Патриотическое воспитание старших дошкольников |
Патриотизм детям | |||
Автор: Ромахина Татьяна Ивановна | |||
30.08.2024 20:27 | |||
Патриотическое воспитание старших дошкольников Патриотическое воспитание дошкольников представляет собой важный аспект образовательного процесса, который формирует у детей чувство принадлежности к своей стране, уважение к её культуре и традициям, а также осознание своей роли в обществе. В условиях глобализации и быстрого изменения социально-культурной среды, патриотизм становится не только важным элементом личностного развития, но и необходимым условием для формирования активных и ответственных граждан. В условиях современного общества, где ценности и идеалы могут подвергаться сомнению, важно с раннего возраста прививать детям любовь к родине, уважение к её истории и культуре. Патриотическое воспитание в дошкольных учреждениях становится не только задачей педагогов, но и всей системы образования, которая должна обеспечить гармоничное развитие личности ребенка. Патриотическое воспитание – это сложный и целенаправленный процесс, затрагивающий все сферы жизни.
К старшему дошкольному возрасту отношение к окружающему миру, восприятию его и психическая жизнь ребенка претерпевают изменения. Работа со старшими дошкольниками должна иметь косвенное воздействие, дети не должны ощущать момента воспитания. Патриотизм подразумевает преданность своей стране, стремление защищать её интересы и готовность к самопожертвованию ради её безопасности. Работа по патриотическому воспитанию дошкольников включает комплексное решение целей и задач через совместную деятельности педагогов и детей, направленную на формирование патриотических чувств, убеждений и устойчивых норм поведения. Целью патриотического воспитания в соответствии с ФГОС ДОявляется высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Основные задачи патриотического воспитания включают: формирование любви к родному краю; формирование духовно-нравственных взаимоотношений; формирование любви к культурному наследию своего народа; воспитание любви, уважения к своим национальным особенностям; выработка чувства собственного достоинства, как представителя своего народа; воспитание уважительного отношения к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, старикам, другим людям. Специфика патриотического воспитания определяет выбор форм, средств и методов. Понимание значимости патриотического воспитания и его влияние на формирование личности ребенка является важным шагом к созданию гармоничного и ответственного гражданского общества. Основные формы работы со старшими дошкольниками — это игры, беседы, экскурсии, праздники, творческие проекты. Особую роль отведена играм, т.к. именно через игру дети могут осваивать и понимать культурные и исторические ценности своей страны. Игры могут быть такие как: «Наша страна», «Герб города», «Флаг России», «Москва-столица нашей родины», «Путешествие по городу», «Моя семья», «Наша гордость», «Хорошо-плохо», «Все профессии важны», «Дом, в котором я живу», «Семейное древо», «Защитники Отечества» и др. Также это могут быть игры-путешествия – «Путешествие по городу», «Мой район», «Изучаем кремль» и др. Следующим важным аспектом будут культурные традиции, обычаи и праздники, а также изучение русского фольклора и их интеграция в образовательный процесс является необходимым условием для успешного воспитания. Нужно учитывать связь патриотического воспитания с эмоциональным развитием дошкольников, ведь именно через эмоции и чувства ребенок начинает осознавать свою идентичность и принадлежность к определенной культуре. Не стоит забывать о такой эффективной форме работы по патриотическому воспитанию как проектная деятельность. Основы патриотического воспитания детей дошкольного возраста можно сформировать лишь при условии целенаправленной и систематичной работы, основанной на принципе сотрудничества детей и взрослых, а также через преемственность ДОУ и семьи. Это могут быть создания альбомов, картотек, книжек-малышек на такие тематики «Семейный альбом», «Город-герой», «Наши защитники», «Мой район», «В гостях у сказки», «Русский фольклор» и прочее. Эффективным методом патриотического воспитания дошкольников является личный пример педагога. Дети лучше взрослых чувствуют искренность нашего отношения к тому, о чем мы говорим. Поэтому уверенность педагога и крепость его патриотических чувств могут не только ощущаться детьми, но и передаваться им. В дошкольном возрасте формируется фундамент гражданской позиции, который в дальнейшем будет определять взгляды и поступки человека. Научить ребенка патриотизму нельзя, но создать все условия для того, чтобы заложить основы патриотического воспитания одна из главных задач ДОУ. Грамотное создание комфортной педагогической среды будет способствовать свободному выражению чувств и эмоций детей, а также формированию глубоких связей с культурой и традициями своей страны. Уголок патриотического воспитания должен представлять из себя интерактивную площадку для развития чувства принадлежности к своей стране, родному городу и семье. Информация должна быть насыщенной, интересной и доступной для восприятия детей подготовительной группы. Основным направлением работы по патриотическому воспитанию должны быть — краеведение, ознакомление с родной страной, государственной символикой, историческим прошлым России. Здесь актуальным будет разместить информацию: Родной город – иллюстрации, фотоматериалы, тематические папки на темы: «История возникновения города», «Промышленность города», «Наука, образование и культура», «Знаменитые земляки», «Вгоды Великой Отечественной войны», «Достопримечательности», «Архитектура», «Спорт», подбор литературы о городе (например, стихи), карта города, символика города (флаг, герб). Мой край – символика области, карта области, материал, знакомящий детей со славой и достижениями области (города области, чем знамениты, промышленность и сельское хозяйство). Родная страна – карта России, природные зоны нашей страны, народы населяющие страну, промышленность и сельское хозяйство, символика страны, различные макеты (достопримечательности городов, архитектура и т. п.) Защитники Отечества – иллюстрации, тематические папки на тему «Наши предки – славяне», «Богатыри земли русской», «Великая Отечественная война», «Российская армия». Фотоматериал «Памятники воинской славы», художественная литература и дидактические игры по теме, макеты (древняя крепость, военная техника и т. п.) Приобщение к истокам русской народной культуры – иллюстрации и тематические папки по темам «Как жили люди на Руси», «Предметы старины», «Из истории русского народного костюма», «Народные праздники и гулянья», «Народный календарь», предметы старины, русские игрушки, предметы народного декоративно – прикладного искусства, различные макеты, куклы в национальных костюмах, дидактические игры по теме. Духовно – нравственное воспитание – материал, дающий детям первоначальное представление о православии (подборка иллюстраций с изображением храмов и их архитектурных особенностей, подбор открыток на тему «Русская икона», детская Библия). Художественная литература по фольклору (сказки, былины, предания, пословицы, поговорки, песни). Великие соотечественники – портреты, художественная литература, рассказывающая о великих соотечественниках, прославлявших Россию. Наша планета Земля – глобус, детская карта мира. Художественная литература, иллюстрации, тематические папки, рассказывающие о жизни людей в других странах мира, их обычаях, традициях, профессиях, костюмах. Важно реализовывать задачи нравственно-патриотического воспитания и через содержание других зон самостоятельной детской деятельности. Например: в уголке изо-деятельности могут быть представлены образцы декоративно-прикладного искусства; в уголке игровой деятельности присутствуют тематические наборы для сюжетно-ролевых игр: «Парикмахерская», «Больница», «Магазин», что способствует обогащению представлений детей о профессиях горожан; в уголке физического развития имеются атрибуты к русским народным подвижным играм; в литературном уголке помещены русские народные сказки, былины, малые фольклорные формы (потешки, поговорки, прибаутки и т.д.); в уголке музыкального развития — национальные музыкальные инструменты, аудиодиски с русскими народными песнями и др. Только комплексная и грамотно сформированная система работы в ДОУ и с семьями воспитанников по проблеме нравственно — патриотического воспитания способна сформировать осознанное понимание своей принадлежности к семье, городу, краю, стране. Научить детей гордиться своей историей, культурным наследием, достижениями своей Родины и чувствовать ответственность за ее будущее.
|