Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Воспитание нравственно-патриотических чувств через приобщение дошкольников к культуре малых народов
Патриотизм детям
Автор: Костикова Надежда Владиславовна   
19.03.2024 07:07

Воспитание нравственно-патриотических чувств через приобщение дошкольников к культуре малых народовВоспитание нравственно-патриотических чувств через приобщение дошкольников к культуре малых народов

Только тот, кто любит, ценит и уважает
накопленное и сохранённое предшествующим
поколением, может любить Родину,
узнать её, стать подлинным патриотом.

С. Михалков

Костикова Надежда Владиславовна

В жизни нашего общества происходят глубокие изменения. Эти изменения затрагивают нравственные ценности, отношения к историческим событиям в нашей стране, к разным культурам. И что бы ни менялось в обществе, воспитание любви к своей стране у подрастающего поколения, гордости за нее, необходимо во все времена.

 

Скачать конспект

И сегодня перед нашими российскими педагогами стоит сложная задача: необходимо возрождать лучшие традиции духовно-нравственного воспитания.

Ценностное отношение к Родине является важной составляющей опыта личности, поэтому наиболее значимо на первой ступени образования – дошкольном образовании.

В период дошкольного детства закладываются основы личности будущего человека и это время наиболее благоприятно для развития высших нравственных чувств, воспитания ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности. Через накопление детьми социального опыта жизни и усвоении принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родного города и родной страны происходит воспитание у дошкольников гражданских чувств. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где человек родился.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знании народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну, должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Как утверждают психологи, дошкольный возраст — самый лучший период для формирования любви к малой Родине.

И в этом вопросе значимая роль отводится региональному компоненту.

Содержание регионального компонента в дошкольном образовании должно способствовать формированию духовно-нравственных ценностей, развитию толерантности в условиях нашей многонациональной страны.

Чувство малой Родины у ребёнка начинается с того, что он видит перед собой, чему удивляется, что вызывает у него восхищение и откликается в его душе.

И мы, в детском саду, должны сделать так, чтобы ребёнок с первых своих осознанных лет полюбил всем сердцем и душой свой родной край. Чтобы он мог испытывать чувство национальной гордости.

Наша работа по краеведению должна заключаться в формировании личности ребёнка, его культуры. Каждый маленький человечек должен понимать, что он является частью своего народа. Что у каждого человека есть своя и маленькая Родина — это дорогие ему места, где живёт он, его близкие, друзья.

Условияреализациирегиональногосодержанияпредусматриваютознакомлениедошкольниковсроднымкраемчерезестественноевхождениевцелостныйобразовательный процесс. Установлениесвязипоколенийипознаниеближайшегоокруженияобязательносвязываетсяскультурнымитрадициямипрошлого.

Мы в своем детском саду совершенствуем работу по нравственно-патриотическому воспитанию с внедрением вариативных форм, способов и методов. Ищем новые, интересные формы работы.

И одной из форм работы является использование литературного творчества, в котором воспевается любовь к отчему краю, к его истории, культуре, оказывает неоценимую помощь педагогу в работе по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения.

Художественное слово – это тонкий инструмент в руках педагога.

Наши поэты – это люди, безгранично влюбленные в свой родной край, очарованные его удивительной заповедностью и красотой, увлеченные его историей.

Поэтому, неслучайно, для ознакомления с творчеством Ивана Матрёхина, саамского автора, исполнителя песен, нашего земляка, выбрали для организации восприятия литературных произведений и свободного общения взрослых и детей культурную практику «Литературная гостиная».

Литературная гостиная – это форма непринужденного, дружеского общения участников в соответствии с темой. Предметом обсуждения литературной гостиной становятся вопросы поэзии, музыки, искусства, т. к. эти области общественной жизни тесно связаны.

Литературная гостиная – это прекрасная возможность воспитать в детях духовно-нравственные качества, любовь к своей малой родине, воспитать чувство прекрасного, приобщиться к художественному творчеству, сформировать умение понимать и ценить поэтические произведения,

В детском саду традиционно проводится тематическая неделя «С малой Родины моей начинается Россия», с целью приобщения воспитанников к истории и культуре малочисленного народа Севера — саами.

Задачи тематической недели:

-Обогащение опыта восприятия детьми творчества писателей Мурманской области.

-Знакомство дошкольников с саамскими писателями и поэтами:

Матрёхиным Иваном Яковлевичем, Коркиной Еленой Николаевной, Большаковой Надеждой Павловна, Воронова Октябрина Владимировна.

- Формирование у дошкольников знаний о народе-саами, ознакомление их с традициями, бытом, фольклором коренных жителей Кольского полуострова

- Воспитание любви к малой Родине, уважения к коренному населению нашего края.

Этапы работы:

  1. Знакомство детей со стихами, творчеством и биографией саамского автора ИванаМатрёхина на занятиях и вне занятий в ДОО
  2. Организация книжной выставки в мини-музее группы
  3. Заучивание детьми стихов саамских поэтов, участие в конкурсах чтецов
  4. Проведение «Литературной гостиной» с участием Ивана Яковлевича Матрёхина, саамского поэта-песенника.
  5. Оформление выставки детских рисунков по сюжетам произведений поэта. (Рис. 6)

Мы познакомили детей подготовительной и логопедической групп с творчеством саамского автора и исполнителя песен Иваном Яковлевичем Матрёхиным. Он вырос в семье оленевода, стихи и песни его, прежде всего, — о тундре, оленях, о красоте северной природы. Солнце в стихах поэта оживает и извиняется за то, что скупо греет Кольский полуостров. Жизнь родного народа саами тесно переплетается с жизнью всей страны и всего мира. Проблемы сохранения живой природы болью отзываются в творчестве Ивана Яковлевича. В словах поэта продолжает звучать любовь к родному краю и северянам. И верит Иван Яковлевич, что оленный народ — саами, сохранит мудрость нации и землю предков сбережёт.

На литературном празднике наши воспитанники прикоснулись к прекрасному искусству поэзии и музыки и мы надеемся, что сделали для себя открытия в мире саамской литературы.

Дети слушали стихи, песни И. Матрёхина. (Рис. 1) Он рассказал об обычаях, традициях, героях саамской культуры (Рис. 2,3, 4, 5) Исполнил свои песни. Читал стихи.

Я всего лишь российский саам -

Сын великой могучей России:

Но с Тобой, город мой,

Мы навек породнились,

Под одною счастливой звездой

В Заполярье на свет появились.

Особенно детям понравился бубен. Иван Матрёхин показал Йойк — это традиционное песнопение саамов, коренного народа севера Мурманской области, уникальный саамский творческий жанр. Для йойка характерен особый ритм, повторяющийся на протяжении всей песни одних и тех же, красиво звучащих, но часто лишённых прямого смысла слов.

Дети в ответ делились своими знаниями о культуре и быте саамов. Читали стихи саамских поэтов. Была подготовлена выставка рисунков.

Рис. 1

Рис. 2,3, 4, 5

Встреча была насыщенной, интересной, яркой. Дети и взрослые получили огромное удовольствие от соприкосновения с культурой саамов.

Литература:

  1. Большакова Н. Жизнь, обычаи и мифы Кольских саамов в прошлом и настоящем. — Мурманск: Мурманское книжное издательство, 2005 -416с.
  2. Декоративно-прикладное искусство Кольских саамов. — Мурманск, 1985
  3. Матрёхин И.Я. Здравствуй, северный народ. Диск – Мурманск, 2005
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год