Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Статья «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста из опыта работы»
Патриотизм детям
Автор: Панкова Оксана Алексеевна   
10.03.2023 09:00

Статья «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста из опыта работы»Статья «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста из опыта работы»

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 373 комбинированного вида «Скворушка» Дзержинского района г. Новосибирска

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом»

С. Михалков

Моя малая Родина. … У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении жизни определяет очень многое, если не сказать — все! Именно, дошкольный возраст — это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно прививать детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

 Скачать конспект

Чувство Родины начинает формироваться у ребенка с отношения в семье, к самым близким людям — к матери, к отцу, к бабушке, к дедушке. Интерес и любовь к родному краю начинается с ближайшего окружения — со знакомства с детским садом, своей улицей, городом, со страной, ее столицей и символами.

Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, умственное, трудовое воспитание. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитывать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свой город, свою страну. С уважением относящегося к другим народам. Любовь к большому надо прививать с малого: любовь к родному городу, краю, и наконец, к большой Родине.

На берегу Оби расположился Новосибирск — один из крупнейших городов страны. На небольшой улочке нашего города находится уютный детский сад №373 «Скворушка». Наша группа №10 проводит активную работу по изучению истории родного города, стараясь вовлечь в совместную деятельность и родителей. Работа по воспитанию у дошкольников патриотических чувств более эффективна, если она осуществляется в тесном контакте с родителями.

Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль ребенка, вызывает сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого и своим историческим корням. Тесное сотрудничество с членами семьи выражается в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников, вовлечение их в педагогический процесс, обеспечение родителей необходимой педагогической информацией.

Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. В качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических усилий по патриотическому воспитанию мы используем национально-региональный компонент. При этом акцент делаем на воспитании любви к родному дому, к природе и культуре малой Родины.

Воспитывая в детях любовь к родному городу, мы подводим их к пониманию, что наш город — частица России. Здесь, как и в других городах страны, люди трудятся (учителя учат детей, врачи лечат больных, рабочие делают машины, строители возводят дома); соблюдают традиции (люди помнят героев, защищавших нашу Родину); берегут и охраняют природу.

Новосибирск – город, в котором родились и растут наши дети. Это их Родина и мы с раннего детства знакомим с его историей, достопримечательностями, культурным наследием. Для полноценного развития и воспитания детей необходимо согласование усилий детского сада и семьи.

Какие формы взаимодействия с родителями наиболее эффективны? Наряду с традиционными формами работы, мы используем и нетрадиционные формы. Главное вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, пробудить интерес к жизни детей в детском саду и активизировать участие самих родителей в различных мероприятиях.

Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями:

  • анкетирование ( «Семейные традиции»);
  • консультации в родительских уголках ( «Как рассказывать ребенку о Дне Победы»);
  • совместная деятельность детей и родителей (изготовление поделок);
  • поисковая деятельность: подбор познавательных статей из истории города, экскурсии с фотокамерой, видеосъемкой;
  • беседы с детьми и родителями ( «Что означает слово – патриот»);
  • проекты ( «Родной свой край люби и знай», «Мой город Новосибирск», «Знакомим детей с природой родного края», «Этот День Победы!»), мастер-класс ( «Изготовление народных, обрядовых кукол»);
  • обсуждение и распространение семейного опыта ( «Как мы празднуем День защитника Отечества»);
  • музыкальная гостиная ( «О русских традициях и обычаях», «Песни военных лет»);
  • совместные детско-родительские встречи в различных формах: конкурсы, спортивные мероприятия ( «Мы – читающая семья!», «Мама, папа, я – Новосибирская семья»), вечер народных игр и забав ( «Как играли наши бабушки и дедушки»), посиделки, досуги ( «Устное народное творчество – кладезь народной мудрости», «Чаепитие в русских традициях»);
  • родительские собрания.

 

Для изучения истории родного города мы оформили уголок для родителей, где размещаем, интересую информацию, периодически обновляя ее; сделали раскладушку с фотографиями достопримечательностей города. Организовали выставку макетов, где дети с радостью узнавали знакомые улицы и здания. Проводим виртуальные экскурсии-знакомства с профессиями родителей. Приглашенные «экскурсоводы» — мамы, папы и бабушки рассказывают о своей работе и показывают слайды с парикмахерской, пожарной части, пекарни, магазина и рабочего офиса.

Мир ребенка – это его дом, двор, улица, парк, и в который он ходит гулять. Все это окружает его и влияет на его жизнь. Мы помогаем увидеть красоту родного края, в фотографиях каждого дня. Для этого собираем слайды с прогулок.

Викторина для детей и родителей «Прогулка по родному городу» Напольная игра – бродилка с вопросами и заданиями. Дети с родителями, поделившись на 2 команды, соревновались, угадывая и выполняя разные задания.

Для наиболее полного ознакомления с городом родителям предлагается заполнять таблицу «Путешествия по Новосибирску», которая располагается в приемной нашей группы. Мы надеемся, что за время дошкольного детства наши ребята побывают во многих замечательных местах нашего города, запомнят и полюбят их. По нашей просьбе, родители завели фотоальбом ребенка «Путешествия по Новосибирску» Для лучшего запоминания желательно выполнить задания, рекомендованные в предлагаемых карточках

 

Знания

Что сделать

Творческое задание

Знаменитые сооружения

Понять, чем замечательно это место, как его используют люди.

Посетить, сфотографироваться (планетарий, набережная, аквапарк)

Нарисовать, что понравилось.

Парки, зоопарк

Парк – место, предназначенное для отдыха. Отметить, чем интересен именно этот парк.

Посетить парк, сфотографировать красоту.

Нарисовать сказочный парк, придумать новые развлечения в нем.

Театры, цирк

В театрах ставятся спектакли, проводятся концерты.

Посетить театр, сфотографировать здание, фойе, зрительный зал.

Дома показать представление, создать театр, нарисовать увиденное.

Музеи

Музеи созданы для ознакомления с предметами культуры, природой края, картинами.

Посетить музей (время не должно превышать 40 мин.)познакомиться с выдающимися экспонатами.

Организовать дома игру в музей, развесить экспонаты, куклы посетители ребенок экскурсовод

Памятники

Суть и значение события, которому посвящен памятник. Биография человека, которому воздвигнут памятник, что он сделал для города и страны.

Посетить памятник.

Нарисовать картинку, что сделал этот человек или люди.

Торговые центры

Магазины предназначены для продажи товаров и продуктов.

Осмотреть внешнее оформление зданий, в магазинах обратить внимание на форму продавцов, что все должны быть вежливы, на вывески и ценники. Это научит самостоятельно находить необходимые товары.

Поиграем в магазин, определяя полезность и цену покупок, соблюдая правила этикета.

Станции метро

Понять, почему она так называется.

Выйти на станции, сфотографироваться.

Поиграть дома в поезда метро. Придумать новую станцию, нарисовать.

В приемной нашей группы расположен плакат, где родители, отмечают проведенные экскурсии

В своей работе большое внимание уделяем культурному наследию нашего народа. Вместе с родителями знакомили детей с бытом и традициями русского народа, стараясь вызвать интерес к исконно русским традициям: гостеприимству, почитанию родителей. Знакомим детей с потешками, загадками, пословицами и поговорками, закличками. Детям очень нравится знакомство с героями былин — богатырями, это формирует у них представление о народной культуре, её богатстве и красоте, учит ценить народную мудрость. При помощи родителей знакомили детей с русскими обрядовыми праздниками, которые были когда-то частью труда и быта русского народа, дали детям возможность познакомиться с историей народа, его укладом жизни и народной мудростью. Такие праздники как «Осенины», «Широкая Масленица», «Рождественские посиделки», «Знакомство с русским народном костюмом», «День рождение матрешки», «В гостях у Бабушки – Загадушки», проведенные в русском народном стиле, с хороводами и танцами, любовно воспевающими травушку-муравушку, кудрявую берёзку, приобщают детей и их родителей к истокам народного творчества. Полученные знания дети активно использовали в совместной изобразительной деятельности с родителями — выставке рисунков «Богатыри – защитники русской земли», создание мини-музея «Игрушки наших прабабушек», выставке поделок декоративно-прикладного искусства

Воспитывая любовь к родному Отечеству, нельзя забывать об его защитниках. Папы наших воспитанников поделились своими воспоминаниями о службе в рядах Вооруженных силах России, принимали участие в совместном спортивном празднике «Чтобы Родине служить, надо сильным, ловким быть!». Каждый год мы отмечаем праздник День Победы в Великой Отечественной Войне под названием «Этот день мы приближали, как могли». Большой интерес вызывают у ребят рассказы ветеранов тыла о нашем городе во время войны, о том вкладе в дело победы, который внесли наши земляки. Они с упоением слушают стихи и песни военных лет в исполнении взрослых и сами принимают участие в праздничном концерте в честь чествовании ветеранов и заранее вместе с родителями оформили стену памяти «Никто не забыт!».

Родительские собрания занимают важное место в работе с родителями.

Успех собрания во многом обеспечивается его подготовкой. Чаще всего проводим за столом с кружечкой чая, иногда в виде семейного праздника в непринужденной обстановке – это раскрепощает и вызывает дружеские симпатии между родителями и детьми, укрепляет взаимодействие с воспитателями. Изготавливаем пригласительные билеты и подбираем соответствующее теме музыкальное оформление, подготавливаем видеоматериал. В конце года на последнем собрании отмечаем благодарственными письмами активных родителей. Такое внимание воспринимается родителями как высокая, дорогая награда за сотрудничество и творчество.

Пропаганда педагогических знаний ведётся через родительские уголки и папки-передвижки, где помещаются консультативные материалы. Родители здесь могут получить всю интересующую их информацию.

Мы считаем, что проведение совместных мероприятий с родителями и детьми рациональны: родители становятся единомышленниками в воспитании юного гражданина, прислушиваются к советам и рекомендациям педагогов, обращаются за помощью, активны во всех наших начинаниях, а дети все более раскрываются перед нами.

В результате вовлечения родителей в совместную деятельность с детьми, они изменили своё отношение к национальным и общечеловеческим ценностям. У них появился интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных сословных, профессиональных корней. Родители, вместе с детьми, обогатили и расширили свои знания о родном городе, о природе Новосибирска, о традициях русского народа, о жизни людей в старину.

В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей, никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом. При рождении ребенок — чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасался с ребенком. Хорошо, если те, с кем общается маленький человек, умные, добрые, высоконравственные люди.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год