Цель: Развивать познавательную активность детей через знакомство с достопримечательностями города Норильск. Задачи: Расширять представления детей о своем городе, его достопримечательных местах; Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им; Расширить и закрепить знания детей о родном городе. Материал: Карта г. Норильск. Фотографии: первый домик Норильска, Ленинский проспект, памятника Ленину, Горное ущелье Красные камни, музея, театра, художественная галерея, Храм Всех скорбящих Радость, мечеть, памятник оленю и белому медведю. Предварительная работа: Беседы о городе и рассматривание фотографий с видами города.
Скачать конспект
Ход занятия 1. Оргмомент. Воспитатель читает стихотворение - загадку. Над Таймыром клубятся циклоны Злые ветры швыряют снега, Заставляет клониться в поклоны Ледяная хозяйка – пурга. Здесь в краю смельчаков и героев, Возмужавших в борьбе с мерзлотой, Весь в сиянье заводов и строек Встал над тундрой город молодой. (Вячеслав Никитин)
2. Сообщение темы занятия. Воспитатель: Ребята, догадались, о каком городе сегодня мы поговорим? Дети: О городе Норильске. Воспитатель: Правильно, у нашего города красивое название Норильск. Мы с вами, его жители, называемся норильчане. А кто знает, от какого слова произошло слово Норильск? Дети: Название нашего города произошло от слова «ныряло», что означает шест для подводного лова, а возможно от слова «ньюрил» - низменная заболоченная местность. В настоящее время в состав Норильска входят Центральный район, жилое образование Оганер, города-районы Талнах, Кайеркан и поселок Снежногорск. (Обозначаем эти города на карте). Воспитатель: Может, кто либо из вас, знает красивые стихи о Норильске? Ребенок: Город в снежной пелене, Самый северный в стране. Вырос город чудный, Вместо черных чумов. Трубы мощные дымят, Руды плавит комбинат, Выросли домов кварталы, Вот как нынче в тундре стало!
Воспитатель: Но сегодня мы отравимся на прогулку по нашему городу и поговорим о достопримечательностях Норильска. 4. Работа с картой (воспитатель предлагает детям обозначать памятные места на карте города флажком или приклеивать фотографию).
5. Рассказ о Норильске и его достопримечательностях. Воспитатель: Ну что начнем нашу прогулку. (воспитатель сопровождает рассказ слайдами). Норильск впечатляет! Но не тем, что обычно вложено в это слово, вы здесь вряд ли найдете парки, какими их привыкли видеть большая часть россиян, в Норильске не растут деревья. Воздух, мягко говоря, не самый чистый. Город считается одним из самых экологически загрязненных городов в мире. Это цена за цветные и драгоценные металлы, добывающиеся на «Норильском никеле», а также на комбинатах «Медь», «Надежда». Климат суров, это один из самых холодных городов мира. Местные жители шутят про себя: «Ты, почему такой бледный - у вас лета не бывает, что ли?» «Как это не бывает! Просто я в тот день на работе был». Но при этом это и самый теплый город на планете. Ведь большая часть тепла, вырабатываемая всеми ТЭЦ нашей страны, приходится именно на Норильск.
6. Показ фотографий. Воспитатель: Ребята, чем же Норильск отличается от других городов нашей страны? Дети: (На Севере деревья вырастают маленькие, а на «материке» есть леса, большие деревья; на Севере почти весь год зима, сильные морозы, пурга; зимой наступает полярная ночь, а летом полярный день; короткое лето; вечная мерзлота и своими достопримечательностями др.).
7. Динамическая пауза под песню «Норильские сны» Б. Вершинина (Выполнение комплекса упражнений – на усмотрение педагога).
8. Достопримечательности Норильска. Воспитатель: Ребята знаете ли вы, какие достопримечательности есть в нашем городе? (Воспитатель использует макеты, сделанные вместе с родителями). Дети: Первый норильский дом, главная улица города – Ленинский проспект, памятник Ленину, Музей истории освоения и развития Норильского промышленного района, Заполярный театр драмы имени Вл. Маяковского, Храм Всех скорбящих Радость, Горное ущелье Красные камни. Бывали ли вы там? Воспитатель: Вот наша первая остановка, первый дом Норильска – музей. Почему он так называется? Что вы знаете о нем? (Ответы детей) Воспитатель: В нем представлена экспозиция быта экспедиции Николая Урванцева, исследователя Арктики и доктор геолого-минералогических наук, открывшего богатейшее месторождение медно-никелевых руд с высоким содержанием платины. В 1921 году на том месте, где расположен город Норильск, был построен бревенчатый дом. На мемориальной доске написано: «Первый дом Норильска, построенный первой геологоразведочной экспедицией Н. Н. Урванцева летом 1921 года». В этом доме Николай Николаевич провел первую зимовку.
Воспитатель: Кто мне покажет на карте, где располагается самая большая, главная улица нашего города? Как она называется и почему? Дети: Ребенок показывает всем детям расположение Ленинского проспекта. И рассказывает то, что знает о нем. Воспитатель: Вторая наша с вами остановка, это главная улица города – Ленинский проспект, проходящий от Октябрьской площади до площади Металлургов. Эту часть города строили заключенные ГУЛАГа (Норильлага), в числе которых были архитекторы Петербурга, потому имеется определенное сходство с архитектурой «культурной столицы». Воспитатель: В начале проспекта нас встречает памятник В.И. Ленину, вождю рабочего класса и крестьян. Он продвигал идеи рабочего класса и вел народ к коммунизму, светлому, доброму будущему. Как вы думаете, почему памятник поставлен спиной к нашему городу? Повернут памятник В.И. Ленину спиной к современному городу и лицом к Никелевому комбинату, построенному опять же силами заключенных. Прогуливаясь по Ленинскому проспекту, вы сразу заметите дом с номером 14 – это первый дом Норильска, ныне музей. Построен дом был еще в 1921 году второй геологоразведочной экспедицией Н.Н. Урванцева. Воспитатель: Сейчас мы посетим культурно-художественные достопримечательности города Игра: Воспитатель предлагает собрать слова из кубиков (музей, театр, галерея). Воспитатель: Рядом с первым норильским домом располагается Музей истории освоения и развития Норильского промышленного района. В доме 34 по той же улице находится Заполярный театр драмы имени Вл. Маяковского, в котором начинал театральную карьеру сам И. Смоктуновский. Театр основан 6 ноября 1941 года. В Норильске даже Художественная галерея (улица Талнахская, 78) – самая северная. Мы с вами принимали участие в выставке…………………………………… Звездой Ленинского проспекта считается скульптура северного оленя, выполненная в натуральную величину. Ранее этот северный олень, как полагается оленям, несколько раз лишался рогов и теперь за ним следит камера видеонаблюдения. По улице Орджоникидзе дом 1 есть еще одна очень замечательная достопримечательность это скульптура белому медведю. В народе говорят, что это медведица её звали Айка жила в этом доме в одной хорошей семье. И эта скульптура нам напоминает о ней. В городе на улице Пушкина, 11 находится Храм Всех скорбящих Радость, который является самым северным православным храмом. Также есть Мечеть Нурд - Камаль (улица 50 лет Октября, 2а) – самая северная мечеть в мире. 9. Игра «Если знаешь собери» (Воспитатель предлагает детям из разрезных картинок собрать Храм Всех скорбящих Радость, Мечеть Нурд - Камаль).
10. Игра «Мой домашний адрес».
11. Подведение итогов занятия: Воспитатель: Ребята, город Норильск – это наша малая родина, самое родное место на Земле. Мы с вами – жители нашего родного города. Именно от нас с вами зависит, каким будет наш город в будущем.
12. Чтение стихотворения воспитателем: Снежинки падают на плечи, Вокруг сверкает белый снег Зима тут длиться бесконечно И с неба льётся лунный свет Мы верим в радость и в мгновенья Мы любим город свой родной И не покинуть нам навечно Норильск наш, город дорогой. Воспитатель: Пока вы еще дошкольники, вам еще предстоит делать великие, добрые дела. А пока вам нужно любить свой город, а любить – значит знать его. 13. Игра «Скажи что это?» 14. Воспитатель делит детей на две команды, раздает каждой команде ватман и просит детей нарисовать те достопримечательности, которые наиболее им запомнились.
|