Организация работы по нравственно — патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста |
Патриотизм детям | |||
Автор: Жеурова Ольга Вячеславовна | |||
19.08.2022 18:41 | |||
Организация работы по нравственно — патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста МКДОУ «Детский сад «Теремок» г.Щигры Курской области» Старший воспитатель О.В. Жеурова «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» Д. С. Лихачёв О важности приобщения ребенка к культуре своего народа говорят и пишут много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением является патриотическое воспитание. Тема патриотического воспитания очень актуальна, поэтому имеет место во многих документах по дошкольному образованию:
На основании которого, в МКДОУ «Детский сад «Теремок» г.Щигры Курской области» внесены изменения в ООП ДО и разработана Программа воспитания на 2021- 2022 учебный год, в которой одним из направлений работы является патриотическое воспитание. В МКДОУ «Детский сад «Теремок» г.Щигры Курской области» действует федеральная инновационная площадка ФГБНУ «Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», в рамках которой проходит апробация Программы воспитания МКДОУ «Детский сад «Теремок» г.Щигры Курской области». Целью патриотического воспитания, согласно Указу президента является воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно – нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально – культурных традиций. Задачи воспитательной работы согласно п.2 ст. 2 Федеральному закону № 273 — ФЗ:
Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. И наша задача – с самых ранних лет заложить в детях чувство уважения, гордость за героическое прошлое и настоящее нашей страны. Система работы по патриотическому воспитанию в ДОУ строится последовательно, начиная с младшего возраста с поэтапным усложнением в соответствии с опытом детей. Для того чтобы дошкольное учреждение помогало воспитанию патриотических чувств, жизнь детей в нем должна быть насыщенной, интересной, чтобы запомнилась надолго, стала системой радостных детских воспоминаний, в детском саду организуются экскурсии по территории детского сада, ребята знакомятся с сотрудниками детского сада. Очень важно, чтобы ребенок полюбил свой детский сад. Происходит это тогда, когда воспитатели с уважением относятся к каждому ребенку, знают их лучшие черты и способствуют их развитию в процессе игр, интересных занятий и т.д. Ребята узнают на какой улице находится их детский сад, как и почему она так называется, что находится рядом с детским садом. В рамках знакомства детей с малой Родиной организуются занятия: «Улица моя родная», «Лучше нет родного края», «Моя Родина –Щигры». В старшем возрасте расширяем знания воспитанников. Знакомя детей с родной страной, мы расширяем их представления о значении государственных символов России. Воспитываем уважительное отношение к гербу, флагу, гимну Российской Федерации. Знакомим детей со столицей нашей Родины – Москвой и другими городами России. Организуем занятия: «Мы живем в России», «Государственная символика» Большое значение в своей работе уделяем ознакомлению детей с природой родного края, так как общепринято, что общение с природой облагораживает человека, позволяет полнее ощущать красоту жизни, важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной природы, родным краем, родной страной. Проводим занятия «Люблю березку русскую», «Белоствольная краса», акции «Помоги природе». Воспитывая любовь к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека, в их числе и любовь к Родине. Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям, и традициям русского народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Знакомство с русской народной культурой начинаем с раннего возраста, ребята разучивают потешки, читают русские народные сказками, знакомятся с народными игрушками. С детьми старшего дошкольного возраста организуются занятия по изготовлению тряпичных кукол «Пеленашка», изучаем народные промыслы России. С целью знакомства воспитанников с культурой своего народа, в рамках года культурного наследия народов России в детском саду проходила неделя русской культуры, с детьми были организованы мероприятия Традиции и обряды русского народа, знакомство с национальной кухней, русским народным костюмом. С младенчества ребенок слышит родную речь. Даём детям понять, что у каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Особое значение для воспитания детей имеют фольклорные произведения: пословицы, поговорки. Обсуждая с детьми содержание сказок, обращаем их внимание на трудолюбие, скромность героев, на то, как они выражают сочувствие, попавшим в беду, как борются за справедливость, как спасают друг друга. Большое значение в нравственно- патриотическом воспитании имеют русские народные праздники «Масленица», «Святки», «Пасха». Таким образом, формируем любовь к традициям своего народа и способствуем развитию личности в духе патриотизма. В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи: дедушек, бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигах, стараемся привить детям такие важные понятия, как: долг перед Родиной, любовь к Отечеству, трудовой подвиг народа. Организуем мероприятия «Победный май», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Память на века», «Победный парад». Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста осуществляется в процессе использования различных форм и методов работы одним из которых являются спортивные праздники и развлечения. Данная форма работы позволяет закрепить и обобщить знания и умения детей в рамках определённой темы. В нашем детском саду проходят такие мероприятия, как: «День космонавтики», «Мы защитники», «Россия вперед» и многие другие. Дошкольник активно познает окружающий его миp, много нового ребенок узнает при чтении художественной литературы. Она производит на него чувственное воздействие. В рамках патриотического направления знакомим воспитанников с поэтами и писателями Курского края. Одним из перспективных методов, способствующих решению проблемы патриотического воспитания, развивающий познавательный интерес, формирующий навыки сотрудничества является метод проектов. С детьми старшего дошкольного возраста реализуем проекты «Моя семья как часть России», «Мой город Щигры», «О героях былых времен». Экскурсии одна из форм работы по нравственно- патриотическому воспитанию, в рамках которой даем детям краеведческие сведения о родном городе, об истории его возникновения, о его достопримечательностях, зданиях и учреждениях, знаменитых земляках. Организуем акции «Бессмертный полк», «Полевая кухня», «Открытка ветерану», «День Государственного флага РФ», которые способствуют объединению, сплочению воспитанников. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. В этом нам помогают социальные партнеры Щигровский Краеведческий музей организуя мероприятия «По местам боевой славы», Дом пионеров и школьников им. А. Д. Романоского «Наша Родина». Одним из немаловажных факторов патриотического воспитания детей является труд. Зависимость между деятельностью одного человека и окружающей жизнью — вот что важно для воспитания нравственно-патриотических чувств. Приобщая детей к труду, мы формируем ответственность за его результат. Особую значимость имеет труд детей в природе. Важным условием в воспитании чувства Родины является тесная взаимосвязь с родителями. Совместно с родителями организуем выставки творческих работ «Наша Армия», выпуск стен газеты «Я и мой защитник», подготавливаем для родителей консультации с подбором художественной литературы для чтения детям. Дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. В нашем ДОУ создан мини-музей «Русская изба», именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Дети приобщаются к народной культуре, во всех группах оформлены патриотические уголки, в соответствии с возрастом, дети знакомятся с государственной символикой, столицей нашей Родины, с малой Родиной. В результате систематической целенаправленной работы удается добиться позитивных результатов: значительно обогащается предметно — развивающая среда, дети учатся ценить и поддерживать дружеские отношения, знакомятся с историей России. Расширился кругозор детей и взрослых. Повысилась педагогическая культура родителей в вопросах воспитания у детей чувства любви к своей малой Родине. Анализ результатов мониторинга образовательного процесса показывает, что у детей младшего дошкольного возраста высокий уровень сформированности первичных представлений о малой Родине, и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, к концу средней группы большинство детей могут называть свою страну, улицу на которой живут, столицу России, знают некоторые государственные праздники, к концу старшей группы могут называть страну, президента, имеют представление о государственной символике. К концу дошкольного периода дети знают о нескольких народах, населяющих Россию и другие страны. Имеют представление о государстве и принадлежности к нему, знают в какой стране живут, могут назвать другие страны. Хочется еще раз отметить — воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста — это трудоёмкий процесс, который затрагивает все стороны жизнедеятельности. Участие в этом процессе должны принимать и семья и образовательные учреждения. Только общими усилиями можно воспитать поколение людей, которые станут полноценными гражданами, патриотами своей страны.
|