Краеведение как средство патриотического воспитания. (из опыта работы) |
Патриотизм детям | |||
Автор: Горбачева Елена Васильевна, Яшина Ольга Валерьевна | |||
21.08.2024 21:18 | |||
Краеведение как средство патриотического воспитания. (из опыта работы) Если не мы, то, кто же Детям нашим поможет Россию любить и знать. Как важно — не опоздать!.. В дошкольном возрасте мы уделяем большое внимание патриотическому воспитанию, но при этом дети мало знают об истории своего города, края: какие события происходили, какими людьми были наши предки, чем они занимались, как жили. В настоящее время возрос интерес дошкольных образовательных учреждений к вопросам краеведения и его роли в нравственно — патриотическом воспитании, а так же формировании основ экологической культуры ребенка дошкольного возраста. Краеведение для малыша – это, прежде всего, родной дом, детский сад, улица, город. Это природа, люди, дома, окружающие их, которые они видят повседневно. Нам взрослым необходимо помочь ребенку открыть это чудо, приобщая к природе и быту, истории, культуре родного края.
Краеведение дает возможность показать детям, что история родного края не безлика, что она рассказывает о людях живущих рядом или о родственниках. А раз ты связан с этими людьми местом проживания, значит ты — их историческое продолжение, значит ты — частица истории края, частица истории страны. Краеведение — совокупность наследства, оставленного нам предками. Это — живая легенда и бабушкины рассказы, обычаи родного края и богатства недр, полей, лесов, трудовые достижения и ратные свершения отцов и дедов. Это – опыт хозяйственного освоения края и его вековая культура. Это – то самое наследство, которое мы должны не только использовать по назначению в жизни, но и беречь, как зеницу ока, развивая и распространяя ее среди потомков. Краеведение — это, прежде всего, золотой запас нашей духовности. Цель краеведения в дошкольном учреждении — воспитание нравственного гражданина, патриота малой родины, любящего и знающего свой край, город, село (его традиции, памятники истории и культуры). В прошлом году, на одной из педагогических встреч, мы познакомились со сказочным персонажем, хранителем нашего города – Самариком и его мамой, Самарской писательницей Марией Пашининой. Ее воодушевленный рассказ вдохновил нас на создание проекта «Самара городок – России уголок». В рамках реализации проекта мы осуществляли комплексный подход к воспитанию в духе патриотизма, приобщали дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитывали любовь и привязанность к родному краю. С тех пор Самарик появился в нашей группе и очень полюбился ребятам. Мы пригласили Марию к нам в гости, чтобы познакомиться с ребятами. Она рассказала нам много интересного, почитала сказки о Самарике, показала мультфильм, сделанный ребятами и подарила книги со сказками о Самарике. В нашей группе была организована акция «10 лучших мест Самары», в результате которой у нас появилась выставка совместныхдетско – родительских работ «Достопримечательности нашего города», альбом «Семейные традиции», на страницах которого ребята рассказывают о своих семейных традициях и любимых местах нашего города, а также мини музей «Волщебница Волга». Вместе с самыми активными участниками акции мы приняли участие в городском фестивале творчества «Моя Самара», посвященном Дню города, а также открытом городском краеведческом конкурсе «Люблю тебя, моя Самара» и стали победителями! Результатом проведенной акции стало создание буктрейлерак сказкам о Самарике. В рамках реализации проекта у нас прошли открытые интегрированные занятия «Знакомство с достопримечательностями нашего города» и «Путешествие с Самариком по музеям родного города». Одним из 10 любимых мест нашего города среди ребят стал музей, и мы решили организовать экскурсию в самарский литературный музей Алексея Толстого, где дети стали настоящими героями сказки о золотом ключике и совершили путешествие по страницам известной сказки. Так же в нашей группе была организована акция «Добрые дела для родного города». Ребята на протяжении года совместнос родителями делали добрые дела, о которых в последствии, мы рассказывали нашему другу Самарику, написав ему письма. Одним из добрых дел стало озеленение нашего города. «Озеленение территории детского сада» — имеет большое значение для подрастающего поколения, потому что один раз посаженное дерево своими руками запомнится надолго и сохранится в сердце каждого ребенка. Мы надеемся, что сосны, туи, яблони, ягодные кустарники и все принесенные и посаженные растения приживутся, и будут напоминать о своих дошколятах и их родителях, доброй и мудрой традиции. Особо активные родители даже были награждены благодарственным письмом самарской губернской думы за участие в социально значимых проектах по озеленению Кировского внутригородского района. В преддверии новогоднего праздника мы с ребятами изготовили новогодние открытки для нашего друга Самарика, в которых рассказали ему о добрых делах для нашего родного города. Участие в новогоднем конкурсе «Спасибо – открытки» стало доброй традицией нашей группы. В дальнейшем мы планируем продолжать проводить ежеквартальные выставки с участием родителей, участие в конкурсах, «Гость группы», который расскажет историю своей семьи, вещи, передаваемой по наследству, участие в проекте «Город, в котором мы живём», фотоконкурс «В лес всей семьёй», виртуальные экскурсии по достопримечательностям нашего города, семейные экскурсии к памятным местам нашего города.
|