Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО — ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ «ТЕМАТИЧЕСКОГО ПОГРУЖЕНИЯ»
Патриотизм детям
Автор: Л. М. Петрова, Л. М. Бодрова   
13.09.2023 04:36

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО — ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ «ТЕМАТИЧЕСКОГО ПОГРУЖЕНИЯ»ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО — ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ «ТЕМАТИЧЕСКОГО ПОГРУЖЕНИЯ»

  • Л. М. Петрова,
  • Л. М. Бодрова,

воспитатели, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Светлячок» общеразвивающего вида п. Чернянка Белгородской области»

Аннотация. В данной статье описана тема патриотического воспитания, воспитание любви к родному краю, технология «тематического погружения» для детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: технология «тематического погружения», старший дошкольный возраст, патриотическое воспитание, нравственно-патриотические чувства.

Воспитание исторического сознания – составная часть формирования личности, гражданственности. Без знания истории, своих корней, деяний прошлых поколений, без благодарности им рвется нить, связывающая эпохи, рушится преемственность поколений. А без исторической памяти нет народа. Невозможно выразить словами, какую цену заплатили предшественники за наше право свободно жить, трудиться, растить детей, греть душу у родного очага, продолжать их дело. Оглядываясь на пройденный путь, мы искренне благодарны всем поколениям белгородцев, которые освоили этот край, защитили его в трудные годы, передав нам эстафету, завещание любить, беречь и приумножать его материальную и духовную мощь.

 

Очень важно, чтобы и мы, ныне живущие, и те, кто придет нам на смену, помнили о своих истоках, о преемственности поколений, неразрывной связи времен; чтобы честное прочтение прошлого облагораживало, при соприкосновении с былым не покидала гордость за свою малую Родину. Чтобы все лучшие человеческие качества, унаследованные белгородцами почти за три века, прорастали крепкими и надежными побегами в душах и характерах современников.

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и к своему народу, к своей земле, воспринимаемые в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека. Естественно развивающееся чувство привязанности к отеческим ценностям становятся предметом осмысления в процессе целенаправленного патриотического воспитания, где на их основе формируется убеждение и готовность действовать соответствующим образом. [3]

По нашему мнению, патриотизм в современных условиях – это с одной стороны преданность своему Отечеству, а с другой — сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.

Начиная работу по патриотическому воспитанию старших дошкольников, перед нами были поставлены следующие задачи:

  • вооружение детей знаниями о родной стране и формирование эмоционально положительного отношения к явлениям общественной жизни
  • стимулирование проявления старшими дошкольниками активного отношения к окружающему, в процессе творческой, игровой и изобразительной деятельности
  • организация общественно полезной деятельности детей, содействующей накоплению опыта действенного отношения к окружающему
  • воспитания чувства любви и привязанности к родному краю, уважения и гордость за свой народ, его историю, культуру.

Ориентируясь на современные направления нравственно патриотического воспитания сделан вывод, что наиболее приемлемым в решении этой проблемы является использование педагогической технологии «тематических погружений». Что же такое педагогическая технология «погружения»? Это совместная работа воспитателя с воспитанниками. В ней не только глубже и лучше усваиваются знания, но и формируется способность к саморегуляции деятельности, ее самооценки, сотрудничеству. [1, 2]

Специфика «погружения» заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающим миром; педагогическое воздействие осуществляется в совместной с ребенком деятельности. В технологии «погружения» можно выделить три основных компонента:

  • гибкое планирование тематических разделов
  • коллективные занятия
  • индивидуальная работа с отдельными детьми.

Методика «тематического погружения» импонирует тем, что она имеет преимущества, как для педагога, так и для воспитанников. Особая педагогическая ценность технологии в том:

  • эта технология является методом практического целенаправленного действия и открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка во взаимодействии с окружающим миром
  • технология «погружения» является идущей от детских потребностей, интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, стимулирующей детскую самостоятельность
  • один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен детского сада. [4]

Значимость дней «тематического погружения» видится в том, что каждый из них обеспечивает широкое рассмотрение любой темы. Были проведены с детьми несколько бесед, целью которых было выявить знание детей о родном крае, достопримечательностях, представлении о том, что близко и доступно пониманию дошкольников.

Было предложено детям ответить на следующие вопросы:

  • Что ты знаешь о своем родном крае?
  • Есть ли в поселке фабрики и заводы?
  • Какие памятные места есть в Чернянке?
  • Чем нравится тебе наш поселок?

Первые три вопроса были направлены на выяснение знаний детей о своем родном крае, два следующих на отношение к нему. Результаты бесед показали, что немногие дети знают, что в нашем поселке есть заводы, есть памятники, а о прошлом Чернянки знания у детей слабые. Дети давали неглубокие ответы, это говорило о том, что они плохо знают историческое прошлое и настоящее своего поселка, однако проявляют интерес к истории родного края и его настоящей жизни.

Это побудило серьезнее, глубже подойти к решению данной проблемы, целью которой были:

  • формирование чувства любви к Родине, через ознакомление детей с родным краем
  • воспитание у детей эмоционально – положительного отношения к местам, где он родился и живет
  • развитие умения видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края, природы, истории
  • формировать у детей стремление оказывать посильную помощь в поддержании красоты родных мест.

Основной формой знаний дошкольников являются представления, которые на протяжении дошкольного детства обогащаются, наполняются новым содержанием, становятся более осмысленными и понятными.

У детей старшего возраста могут быть сформированы не только полноценные представления, но и простейшие нравственные понятия, а так же способность к анализу, сравнению. Классификации, группировке знаний по отдельным признакам.

У ребенка формируются познавательные интересы. Ребенка начинают привлекать социальные явления, о чем свидетельствуют детские вопросы, темы разговоров, игр, рисунков. Знания и чувства формируются, закрепляются и упражняются в деятельности детей, поэтому нельзя недооценивать организацию деятельности детей. Действенное отношение дошкольников к окружающему проявляется в игре, труде, творческой изобразительной деятельности, общении, повседневной жизни.

Наибольшую ценность в процессе воспитания патриотических чувств детей проявляет сюжетно – ролевая игра, выражающая связь ребенка с обществом. Особое значение сюжетно – ролевой игры состоит в том, что она способствует воспитанию у дошкольников определенного отношения к явлениям общественной жизни. В ней формируются те качества личности ребенка, которые не могут формироваться у него пока ни в каком другом виде деятельности. Психологи говорят, что игра – школа чувств. [2]

Свое отношение к окружающему ребенок выражает так же и в творческой изобразительной деятельности: рисовании, лепке, аппликации. Изображая те или иные события, ребенок тем самым уже оценивает их как важные и не важные для него.

Особую познавательную роль в развитии глубоких осознанных чувств у детей играют знания. Поэтому методика тематических погружений помогла расширить и углубить знания детей при ознакомлении их с географическими и природоведческими представлениями о нашем поселке, истории края, культуре, традициях.

Для ознакомления детей с родным поселком использовали разнообразные формы работы: беседы, экскурсии, рассматривание фотографий, альбомов, экспонатов в краеведческом музее. Перед посещением музея с детьми была проведена беседа о том, что им предстоит увидеть, дети вспомнили о том, что они получили ранее на занятиях по ознакомлению с прошлым поселка. У детей осталось неизгладимое впечатление от посещения музея. Дети увидели различные фотографии зданий, которые были построены в давние времена, старинную красивую одежду, орудия труда, которыми пользовались наши предки, домашнюю утварь. Познакомились ребята и с некоторыми видами ремесел, которые были присущи именно для нашего края, поселка, района. Предлагалось детям рассказывать дома родителям об увиденном, родителям предлагалось вместе с детьми посещать исторические места нашего поселка, предлагались им консультации, которые были широко представлены в библиотеке для родителей.

В целях усложнения материала по ознакомлению детей с историей нашего края (поселка), было проведено «погружение» «Мой поселок». Проведя это погружение, выяснилось, что самым целесообразным было использование таких форм работы с детьми как, тематические прогулки, экскурсии, наблюдения, которые позволили детям более глубже и осознанней узнать историю и достопримечательности нашего поселка.

Полученные знания способствовали дальнейшему развитию «тематических погружений», которые включили в себя: «Моя Белгородчина», «Россия – Родина моя», «Государственная символика», «Русское народное творчество», которые дети осваивали уже более осознанно, с внесением элементов творчества и повысили уровень знаний по нравственно – патриотическому воспитанию.

Когда у детей были сформированы знания о прошлом нашего поселка мы перешли к другой теме: «Наши земляки в годы ВО войны». В начале этой работы путем бесед на занятиях выяснилось, что дети знают о ВОВ, каких героев войны они знают. Проходило чтение рассказов о войне. Много внимания уделялось теме посвященной Дню Победы. Предлагалось детям подумать, как наш народ чтит память погибших героев, этим подводилось к пониманию того, что в нашем поселке бережно хранят память о героях, что в Чернянке много памятников, воздвигнутых в память о тех людях, которые защищали нас в страшные годы войны. Есть у нас и свои герои, в честь которых открыт сквер героев, где стоят их бюсты. Вместе с детьми мы взяли шефство над памятником, погибшим воинам, который находится рядом с нашим детским садиком, где мы следим за чистотой, сажаем цветы.

Последняя тема «Родная Белгородчина» была интересна тем, что включала в себя все предыдущие темы и была очень интересна. В первую очередь дети знакомились с символикой: Гербом и флагом нашей области. Дети познакомились с городами нашей области, чем они знамениты. Например, город Старый Оскол знаменит на весь мир, это город металлургов. Здесь находится Оскольский электрометаллургический комбинат. Он выпускает металл, который по своему качеству превосходит мировые стандарты. А рядом с Чернянкой находится небольшое село Холки, тоже известное за пределами нашей области. Здесь стоит красивейший исторический и архитектурный памятник – ныне действующий мужской монастырь. История создания его уходит вглубь веков. Рассматривая фотографии нашего края, дети отметили особую красоту Белгородчины, неповторимые меловые горы, леса, сады, поля.

Итоги этой работы показали, что у большинства детей расширились и конкретизировались знания о своей малой Родине – Белгородчине. Представления детей о современном, культурном уровне родного края эффективнее формировались на основе конкретных знаний, наблюдений, так как при этом они испытывают такие глубокие чувства как уважение к людям труда, любовь к родному краю. В результате проделанной работы у дошкольников сформировался устойчивый познавательный интерес, дети начали ставить перед собой познавательные задачи, искать объяснения замеченным явлениям.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Вишневская, В.Н. Программа духовно-патриотического воспитания детей 5-7 лет «Свет Руси» /В. Н. Вишневская // Психологический журнал — 2004.
  2. Ковалёва, Г.А. Воспитываем маленького гражданина/Г. А. Ковалёва. — М.: Просвещение, 2019.
  3. Новицкая, М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в саду/М. Ю. Новицкая // Просвещение, 2021.
  4. Никонова, А.Е. Патриотическое воспитание детей/А. Е. Никонова // Образование и наука. – 2020.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год