Статья «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста из опыта работы» |
Патриотизм детям | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Автор: Панкова Оксана Алексеевна | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
10.03.2023 09:00 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Статья «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста из опыта работы» муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 373 комбинированного вида «Скворушка» Дзержинского района г. Новосибирска «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом» С. Михалков Моя малая Родина. … У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении жизни определяет очень многое, если не сказать — все! Именно, дошкольный возраст — это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно прививать детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Чувство Родины начинает формироваться у ребенка с отношения в семье, к самым близким людям — к матери, к отцу, к бабушке, к дедушке. Интерес и любовь к родному краю начинается с ближайшего окружения — со знакомства с детским садом, своей улицей, городом, со страной, ее столицей и символами. Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, умственное, трудовое воспитание. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитывать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свой город, свою страну. С уважением относящегося к другим народам. Любовь к большому надо прививать с малого: любовь к родному городу, краю, и наконец, к большой Родине. На берегу Оби расположился Новосибирск — один из крупнейших городов страны. На небольшой улочке нашего города находится уютный детский сад №373 «Скворушка». Наша группа №10 проводит активную работу по изучению истории родного города, стараясь вовлечь в совместную деятельность и родителей. Работа по воспитанию у дошкольников патриотических чувств более эффективна, если она осуществляется в тесном контакте с родителями. Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль ребенка, вызывает сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого и своим историческим корням. Тесное сотрудничество с членами семьи выражается в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников, вовлечение их в педагогический процесс, обеспечение родителей необходимой педагогической информацией. Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. В качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических усилий по патриотическому воспитанию мы используем национально-региональный компонент. При этом акцент делаем на воспитании любви к родному дому, к природе и культуре малой Родины. Воспитывая в детях любовь к родному городу, мы подводим их к пониманию, что наш город — частица России. Здесь, как и в других городах страны, люди трудятся (учителя учат детей, врачи лечат больных, рабочие делают машины, строители возводят дома); соблюдают традиции (люди помнят героев, защищавших нашу Родину); берегут и охраняют природу. Новосибирск – город, в котором родились и растут наши дети. Это их Родина и мы с раннего детства знакомим с его историей, достопримечательностями, культурным наследием. Для полноценного развития и воспитания детей необходимо согласование усилий детского сада и семьи. Какие формы взаимодействия с родителями наиболее эффективны? Наряду с традиционными формами работы, мы используем и нетрадиционные формы. Главное вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, пробудить интерес к жизни детей в детском саду и активизировать участие самих родителей в различных мероприятиях. Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями:
Для изучения истории родного города мы оформили уголок для родителей, где размещаем, интересую информацию, периодически обновляя ее; сделали раскладушку с фотографиями достопримечательностей города. Организовали выставку макетов, где дети с радостью узнавали знакомые улицы и здания. Проводим виртуальные экскурсии-знакомства с профессиями родителей. Приглашенные «экскурсоводы» — мамы, папы и бабушки рассказывают о своей работе и показывают слайды с парикмахерской, пожарной части, пекарни, магазина и рабочего офиса. Мир ребенка – это его дом, двор, улица, парк, и в который он ходит гулять. Все это окружает его и влияет на его жизнь. Мы помогаем увидеть красоту родного края, в фотографиях каждого дня. Для этого собираем слайды с прогулок. Викторина для детей и родителей «Прогулка по родному городу» Напольная игра – бродилка с вопросами и заданиями. Дети с родителями, поделившись на 2 команды, соревновались, угадывая и выполняя разные задания. Для наиболее полного ознакомления с городом родителям предлагается заполнять таблицу «Путешествия по Новосибирску», которая располагается в приемной нашей группы. Мы надеемся, что за время дошкольного детства наши ребята побывают во многих замечательных местах нашего города, запомнят и полюбят их. По нашей просьбе, родители завели фотоальбом ребенка «Путешествия по Новосибирску» Для лучшего запоминания желательно выполнить задания, рекомендованные в предлагаемых карточках
В приемной нашей группы расположен плакат, где родители, отмечают проведенные экскурсии В своей работе большое внимание уделяем культурному наследию нашего народа. Вместе с родителями знакомили детей с бытом и традициями русского народа, стараясь вызвать интерес к исконно русским традициям: гостеприимству, почитанию родителей. Знакомим детей с потешками, загадками, пословицами и поговорками, закличками. Детям очень нравится знакомство с героями былин — богатырями, это формирует у них представление о народной культуре, её богатстве и красоте, учит ценить народную мудрость. При помощи родителей знакомили детей с русскими обрядовыми праздниками, которые были когда-то частью труда и быта русского народа, дали детям возможность познакомиться с историей народа, его укладом жизни и народной мудростью. Такие праздники как «Осенины», «Широкая Масленица», «Рождественские посиделки», «Знакомство с русским народном костюмом», «День рождение матрешки», «В гостях у Бабушки – Загадушки», проведенные в русском народном стиле, с хороводами и танцами, любовно воспевающими травушку-муравушку, кудрявую берёзку, приобщают детей и их родителей к истокам народного творчества. Полученные знания дети активно использовали в совместной изобразительной деятельности с родителями — выставке рисунков «Богатыри – защитники русской земли», создание мини-музея «Игрушки наших прабабушек», выставке поделок декоративно-прикладного искусства Воспитывая любовь к родному Отечеству, нельзя забывать об его защитниках. Папы наших воспитанников поделились своими воспоминаниями о службе в рядах Вооруженных силах России, принимали участие в совместном спортивном празднике «Чтобы Родине служить, надо сильным, ловким быть!». Каждый год мы отмечаем праздник День Победы в Великой Отечественной Войне под названием «Этот день мы приближали, как могли». Большой интерес вызывают у ребят рассказы ветеранов тыла о нашем городе во время войны, о том вкладе в дело победы, который внесли наши земляки. Они с упоением слушают стихи и песни военных лет в исполнении взрослых и сами принимают участие в праздничном концерте в честь чествовании ветеранов и заранее вместе с родителями оформили стену памяти «Никто не забыт!». Родительские собрания занимают важное место в работе с родителями. Успех собрания во многом обеспечивается его подготовкой. Чаще всего проводим за столом с кружечкой чая, иногда в виде семейного праздника в непринужденной обстановке – это раскрепощает и вызывает дружеские симпатии между родителями и детьми, укрепляет взаимодействие с воспитателями. Изготавливаем пригласительные билеты и подбираем соответствующее теме музыкальное оформление, подготавливаем видеоматериал. В конце года на последнем собрании отмечаем благодарственными письмами активных родителей. Такое внимание воспринимается родителями как высокая, дорогая награда за сотрудничество и творчество. Пропаганда педагогических знаний ведётся через родительские уголки и папки-передвижки, где помещаются консультативные материалы. Родители здесь могут получить всю интересующую их информацию. Мы считаем, что проведение совместных мероприятий с родителями и детьми рациональны: родители становятся единомышленниками в воспитании юного гражданина, прислушиваются к советам и рекомендациям педагогов, обращаются за помощью, активны во всех наших начинаниях, а дети все более раскрываются перед нами. В результате вовлечения родителей в совместную деятельность с детьми, они изменили своё отношение к национальным и общечеловеческим ценностям. У них появился интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных сословных, профессиональных корней. Родители, вместе с детьми, обогатили и расширили свои знания о родном городе, о природе Новосибирска, о традициях русского народа, о жизни людей в старину. В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей, никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом. При рождении ребенок — чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасался с ребенком. Хорошо, если те, с кем общается маленький человек, умные, добрые, высоконравственные люди.
|