоятельная или коллективная творческая работа, имеющая социально значимый результат, некий педагогический продукт. Именно нацеленность на конкретный понятный детям результат является одним из основных мотивирующих факторов в ходе реализации проекта. В основе проекта лежит проблема, выдвинутая самими детьми или взрослым, для ее решения необходима организация исследовательского поиска в различных направлениях детской деятельности, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое при создании итогового продукта проекта. Дети сами учатся искать и находить ответы на свои вопросы, сами учатся делать выводы, создают что-то своими руками. Всё это позволяет им осознанно относиться к полученным знаниям и умениям, и в дальнейшем применять их в своей деятельности. Проектная деятельность наилучшим образом подходит для решения задач патриотического воспитания, так как позволяет реализовать комплексный подход к педагогической проблеме: на начальном этапе оценить уровень нравственно-патриотического компонента у старших дошкольников, нацелить участников проекта на конечный результат, привлечь родительское сообщество к образовательному процессу. Образовательный проект позволяет в доступной форме познакомить детей с культурой, историей, традициями страны, привить любовь к Родине, к своему народу. Привлечение родителей к реализации совместных проектов в ДОУ играет огромную роль. Благодаря их участию в проектах у детей формируется чувство гордости за свою семью, повышается самооценка, наблюдается значительное продвижение в развитии и формировании нравственно-патриотического сознания, морально-нравственных качеств и навыков социализации. Вовлекая родителей (законных представителей) в работу над проектом, мы создаем дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей детей, выявления творческого потенциала всех участников проекта и расширения возможностей реализации проекта. Эти установки легли в основу реализованного нами среднесрочногосовместногодетско-родительского образовательного проекта «Пусть дети не знают войны», направленного на формирование у старших дошкольников гражданской позиции, патриотических чувств на основе знакомства с примерами героизма защитников родины в годы Великой Отечественной Войны. Этими близкими для каждого из нас словами наше поколение чтит светлую память дедов и прадедов, прошедших суровые годы Великой Отечественной Войны. Многие из них отдали свои жизни за нашу возможность жить, растить детей и радоваться каждому дню. Актуальность проекта заключается в самом понятии патриотизма — сложного и высокого нравственного человеческого чувства, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям, и к своей Родине, и гордость за свой народ. Поэтому патриотическое воспитание неотъемлемо связано с ознакомлением с окружающим нас социальным и физическим миром. Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Поэтому необходимо еще до школы сформировать у детей первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины и интерес к ее изучению в будущем. В рамках данного проекта мы с воспитанниками и их родителями хотели рассказать о тяжелых военных годах, о героях горьковчанах, о тех, кто воевал на фронте, ковал Победу в тылу, пережил тяготы войны, будучи совсем ребенком. А поскольку мы являемся жителями города Нижнего Новгорода, который носит гордое звание «Город трудовой доблести» за подвиг тружеников тыла в годы Великой Отечественной Войны, то, безусловно, много работы с воспитанниками старшего дошкольного возрастабыло проведено и по данному направлению. Ребята познакомились с Нижегородскими предприятиями, внесшими особый вклад в дело победы, большинство из которых на сегодняшний день являются действующими. Проект подразумевал единение детей и взрослых, поэтому полноправными участниками стали и родители. В процессе реализации проекта была создана естественная социальная ситуация общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Проект затронул основные направления, в которых реализуется патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста:
Задачи проекта:
Реализуя проект, мы опирались на краеведческий материал, как самый близкий, понятный и доступный для детей дошкольников как в форме наглядно-демонстративных пособий и дидактических игр, так и в форме совместных семейных экскурсий по знаковым памятным местам района, города, области с последующим оформлением фото материалов в памятные альбомы для группы. При активном участии родителей была обогащена развивающая предметно-пространственная среда группы разнообразными авторскими дидактическими пособиями и играми: лэпбук «Моя семья», лэпбук «Моя Россия», «Символы России», кубики Блума «Символы России», «Заводы города Горького», «Военная техника», макет Горьковского автомобильного завода, макет «Достопримечательности Автозаводского района», мемо «Автомобили ГАЗ», памятный альбом Автозаводского района «Их именами названы улицы», макет «Вечный огонь». Реализация проекта «Пусть дети не знают войны» позволила задействовать различные виды детской деятельности и формы педагогической работы:
За время реализации проекта «Пусть дети не знают войны» мы вместе с ребятами и родителями много узнали о людях, которые героически сражались на фронте, трудились в тылу, чтобы отстоять нашу Родину от захвата фашистами, вспомнили наших прабабушек и прадедушек, услышали воспоминания людей, кто в годы войны были совсем маленькими детьми, узнали, как стойко переносил наш город трудности военного времени. Это является наиболее значимым результатом проекта, так как задача воспитания гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решена без знаний исторического прошлого своего родного города, знаний о подвиге народа, пережившего тяжёлые годы войны.
|