Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №267 общеразвивающего вида Калининского района городского округа город Уфа Республика Башкортостан КОНСПЕКТ – СЦЕНАРИЙ ПРИРОДНО- ОБРЯДНОГО ПРАЗДНИКАБАШКИРСКОГО НАРОДА «ЗА ТАЛОЮ ВОДОЙ» (для воспитанников 6-7 лет) Подготовила воспитатель: Кушалиева Л.М. Цель: формирование духовной культуры, нравственно-этических качеств личности. Задачи: приобщение к природным обрядовым праздникам башкирского народа. Знакомство с народными играми, традициями и обычаями своего народа. Верованиями и обрядами, национальной культуры, народными промыслами и ремёслами, искусству и истории. Расширять общий кругозор. Развивать познавательно-речевые, художественно -эстетические способности; формировать позитивное отношение.
Оформление зала соответствует теме ранней весны. Звучит музыка с весенней тематикой.
Воспитанники входят в зал, садятся. Зима (Взрослый в костюме Зимы): Встрече с вами , ребята рада! Меня, конечно вы узнали. Чудо зимнего наряда, Ёлку, горки не забыли? Как же с вами мне расстаться? Я хочу совсем остаться! Снег , мороз-вы веселитесь, Я прошу вас, согласитесь! Ребёнок: Зиму – зимушку мы любим, но теперь черёд весны. Лыжи, санки мы оставим, подождут другой зимы.
Зима: Ах, зачем же вам весна- Грязь кругом, вода, ручьи, А зима так белоснежна… А праздники лучше чьи?
Ведущая: Чудо-праздник Новый год, Но сейчас весны пора, Спешит на праздник детвора, На праздник талых вод. Мы за талою водой 1 Ребёнок: Солнышко с небес сияет, А сосулька всё растёт, Кап-кап-кап-поёт капель В нашей песенке теперь.
Песня «Капель», музыка Ш. Кульбарисова, слова Г. Юнусовой (сборник «музыка в детском саду», А. Кубагушев)
Ведущая: Наших мальчиков-батыров Не страшит стена сугробов, Ручейкам откроют путь, Воды дружно побегут.
«Танец батыров» («Салават батыр», диск «Сулпан»)
Девочка: Мы талой воды наберём, Прозрачной водой угостим, Исчезнут болезни и грусть, Ручейки их унесут.
«Танец девочек с ведёрками». Девочки с ведёрками приближаются к Ручейку (взрослый в одежде ручейка), который замёрз.
Девочка: Ой, подружки, вот беда, Исчезла талая вода!
Появляется Зима: Зря спешили вы сюда! К чему вам талая вода? Чем же снег мой не хорош?
Ребёнок: Мы любим снега белизну, Лесов заснувших тишину, Шаги скрипучие мороза, На окнах чудеса узора.
Ребёнок: Твой чудесный Новый год Мы, конечно будем ждать, Но слышишь, шумят, журчат, Весны гонцы уже стоя
3 Мы за талою водой Отправимся сегодня в путь. В снега за дальнею горой Ручейки журчат, нас ждут.
Зима ( в сторону): Ручейки, талая вода… Поспешу –ка я туда. Обращается к воспитанникам: Ой , меня вы убедили, Знать, пришла моя пора, Я прощаюсь, детвора! (Уходит)
Ведущая: Хотя зима и злится, Предлагаю веселиться, Не страшны зимы угрозы, Попрощаемся с морозом.
Песня «Весна пришла» , музыка З. Исмагилова, слова А. Ихсана(сборник «Музыка в детском саду», А. Кубагушев).
Входит Капель (взрослый в одежде Весны): Я – первая вестница Прихода ранней весны, Моя песенка слышится Под солнцем в ясные дни. Люди издавна следили, За капелью наблюдали. Назовите мне приметы, А за верные ответы Вы получите призы. Приметы: 1. Если весной на крышах при таянии снега образуются сосульки- к продолжительной весне. 2. Тёплый мартовский ветер-к тёплому дождливому лету. 3. Если грачи прямо на гнёзда летят-дружная весна. 4. Частые туманы в марте предвещают дождливое лето. 5. Если апрель слишком тёплый, то май прохладный, с дождём и ветром бывает. 6. Если в начале марта найдётся вода воробью напиться, год будет хорошим. 7. Если в мае будет много дождя, рожь уродиться. 8. Ворон прилетит-снег сойдёт.
(Ответы воспитанников. Приз оформлен в форме сосульки).
2
Зима: Грустно с вами расставаться, На меня – не обижаться! Весне – сестрице уступлю, Я на север улечу! (Уходит)
Капель: От весёлой громкой песни Даже ручеёк проснётся.
Хоровод «Капель», музыка и слова Ф. Гершовой (сборник «Музыка в детском саду», А. Кубагушев).
Ручеёк: Как хорошо проснуться, Солнышку улыбнуться, Послушать звонкую капель, В высоком небе птичью трель!
Игра – эстафета «Кто быстрее наполнит сосуд водой». В соревнованииучаствуют две команды. Каждая из сторон берёт по одной кружке. На расстоянии ставятся два пустых сосуда. У черты, где выстраиваются команды, ставятся сосуды с водой. Участники наполняют кружки и бегут к пустым сосудам. Вылив воду, бегут обратно, передают кружку следующему игроку. Команда, наполнившая сосуд первой, считается победителем.
Игра « Перетягивание каната». Для игры надо разложить на полу толстую верёвку или канат, середину её обозначить яркой ленточкой. Линиями отмечают условные границы для перетягивания. И грающие делятся на две команды, берутся за разные концы верёвки. По сигналу они начинают тянуть верёвку в противоположные стороны. Выигрывает та команда, которая сумеет перетянуть ленточку, обозначающую середину верёвки, через условную границу.
Ребёнок: Ждёт талой воды воробей, Чтоб песню начать поскорей.
Ребёнок: Ждёт талой воды берёза, Мамы любимая роза.
4
Ребёнок: Ждёт талой воды зайчишка, Вырасти хочет, как мишка.
Ребёнок: Ждёт талой воды бабушка, Чтоб угостить всех чаем.
Повтор некоторых элементов танца с ведёрками.
Бабушка: Праздник талых вод Сохраните в памяти! Не бегите от забот, О природе думайте! Чтоб чистым был родник, И цвела сирень. Чтоб ясным был твой день, Не забывай о них !
Угощение воспитанников сладостями, чаепитие.
|