«Духовно-нравственное воспитание в рамках реализации дистанционной программа «День народного единства»» |
Патриотизм детям | |||
Автор: Макрушина Татьяна Васильевна, Кочубей Нина Ивановна | |||
13.06.2022 17:00 | |||
«Духовно-нравственное воспитание в рамках реализации дистанционной программа «День народного единства»» Подготовили: воспитатель МДОУ детский сад «Солнышко» р.п. Дергачи Саратовской области Макрушина Татьяна Васильевна и старший воспитатель МДОУ детский сад «Солнышко» р.п. Дергачи Саратовской области Кочубей Нина Ивановна «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом». С. Михалков Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым относиться чувство патриотизма. В педагогическом аспекте под патриотическим воспитанием понимается процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой.
Великая культура русского народа складывалась тысячелетиями. Она изобилует своими обычаями, традициями и обрядами, но в наше время, когда многое утеряно, позабыто, когда неузнаваемо изменились жизненные условия народа, мы очень мало знаем о своих корнях, о жизни наших предков. А ведь русские песни, былины, сказки, православные праздники, проводимые с такой широтой, размахом, весельем, – это и есть наша культура, наши традиции, наше наследие, представляющее собой неиссякаемый источник красоты, творчества, доброты и мудрости народной. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. Ориентиром в патриотическом воспитании детей должна стать опора на историю России, откуда мы берем примеры любви к Родине и готовности встать на ее защиту в трудное время. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой дошкольник, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. В преддверии праздника «День народного единства» с 27 октября по 4 ноября 2021г. в нашем ДОУ был реализован проект «День народного единства» (в рамках программы по дополнительному образованию детей) социально-гуманитарной направленности, разработанный старшим воспитателем Кочубей Ниной Ивановной и воспитателем Макрушиной Татьяной Васильевной», целью которого стало формирование чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста. Актуальность проекта определяется государственным и региональным заказом на сохранение и восстановление исторической преемственности поколений, на популяризацию традиционной и современной культуры народов, проживающих на территории Российской Федерации, в том числе в Саратовской области и Дергачевском муниципальном районе. В прошлом году, как мы помним, основной акцент в День народного единства был сделан на Александра Невского, в этом же году мы вспоминаем Петра I — именно с ним связан внезапно появившийся праздник "Дня Империи". В 1721-м г. Петр I приурочил празднование победы в войне со Швецией к празднику, с которым была связана память об окончании Смутного времени и восстановлении русского государства. А уже в ходе этих торжеств 2 ноября 1721 г. Петр Алексеевич принял на себя титул императора и государство стало именоваться империей. А праздник День народного единства был установлен еще отцом Петра Великого — в честь избавления Москвы от поляков. В 1612-м князь Пожарский въехал в Кремль с находившейся при ополчении чудотворной Казанской иконой. То есть в День народного единства, который мы отмечаем как государственный праздник, нужно вспоминать не только 1612-й, но и 1721-й — более того, их соединение в нем совершенно естественно и более чем актуально. День народного единства с империей — именно такова формула наших побед. Точнее — защиты от поражений. Но империя это не просто защитная оболочка народа — она и есть народ. Огромный, разнообразный, ищущий, грешащий и кающийся, отступающий и поднимающий. И очень важно, чтобы сам народ понимал, что нет никакой власти и народа, государства и народа, империи и народа. Нет никаких "мы" и "они": есть один народ одной страны с тысячелетней историей. Народное единство — с империей, народное единство в империи, только в империи. Отличительные особенности проекта:
Для организации дистанционного обучения по проекту использовались следующие платформы и сервисы: WatsАpр (родительский чат), страничка детского сада в сети Инстаграм, цифровой ресурс «Стань школьником с Робобориком!», «Студия знаний Робоборика». 1 день реализации проекта "День народного единства" Родителям воспитанников в родительских чатах WatsАpр было сообщено о реализации в ДОУ дистанционной дополнительной программы «День народного единства». Так же родителям была направленна ссылка на ознакомительную презентацию «4 ноября. Откуда берёт начало этот праздник?». 2 день реализации проекта "День народного единства" с использованием интерактивного онлайн-курса «Стань школьником с Робобориком». При просмотре обучающего видео ролика "Моя Родина — Россия!" (социально-коммуникативное развитие, неделя 11) дети вспомнили государственные символы нашей страны, познакомились с городами России и их достопримечательностями. 3-4 день. Творческий проект «День народного единства». Проходил также с использованием интерактивного онлайн-курса «Стань школьником с Робобориком». Дети выполняли интерактивные задания по теме «Моя Родина – Россия», которые были назначены каждому ребенку (с присвоением кода) и выполняли работы с раздаточным материалом, который был распечатан заранее и роздан детям. 5-6 день. Проходил с использованием «Студии знаний Робоборика!» (Видеозанятие 20. Удивительные места России (окружающий мир). Дети познакомились с природным разнообразием нашей страны; узнали о разных городах России, о некоторых достопримечательностях этих городов; совершили виртуальное путешествие по России; научились находить и отмечать города на карте страны; вспомнили, как определять время по часам. 7 день – дети просмотрели ролики, подготовленные сотрудниками Дергачевской детской библиотеки "По памятным местам района" и Дергачевским краеведческим музеем "Когда мы едины — мы непобедимы", нарисовали рисунки на тему «Дергачи — моя малая Родина». 8 День стал итоговым Он был посвящен разработке и созданию видеоролика «Россия – страна единства и согласия» на основе фотографий, которые родители ежедневно присылали в группу. Здесь хочется отметить активность наших родителей, которые несмотря на праздничные дни и период локдауна, нашли время для того, чтобы ежедневно заниматься со свои ребенком и присылать нам фотоотчеты в группу. В завершении проекта можно подвести итог, что без любви к Родине и уважения к её истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительные качества личности. Дети должны понять, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они – граждане России, маленькие россияне. Для того чтобы увидеть, как проходила работа по данному дистанционному проекту мы приглашаем вас просмотреть итоговый видеоролик «Россия – страна единства и согласия». https://www. youtube. com/watch? v=DgPbrB_7mS4&t=102s Список литературы
32-33. 3. Васильев, Д. 4 ноября – День народного единства. Праздник, подаренный историей /Дмитрий Васильев // Военные знания. 2010. № 11. С.16-17. 4. Лаптева, Л. Ф. «За землю русскую, за Москву»: (литературно-музыкальная композиция к Дню народного единства) / Л. Ф. Лаптева // Преподавание истории в школе. 2006. № 7. С. 69-72. ISSN 0132-0696. 5. Шукунда, С. З. Праздники национального единства как инструмент сплочения нации / С. 3. Шукунда // Вестник Московского университета. Сер. 19, Лингвистка и межкультурная коммуникация. 2007. № 3. С. 77-86. 6. Черкасова, Елена Всеволодовна. Радуга над полем: исторические очерки о Дергачевском районе Саратовской области / Е. В. Черкасова. — Саратов: Приволжское изд-во, 2007. — 180, [2] с.: ил., портр.; 22 см.; ISBN 978-5-91369-008-1 (В пер.) 7. Земское ополчение Минина и Пожарского. Освобождение Москвы от поляков //Энциклопедия для детей: Т. 5, ч.1 (История России и ее ближайших соседей). — Сост. С.Т. Исмаилова. -М.: Аванта+, 1995. -C. 377-381. 8. Иллюстрированная история СССР / Пашуто В.Т., Итенберг Б.С., Тарновский К.Н. и др. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: Мысль, 1987. — C.49-51. 9. Костылев В.И. Минин и Пожарский: повесть: [для сред. шк. возраста] / В.И. Костылев; рис. В.Г. Бритвина; [предисл. А.Н. Сахаров]. — Москва: Дет. лит., 2006. -84, [3]с.: цв. ил. Ссылки на интернет-источники 1. Развивающий интерактивный онлайн-курс «Стань школьником с Робобориком» (с использованием возможностей образовательной онлайн платформы «ОБРАЗОВАРИУМ»). https: //obr. nd. ru/course/89e98fd0-61de-520d-c3ae-5368b1ffdaa3/lesson/ZFe5b3Ol/module/0/page/0 2. Развивающий интерактивный онлайн-курс «Студия знаний Робоборика» (с использованием возможностей образовательной онлайн платформы «ОБРАЗОВАРИУМ»). https: //obr. nd. ru/course/10a247b2-7b32-ffc8-312b-4e8b44e0a5ff/lesson/mIwRlPpM/module/0/page/0 3. https: //ria. ru/20211104/edinstvo-1757633379. html
|