Воспитание патриотизма у старших дошкольников в процессе ознакомления с художественными произведениями о Великой Отечественной войне. |
Патриотизм детям | |||
Автор: Батраева Олеся Алексеевна, Максимова Наталья Александровна | |||
20.04.2022 08:10 | |||
Воспитание патриотизма у старших дошкольников в процессе ознакомления с художественными произведениями о Великой Отечественной войне. Батраева Олеся Алексеевна, Максимова Наталья Александровна «Нет на свете ничего страшнее забвенья. Забвенье — ржавчина памяти, она разъедает самое дорогое. Чтобы бороться с забвеньем, нужны свежие силы» писатель Ю. Яковлев В настоящее время мы много говорим о воспитании патриотических чувств у детей, о том, как важно прививать детям любовь к Отчизне, гордость за подвиги наших дедов и прадедов. Без памяти о войне нельзя по-настоящему оценить счастье мирной жизни, необходимость ее сохранения для наших детей. И книги, посвященные Великой Отечественной войне, являются основой воспитания патриотов, которые ценят мир и жизнь каждого человека на Земле. Что знают сегодня наши дети о войне? Могут ли они рассказать, за что проливали кровь их прадеды? Как жили во время войны женщины и дети? Детям, которые, к счастью, не знакомы с войной, сложно объяснить, как жилось людям в то трудное время. На помощь приходит литература. Книги для детей о войне также полны боли и слез, но в них есть место любви и дружбе, простым радостям и надежде на чудо. Сколь бы ни было далеко прошлое, память о нем важна: ребята, став взрослыми, должны постараться сделать все для того, чтобы трагические страницы истории никогда не повторились в жизни народа.
В работе над данной темой мы поставили следующие задачи:
Работу по формированию патриотизма у старших дошкольников мы решили начать с создания в книжном уголке мини библиотеки. Там мы разместили пословицы, стихи и рассказы о Великой Отечественной Войне. Нами были подобраны произведения Л.Кассиля, С.Алексеева, А.Митяева, А.Гайдара, Ю.Яковлева, С.Маршака, В.Степанова, соответствующие возрасту детей. Именно благодаря произведениям авторов – современников страшного военного времени, наши дети могут представить себе события того времени, узнать о трагических судьбах людей, о героических подвигах, совершенных защитниками Отечества. В рассказе Л.Кассиля «Сестра» говорится о том, как медсестра Надя Балашова, рискуя своей жизнью, выносит с поля боя раненых солдат. В рассказе «Богатыри» писатель описывает мужество морских пехотинцев при освобождении захваченных городов, сравнивает их со сказочными богатырями, вышедшими из вод морских. В произведении С.Алексеева «Два танка» рассказывается о смелости русских солдат, которые не растерялись в бою, сражались и победили. В рассказе «Капитан Гастелло» С.Алексеев написал о бессмертном подвиге советского летчика Николая Францевича Гастелло, который пожертвовал своей жизнью, направив свой подбитый самолет во вражескую колонну, перевозящую горючее на фронт. В рассказе А.Митяева «Дедушкин орден» действие происходит в мирное время. Внук, не видевший войны, не понимает ценности ордена своего дедушки и готов носить его повсюду, как красивый значок. И только слова соседки тети Маши заставляют его задуматься о том, достоин ли он, чтобы носить дедушкин орден… Самыми интересными книгами о войне для детей всегда были те, где главные герои — их сверстники. Это истории о жизни ребят, которые становились сиротами, попадали в плен, голодали, выживали, брали в руки оружие, защищали своих матерей и сестёр. В произведении Ю.Яковлева «Как Сережа на войну ходил» мальчишка по имени Сережа, живущий в настоящее время, попросил своего дедушку сводить его на войну. Рассказ ведется от имени мальчика Серёжи, который невероятным образом оказался на полях военных сражений вместе со своим дедом. Мальчику пришлось окунуться с головой в происходящее тех лет и прочувствовать на себе весь ужас войны: бежать под пулями ненавистных фашистов, рыть окопы, прятаться от самолётных бомбёжек, видеть гибель родного деда, бросившегося под танк противников с гранатой в руке... Серёжа вернулся домой — назад в своё время, и теперь он уже не понаслышке знает о том, о чём другие лишь слышат из чужих уст. Дети с интересом слушают стихотворения и с удовольствием заучивают их наизусть. Например, стихи С.Маршака «Пусть не будет войны никогда!», Е.Трутневой «Фронтовая сестричка», Н.Томилиной «Кто был на войне», В.Берестова «Пусть пулеметы не строчат!», Е.Благининой «Шинель». В стихотворении В.Степанова «Приходят к дедушки друзья» слышится грусть и сожаление, что друзей у деда становится все меньше, но в тоже время греет надежда, что они все-таки придут, приедут… Особое место в нашей библиотеке мы отвели магнитогорским поэтам, в творчестве которых также есть стихи о войне. Основной темой творчества магнитогорского писателя и поэта Александра Лозневого является военная тема. Многие стихи Лозневого положены на музыку, став популярными песнями. Читая стихи Александра Лозневого – «Возвращение», «Былинка», «Вечной славы огонь» — как будто сам оказываешься на поле боя, представляешь картины войны, которые он рисует словами в своих стихах. В его стихотворении «Рабочая Магнитка» есть замечательные строки: «Мы на войне в окопах не бывали Читая их, каждый магнитогорец гордится тем, что он родился в городе Магнитогорске – городе, который помог одержать победу над врагом. Для Людмилы Константиновны Татьяничевой Магнитка стала родным домом. В ее творчестве есть стихи, посвященные памяти навсегда ушедших героев – «Мой дедушка», «Вдали от синих гор Урала», «У могилы неизвестного солдата». Основные формы ознакомления с художественными произведениями - Специально организованное занятие, в ходе которого дети знакомятся с произведениями, слушают их, отвечают на вопросы по содержанию, рассказывают свои впечатления, заучивают наизусть и пересказывают. Провели беседы: «Что такое мужество?», «Дети и война», «Боевой путь наших прадедов» - Рассматривание наглядных пособий (флаги, гербы, макеты военных действий), репродукций картин, иллюстраций, тематических альбомов «Города — герои», «Военный транспорт», фотографий и открыток по военной теме. Рассматривание иллюстраций и картин о ВОВ, о сражениях на фронте и жизни людей в тылу: А.С. Михайлов «Горький хлеб», П.Широков «За Родину!», А.Локтионов «Письмо с фронта», М.И. Самсонов «Сестрица», П.А. Кривоногов «Победа», К.Антонов «Победители». Рассматривание иллюстраций «Военные награды: медали и ордена», фотографий ветеранов войны с наградами на груди, самих военных медалей и орденов ВОВ. - Слушание музыкальных произведений о войне: Д. Тухманов «День Победы», слова В. Лебедева-Кумача, музыка А. В. Александрова «Священная война», М. Блантер «Катюша», В. Алкин «Прощание славянки». - Беседы с детьми о смысле пословиц. Пословицы о родине прививают ответственность и любовь к своей стране. Жить – Родине служить! Нет ничего на свете краше, чем родина наша. Родина — мать, умей за нее постоять. В бою за Отчизну и смерть красна. Кто любит Родину и народ, тот настоящий патриот. Человек без Родины – как семена без земли. - Показ мультипликационных фильмов на военную тему: «Приключения красных галстуков» (1971г.) «Воспоминание» (1986г.) «Салют» (1975г.) «Солдатская сказка» (1983г.) «Партизанская Снегурочка» (1981г.) «Василек» (1973г.) - Экскурсия к памятнику «Тыл фронту», являющемуся частью триптиха «Меч Победы», посвященного ВОВ, участие в шествии «Бессмертный полк». Важно, чтобы у детей сформировалось представление, что мы победили в войне, потому что любим свою Родину и хотим, чтобы все народы на Земле жили дружно и не притесняли друг друга. - По прочитанным рассказам можно организовать драматизации – спектакли, инсценировки. Разыгрывая сюжет, ребенок глубже постигает мотивы действия персонажа и впитывает способы поведения. Например, после прочтения рассказа Л.Пантелеева «Честное слово», можно его инсценировать. Мальчик-часовой настолько серьезно относился к обязанностям часового, что согласен был уйти с поста только по разрешению настоящего военного командира. - Мальчики часто и охотно играют в ролевые игры военного типа. Каждый хочет совершить подвиг, помочь раненному товарищу, подбить вражеский танк или захватить врага в плен… Задача воспитателя заключается в том, чтобы научить детей выполнять правила «по справедливости», «по-честному», рассказать о правилах обращения с военнопленными и этике уставных отношений. Книги о войне несут огромный патриотический заряд. Мы находим ключ к решению проблем сегодняшнего дня в лучших произведениях о войне. Эти книги заставляют гордиться своим народом, своей страной, помогают осознать значение каждого человека, заставляют искать свое место в жизни, доброжелательно относиться к окружающим людям. Патриотами не рождаются, патриотами становятся. Но патриотические чувства не возникают сами по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитания ребенка. Нельзя быть патриотом не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки. Именно поэтому мы сочли необходимым осветить для детей подвиг своего народа в годы ВОВ через чтение художественной литературы о тех непростых годах жизни. Литература:
|