Организация мини — музея в ДОУ» |
Патриотизм детям | |||
Автор: Устинова Лидия Михайловна Левочкина Лилия Александровна | |||
20.01.2024 06:50 | |||
Организация мини — музея в ДОУ» «Без памяти нет традиций, без традиции нет воспитания, без воспитания нет культуры, без культуры нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа!» Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Цели духовно – нравственного воспитания дошкольников:
Задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста являются:
Музейная педагогика — основное направление работы нашего ДОУ по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. Именно музейная педагогика – помощник в решении воспитания культурной личности ребенка, поможет заложить нравственные основы, научит правилам общения. В нашем дошкольном образовательном учреждении силами сотрудников и родителей в сентябре 2009 года был создан музей «Лента времени». Цель музея «Лента времени» — заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми. Задачи:
Мероприятия, проводимые в условиях музейной среды, формируют у детей не только потребность в ознакомлении с культурным наследием, но и уважение к другим культурам. Дети в музее могут увидеть подлинные предметы народного быта, здесь происходит прямой контакт с историческим человеческим опытом. Воспитатели ДОУ совместно с узкими специалистами разработали программу по формированию любви к родному краю у детей дошкольного возраста с использованием потенциала музея ДОУ. Поисковый музей «Лента времени» имеет следующие разделы:
В настоящее время в этом разделе собрана коллекция старинных предметов быта русского народа, широко представлена крестьянская утварь (валек, рубель, утюг на углях, ухват, чугунки, ступа, прялки, самовары, сундук, старинная вышивка, самотканые половики, расписные полотенца и т.д.), народные игрушки и куклы в русских костюмах, предметы народного и декоративно-прикладного творчества. В целях воспитания интереса детей к русскому искусству и традициям русского народа педагоги ДОУ организуют различные посиделки, проводят народные праздники: осенью — «Ярмарка»; зимой — «Новый год», «Рождество», «Святки», «Защитники Отечества»; весной — «Масленица»; «Праздник птиц», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто». Дети вместе со взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника. Старшие дошкольники устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а также с важными датами, событиями в общественной жизни. Темы экскурсий: «Устройство русской избы», «Старинная посуда и предметы обихода», «Знакомство с русским народным ремеслом: вышивка, шитье», организуют игры-развлечения «Мода из бабушкиного сундука», игры путешествия «Откуда родом самовар» и др. 3. «История посёлка Шахтау» — воспитатели беседуют с детьми о родном поселке, рассматривают фотографии, слушают песни, разучивают тематические стихи. Совместно с родителями изготовлен макет: «Наш поселок в разные времена»; 4. «История города Стерлитамак» -Цель деятельности: познакомить детей с историей города Стерлитамак, его достопримечательностями; познакомить с особенностями родного края, его историей, памятными местами; Воспитатели создали подборку фотографий, подобрали материал о жизни людей, прославивших наш город. Имеются экспонаты, показывающие продукты производства промышленности современного города. 5. «Коллекция камней» — здесь представлены необычные, редкие камни, разнообразные изделия из природного материала, которые постоянно пополняются. 6. «Фотоматериалы о сотрудниках ДОУ»; 7. «Фотоматериалы о выпускниках ДОУ». Формы работы в музее следующие:
Хочется отметить, что экспонаты нашего музея «Лента времени» используются не только на занятиях познавательного цикла, но и по художественно-эстетическому развитию, также при организации игровой и экспериментальной деятельности. Музей «Лента времени» стали для нас источником вдохновения. При правильной постановке работы в музее, он становится своеобразной образовательной зоной, где не требуется специально привлекать детей, их увлекает сама созданная среда музея. Время от времени сюда погостевать приходят не только дети и воспитатели, но и другие сотрудники нашего детского сада. Не удивительно, что музей стал комнатой психологической разгрузки не только для детей, но и для взрослых Китайская пословица гласит "Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, вовлеки меня — и я пойму". Созданный нами музей "Лента времени" является тем самым средством вовлечения, которое формирует целостное представление воспитанников о родном крае, его культуре и традициях, живущих людях, их подвигах и профессиональных достижениях, воспитывает истинный патриотизм и духовно-нравственные ценности.
|