Конспект интегрированного занятия по познавательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Плащ – палатка» (История одного экспоната). |
Патриотизм детям | |||
Автор: Липатова Мария Анатольевна Паршикова Светлана Геннадьевна | |||
26.05.2023 18:25 | |||
Конспект интегрированного занятия по познавательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Плащ – палатка» (История одного экспоната). Цель: организовать познавательную деятельность дошкольников, направленную на формирование знаний детей о предмете военного обмундирования солдата Великой Отечественной войны – плащ – палаткой. Задачи: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Оборудование: плащ – палатка, посылка, письмо, презентация, мультимедийный проектор, экран. Ход занятия. Мотивационный этап. Воспитатель: Дети, сегодня почтальон принёс нам в группу посылку, давайте её откроем. (Воспитатель открывает посылку и достаёт плащ – палатку). - Интересно, что это такое? В посылке есть письмо. (Воспитатель читает). «Дорогие, дети! Вам пишет Незнайка. У себя на чердаке нашёл эту очень старую вещь, но не знаю, для чего она нужна. Помогите!» (Воспитатель предлагает детям предположить, что это за вещь, и зачем она нужна). - Пора нам узнать, что это за вещь, а для этого мы отправляемся в музей. Дети, а на каком транспорте мы сможем туда добраться? (Ответы детей). - Я предлагаю вам отправиться на воздушном шаре. Садитесь поудобнее. Мы поднимаемся всё выше и выше, а пока мы летим, давайте поиграем в игру «Кому что нужно?» Танк нужен кому…танкисту. Пушка нужна кому…артиллеристу. Автомат нужен кому…пехотинцу. Бинокль нужен кому…пограничнику. Парашют нужен кому…десантнику. Самолет нужен кому…лётчику. Основной этап. Воспитатель: Пора нам снижаться. Наш воздушный шар приземлился около здания музея. -Кто из вас уже был в музее? - Зачем люди создают музеи? - Как себя надо вести в музее? -Как называются предметы, которые выставлены в музеях? -Давайте прочитаем, как называется экспонат. (Плащ – палатка) - Как вы думаете, почему у плащ – палатки такое название? (Ответы детей) - Георгий Елизаров писал: Плащ – палатка… Друг солдата! Друг, испытанный в боях… - Сегодня мы поговорим о «друге» солдат – плащ – палатке. - Она является предметом снаряжения солдат, начала свою историю в Российской армии ещё со времён Петра Первого. Прародителем плащ – палатки можно считать плащ – епанчу – японскую одежду. При Суворове епанча поступает на военную службу и становятся походной одеждой. -Давайте ее рассмотрим, из чего изготовлена плащ – палатка? (Ответы детей) Ткань, для плащ — палаток брали легкую, но плотную. Она называется брезент. (Даю детям попробовать ее на ощупь). Давайте с вами проведем эксперимент. Возьмем воду и польем ее на льняную ткань. Что произошло? (Ответы детей) Правильно, ткань намокла. Теперь попробуем намочить брезент- это тоже льняная ткань, только пропитана водоотталкивающим составом. Что происходит с тканью? (С ткани вода скатилась). Ткань, из которой изготовлена плащ — палатка –непромокаемая. - А какого цвета? (Ответы детей). Правильно тёмно-зелёного. А как вы думаете, почему она именно тёмно-зелёного цвета? (Тёмно-зелёный цвет сливается с зеленой растительностью и солдата не видно.) Это называется маскировкой. -Давайте подумаем, для чего могут использовать плащ – палатку офицеры и солдаты? (Ответы детей) - Для защиты от непогоды: дождя, ветра, снега. 1 ребёнок: А, на марше? Ветер воет. Дождик льёт. Промок кисет. Ей накрылся с головою - Ни дождя, ни ветра нет. - Для маскировки. 2 ребёнок: А накинул – нет солдат! То есть – есть, но вид другой: Как могучий гладиатор, Словно витязь удалой! - Для транспортировки раненых. 3 ребёнок: Ну, а если в жаркой схватке Будет ранен близкий друг- Так его на той палатке До санчасти донесут. - Для преодоления водных преград, если набить сеном или соломой плащ – палатку, то можно как на надувном матрасе переплыть речку. - Для закрытия входов в шалаши и землянки. 4 ребёнок: Вот палатка – одеяло, Вот – завеска на двери, Здесь – с сенцом – подушкой стала Минимально на троих. - Использовали для личной гигиены – полевая баня. 5 ребёнок: В неглубоком котловане – Бак с горячею водой, Ковш с холодной – вот и баня, Под палаткою одной. - Для оборудования спального места, из нескольких плащ – палаток можно было сделать одну большую палатку на несколько человек. 6 ребёнок: Два кола, одна верёвка, Две палатки – вот и дом. Воспитатель: На многих снимках военных лет солдаты Красной армии запечатлены в плащ – палатке, укрывающей плечи и спины. Этот незамысловатый предмет обихода, наравне с каской и пулемётом, стал одним из символов красноармейца. Динамическая пауза: «Мы военные» Мы станем все военными, (Шагают на месте.) Большими, здоровенными. (Руки вытянуть вверх, опустить через стороны.) Будем в Армии служить, Будем Родину любить. (Движения повторяются) Сад и дом свой охранять, (Наклон вперёд, смотрим в «бинокль».) Будем мир мы защищать! (Шагают на месте.) Воспитатель: Мы с вами говорили о том, что во время военных действий плащ -палатку использовали для защиты от непогоды. Давайте и мы с вами попробуем это сделать. «Инструмент» без заковырок – Лишь четыре уголка, Две прорехи, двадцать дырок, Да в придачу два шнурка. За один шнурок потянешь – Капюшон над головой! На плечах с накидкой станешь, Коль потянешь задругой. (Дети с помощью воспитателя примеряют на себя плащ – палатку). Воспитатель: Вот мы и узнали историю нашей плащ – палатки и теперь сможем ее рассказать Незнайке. Ну, а нам пора возвращаться в детский сад. Садимся по удобнее. Наш воздушный шар поднимается, летит высоко над нашей красивой и мирной страной. Вот уже и наш детский сад. Давайте возьмёмся за руки, станем в круг. А теперь мы повернёмся Крепко за руки возьмёмся, И друг другу на прощанье, Мы подарим обещанье, Будем Родину любить, Будем в Армии служить, Будем землю охранять И врага не допускать! Заключительный этап. - Я надеюсь, что наше путешествие было интересным и помогло узнать какую роль играла плащ — палатка в жизни наших солдатво время Великой Отечественной войны. Как она помогала им во время тяжелых боев за Победу.
|