Конспект сценария КВН «История Российского государства» |
Патриотизм детям | |||
Автор: Ручкина Марина Алексеевна Куйбина Юлия Валерьевна | |||
07.08.2022 13:31 | |||
Конспект сценария КВН «История Российского государства» МАДОУ «Детский сад №59» г. Череповец ул. Ленина д.147 Дошкольное образование, нравственно-патриотическое воспитание для детей 6-7 лет «Я — гражданин Российской Федерации», 2022 год Сценарий «Конкурс Веселых и Находчивых «История Российского государства» (подготовительная группа) Воспитатели:
Тема: КВН «История Российского государства» Цель: Формирование чувства патриотизма у детей, гордости за свою страну. Пояснительная записка.
В дошкольном возрасте закладывается основа личности: развивается целостное восприятие окружающего мира, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям. Здесь начинают развиваться такие черты характера, которые закладывают в основу нравственного и патриотического воспитания: трудолюбие, милосердие, гуманность и т. д. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он удивляется, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Самое существенное в воспитании нравственных и патриотических чувств – это непосредственное их проявление в реальных практических поступках, повседневной жизни. Занимаясь воспитанием детей, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей. В широком понимании патриотизм трактуется как олицетворение любви к своей Родине, активная сопричастность к ее истории, культуре, природе, к современной жизни, ее достижениям и проблемам. Понятие патриотизм исходит из традиционной русской философской идеи, которая рассматривает патриотизм как категорию нравственную. Под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим, толерантности. Гражданско-патриотическое воспитание — как одно из направлений социально-личностного развития детей — считаем важной частью своей воспитательной деятельности. Актуальность. Актуальность заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье. Противоречия, сложившиеся в настоящее время, в условиях ломки нравственных идеалов российского общества, приобретают особую актуальность в формировании основ патриотизма у дошкольников. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, пренебрежительное отношение к гражданскому долгу и служению Родине. Патриотическое воспитание дошкольников — это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду городу, к родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам. Все эти задачи важны и актуальны, от решения ни одной из них нельзя отказаться, но приоритетной в дошкольном возрасте является задача воспитания у детей любви и привязанности к родному дому, семье, Родине, изучение традиций и истории. Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие» Методы и формы работы: беседа, рассматривание слайдов, выполнение упражнений, объяснение с показом, поощрения, художественное слово. Практическая значимость, преемственность: Возможность использования педагогами ДОУ разработанного нами методического материала по формированию нравственно-патриотического отношения у детей старшего дошкольного возраста на основе интеграционных технологий и форм. Задачи:
Планируемые результаты воспитательного мероприятия: Воспитанники имеют представление о родном государстве, его символах и функциональном назначении. Обобщили знания о жизни наших предков. Высказывают свою точку зрения; выражают положительные эмоции (интерес, радость, восхищение) во время и по окончании игры; с интересом выполняют задания для достижения определённой цели. Оборудование и материалы: карта мира или глобус, изображение герба и флага Российской Федерации, фотографии с видами Москвы, ее достопримечательностями, сигнальные карточки, фишки, речевки, изображения российского флага, состоящие из нескольких частей, стихи о Родине, удостоверения Патриота России для всех участников, запись Гимна Российской Федерации, иллюстрации с изображением богатырей Древней Руси, карточки с изображением оружия богатырей (меч, булава, кистень и т. д.) и оружия современных воинов (пистолет, ружьё, винтовка, автомат), атрибуты богатырей и гусляра, канаты, речка, камушки из бумаги,, изображения Кащея Бессмертного, Соловья-разбойника, Змея-Горыныча. Рекомендации для использования: Данная методическая разработка может использоваться для решения нравственно-патриотических задач программы воспитания и образования детей старшей и подготовительной к школе групп. Предварительная работа: В группе создан уголок по нравственно-патриотическому воспитанию; Проводились познавательные занятия, беседы по ознакомлению с символами России; Беседовали с детьми о главном должностном лице, президенте Путине В.В.; Читали художественную литературу (Н. Виноградова «Моя страна Россия»), пословицы и поговорки о Родине; Прослушивали аудиозапись гимна России. Ход мероприятия: Воспитатель: — Ребята, сегодня мы проводим «Конкурс Веселых и Находчивых», посвященный истории Российского государства. Посмотрим, у какой команды больше знаний о нашей стране, ее истории, символах (гимн, герб, флаг) и их назначении, о значении цветов и образов символов, о столице и ее достопримечательностях. - Будь хранима небесами Ты для сердца моего Вотчина царей державных Воспитатель: — В Конкурсе участвуют две команды: команда «Умники», в составе команды — (называет детей и капитана команды) и команда «Знайки». Дорогие команды, занимайте свои места. (Участники команд занимают свои места) Воспитатель представляет детям членов жюри (второй воспитатель и представители от родителей) Воспитатель: — Напоминаю правила игры:
- Итак, объявляется 1-ый тур. «Древнерусское государство» 1. Вступительное слово «О жизни наших предков» Воспитатель: — Давным-давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живём, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Многие территории занимали топкие болота. Издревле на этой земле жили славяне. Их соседи хазары и монголо-татары часто нападали на славян, опустошали земли, разоряли дома, уводили в плен людей. Более 1000 лет тому назад основали славяне своё государство, названное Русью. Русь защищалась от врагов. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Называли таких людей русичами. Были среди русичей и защитники нашей Родины в древности. Они славились богатырской силой, об их подвигах слагались сказки и былины. Вот как они выглядели. (Показ иллюстраций с изображениями богатырей и картины В. М. Васнецова «Богатыри»). 2. Беседа «Богатыри» - Кто изображен на картине? (Люди, которые защищали нашу Родину от врагов — богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович). - Как вы думаете, кто из русичей мог стать богатырем? - Да, богатыри — это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов — стояли на заставе (границе), мимо них ни зверь незамеченным не проскользнёт, ни птица не пролетит, а тем более враг не пройдёт. - Ребята, мы уже прочли немало сказок и былин о богатырях земли русской. Давайте, вспомним, как они называются? ( «Соловей — разбойник», «Финист-Ясный Сокол», «Никита Кожемяка», «Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей») - С кем боролись герои — богатыри? (С Соловьем — разбойником, Змеем Горынычем, Кощеем Бессмертным, Тугариным Змеем) - Но ребята, не зевай И оружие скорее выбирай! (Нужно выбрать и назвать богатырское оружие из числа предложенных). 3. «Пословицы и поговорки о Родине, смелости, отваге русских героев» Воспитатель: — В этом конкурсе вам надо быстро вспоминать и сказать пословицы. - За каждую пословицу команда получает фишку. Какая из команд больше назовет пословиц о Родине, смелости, отваге русских героев?
Воспитатель: — 1-ый тур закончился. Пока жюри подводит итоги, предлагаю вам разминку. Физкультминутка «Богатыри» Богатырь — вот он каков: (Показывают силача) На границе стоял, - Предоставляется слово жюри. (Жюри объявляет итоги 1-го тура.) 2-ый тур. «Наша Родина – Россия» 1. Блиц-турнир «Наша Родина — Россия» Воспитатель: — Ребята, вам нужно выбрать правильный ответ из 3-х предложенных вариантов. Готовы? 1. Какое государство самое большое в мире? Япония Италия Россия 2. Какое официальное название у нашего государства? Родина Российская Федерация Русь 3. Какой город в Российской Федерации самый главный? Санкт-Петербург Надым Москва 4. Какое дерево символизирует Россию? Клен Береза Тополь 5. Как называется главная площадь страны? Красная Синяя Зеленая 6. Каким словом называют людей разных национальностей, живущих в Российской Федерации? Русичи Русские Россияне 7. На каком языке общаются между собой россияне? Английском Русском Немецком 8. Кто является действующим Президентом Российской Федерации? Дмитрий Медведев Владимир Путин Борис Ельцин 9. Денежная единица России Доллар Рубль Евро 2. «Кто больше знает?» Воспитатель: — Каждой команде подготовлены вопросы о столице нашей Родины. За каждый правильный ответ команда получает фишку. Если команда, которой задан вопрос, не может ответить на него, отвечает другая команда. Какая команда правильно ответит на все вопросы и соберет больше фишек. Умники: — Как называется река, давшая имя нашей столице? Знайки: — Как называется главная площадь Москвы? Умники: — Как называются самые главные часы страны? Знайки: — На какой башне они расположены? Умники: — Назовите другие достопримечательности столицы. Знайки: — Назовите другие крупные города Российской Федерации. (Ведется подсчет фишек, результаты сдаются жюри) Воспитатель: — Жюри подводит итоги, а я предлагаю вам вспомнить наши речевки и помаршировать. 3. Речевки команд -Участники команд приглашаются на выход Команда «Умники»: - Мы учили песенку Команда «Знайки»: - Что за площадь есть в Москве Воспитатель: — Предоставляется слово жюри. (Жюри объявляет итоги 2-го тура.) 3-ой тур. «Государственные символы России» 1. Блиц-турнир «Государственные символы России» Воспитатель: — Ребята, вам нужно выбрать правильный ответ из 3-х предложенных вариантов. Готовы? 1. Сколько горизонтальных полос на государственном флаге России? 4 3 2 2. Изображение чего на гербе России символизирует солнце, единство и независимость страны? Всадника Короны Орла 3. Какой цвет на флаге России символизирует мир, снег, облака, чистоту помыслов, правду? Синий Белый Красный 4. Изображение чего на гербе символизирует победу добра над злом, справедливости над несправедливостью? Всадника Змея Орла 5. Какой Государственный символ можно увидеть на купюрах, монетах? Гимн Герб Флаг 6. Какой цвет на флаге символизирует правду, небо, моря, веру, верность, красоту? Синий Белый Красный 7. Очертание какого старинного доспеха напоминает герб? Кольчуга Булава Щит 8. Какой цвет символизирует энергию, силу, огонь, солнце, кровь, пролитую за Отечество? Синий Белый Красный 9. Какая мелодия исполняется на спортивных соревнованиях, Олимпиадах в моменты награждения, в школах в начале учебного года и в других торжественных моментах? Марш Гимн Вальс 10. Что означает слово «гимн»? Торжественный обряд Торжественный стих Торжественная песнь 11. Как называется монета, на которой изображен всадник с копьем? Евро Копейка Рубль 2. Задание для капитанов «Кто быстрее?» — «Собери флаг России» Воспитатель: — Сейчас соревнуются только капитаны команд, им нужно сложить из частей изображение российского флага. (проводится конкурс капитанов) - Итак, кто из капитанов быстрее справился с работой? Воспитатель: — Пока жюри подводит итоги 3-го тура и общие результаты конкурса, предлагаю вам игру 3. Игра «Вставьте нужные слова» - Отвечаем хором! «Мы говорим синее... (море), Белый цвет — … (березка), Воспитатель: — А сейчас внимание! 4. Заключительное слово жюри для подведения окончательных итогов конкурса. Воспитатель: — Молодцы, ребята, сегодня вы показали замечательные знания о нашем государстве, его истории, символах, о городах России и сейчас мы начинаем посвящение в патриоты. 5. Посвящение в патриоты Воспитатель: — Для принесения клятвы всех участников прошу встать! - Отчизну свою любить – клянусь! (Дети: клянусь!) - Беречь и приумножать богатства Родины – клянусь! (Дети: клянусь!) - Служить во благо Отечества — клянусь! (Дети: клянусь!) - Сегодня вы стали настоящими патриотами и каждому из вас мы вручаем удостоверение Патриота России. (Председатель жюри вручает детям Удостоверения Патриота России). - Мы поздравляем вас, ребята, с посвящением в Патриоты России! А сейчас прошу всех встать! (Звучит запись Гимна Российской Федерации). Рефлексия: Дорогие ребята, наш конкурс закончился, все вы большие молодцы, спасибо за интересную игру! Вам понравился наш КВН? Что больше всего запомнилось? (ответы детей) Что бы вы хотели повторить ещё раз? Литература:
|