Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Воспитание патриотизма у старших дошкольников в процессе ознакомления с художественными произведениями о Великой Отечественной войне.
Патриотизм детям
Автор: Батраева Олеся Алексеевна, Максимова Наталья Александровна   
20.04.2022 08:10

Воспитание патриотизма у старших дошкольников в процессе ознакомления с художественными произведениями о Великой Отечественной войне.Воспитание патриотизма у старших дошкольников в процессе ознакомления с художественными произведениями о Великой Отечественной войне.

Батраева Олеся Алексеевна, Максимова Наталья Александровна

«Нет на свете ничего страшнее забвенья. Забвенье — ржавчина памяти, она разъедает самое дорогое. Чтобы бороться с забвеньем, нужны свежие силы»

писатель Ю. Яковлев

В настоящее время мы много говорим о воспитании патриотических чувств у детей, о том, как важно прививать детям любовь к Отчизне, гордость за подвиги наших дедов и прадедов. Без памяти о войне нельзя по-настоящему оценить счастье мирной жизни, необходимость ее сохранения для наших детей. И книги, посвященные Великой Отечественной войне, являются основой воспитания патриотов, которые ценят мир и жизнь каждого человека на Земле.

Что знают сегодня наши дети о войне? Могут ли они рассказать, за что проливали кровь их прадеды? Как жили во время войны женщины и дети?

Детям, которые, к счастью, не знакомы с войной, сложно объяснить, как жилось людям в то трудное время. На помощь приходит литература. Книги для детей о войне также полны боли и слез, но в них есть место любви и дружбе, простым радостям и надежде на чудо.

Сколь бы ни было далеко прошлое, память о нем важна: ребята, став взрослыми, должны постараться сделать все для того, чтобы трагические страницы истории никогда не повторились в жизни народа.

 

В работе над данной темой мы поставили следующие задачи:

  • познакомить с историческими событиями Великой Отечественной Войны
  • приобщить к прошлому и настоящему через связь поколений, воспитывать уважение к памяти павших бойцов, ветеранам ВОВ
  • познакомить детей с символами России (герб, флаг, гимн), с гербом их малой родины
  • формировать чувство уважения к другим народам и их традициям
  • развивать чувство гордости за свой город, за своих знаменитых соотечественников
  • воспитывать у детей чувство любви к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.

Работу по формированию патриотизма у старших дошкольников мы решили начать с создания в книжном уголке мини библиотеки. Там мы разместили пословицы, стихи и рассказы о Великой Отечественной Войне. Нами были подобраны произведения Л.Кассиля, С.Алексеева, А.Митяева, А.Гайдара, Ю.Яковлева, С.Маршака, В.Степанова, соответствующие возрасту детей.

Именно благодаря произведениям авторов – современников страшного военного времени, наши дети могут представить себе события того времени, узнать о трагических судьбах людей, о героических подвигах, совершенных защитниками Отечества.

В рассказе Л.Кассиля «Сестра» говорится о том, как медсестра Надя Балашова, рискуя своей жизнью, выносит с поля боя раненых солдат. В рассказе «Богатыри» писатель описывает мужество морских пехотинцев при освобождении захваченных городов, сравнивает их со сказочными богатырями, вышедшими из вод морских.

В произведении С.Алексеева «Два танка» рассказывается о смелости русских солдат, которые не растерялись в бою, сражались и победили. В рассказе «Капитан Гастелло» С.Алексеев написал о бессмертном подвиге советского летчика Николая Францевича Гастелло, который пожертвовал своей жизнью, направив свой подбитый самолет во вражескую колонну, перевозящую горючее на фронт.

В рассказе А.Митяева «Дедушкин орден» действие происходит в мирное время. Внук, не видевший войны, не понимает ценности ордена своего дедушки и готов носить его повсюду, как красивый значок. И только слова соседки тети Маши заставляют его задуматься о том, достоин ли он, чтобы носить дедушкин орден…

Самыми интересными книгами о войне для детей всегда были те, где главные герои — их сверстники. Это истории о жизни ребят, которые становились сиротами, попадали в плен, голодали, выживали, брали в руки оружие, защищали своих матерей и сестёр.

В произведении Ю.Яковлева «Как Сережа на войну ходил» мальчишка по имени Сережа, живущий в настоящее время, попросил своего дедушку сводить его на войну.

Рассказ ведется от имени мальчика Серёжи, который невероятным образом оказался на полях военных сражений вместе со своим дедом. Мальчику пришлось окунуться с головой в происходящее тех лет и прочувствовать на себе весь ужас войны: бежать под пулями ненавистных фашистов, рыть окопы, прятаться от самолётных бомбёжек, видеть гибель родного деда, бросившегося под танк противников с гранатой в руке...

Серёжа вернулся домой — назад в своё время, и теперь он уже не понаслышке знает о том, о чём другие лишь слышат из чужих уст.

Дети с интересом слушают стихотворения и с удовольствием заучивают их наизусть. Например, стихи С.Маршака «Пусть не будет войны никогда!», Е.Трутневой «Фронтовая сестричка», Н.Томилиной «Кто был на войне», В.Берестова «Пусть пулеметы не строчат!», Е.Благининой «Шинель».

В стихотворении В.Степанова «Приходят к дедушки друзья» слышится грусть и сожаление, что друзей у деда становится все меньше, но в тоже время греет надежда, что они все-таки придут, приедут…

Особое место в нашей библиотеке мы отвели магнитогорским поэтам, в творчестве которых также есть стихи о войне.

Основной темой творчества магнитогорского писателя и поэта Александра Лозневого является военная тема. Многие стихи Лозневого положены на музыку, став популярными песнями.

Читая стихи Александра Лозневого – «Возвращение», «Былинка», «Вечной славы огонь» — как будто сам оказываешься на поле боя, представляешь картины войны, которые он рисует словами в своих стихах.

В его стихотворении «Рабочая Магнитка» есть замечательные строки:

«Мы на войне в окопах не бывали
Мы у горы Магнитной наступали…
И каждый третий был снаряд из нашей стали,
И каждый танк второй из нашей был брони…»

Читая их, каждый магнитогорец гордится тем, что он родился в городе Магнитогорске – городе, который помог одержать победу над врагом.

Для Людмилы Константиновны Татьяничевой Магнитка стала родным домом. В ее творчестве есть стихи, посвященные памяти навсегда ушедших героев – «Мой дедушка», «Вдали от синих гор Урала», «У могилы неизвестного солдата».

Основные формы ознакомления с художественными произведениями

- Специально организованное занятие, в ходе которого дети знакомятся с произведениями, слушают их, отвечают на вопросы по содержанию, рассказывают свои впечатления, заучивают наизусть и пересказывают.

Провели беседы: «Что такое мужество?», «Дети и война», «Боевой путь наших прадедов»

- Рассматривание наглядных пособий (флаги, гербы, макеты военных действий), репродукций картин, иллюстраций, тематических альбомов «Города — герои», «Военный транспорт», фотографий и открыток по военной теме.

Рассматривание иллюстраций и картин о ВОВ, о сражениях на фронте и жизни людей в тылу: А.С. Михайлов «Горький хлеб», П.Широков «За Родину!», А.Локтионов «Письмо с фронта», М.И. Самсонов «Сестрица», П.А. Кривоногов «Победа», К.Антонов «Победители».

Рассматривание иллюстраций «Военные награды: медали и ордена», фотографий ветеранов войны с наградами на груди, самих военных медалей и орденов ВОВ.

- Слушание музыкальных произведений о войне: Д. Тухманов «День Победы», слова В. Лебедева-Кумача, музыка А. В. Александрова «Священная война», М. Блантер «Катюша», В. Алкин «Прощание славянки».

- Беседы с детьми о смысле пословиц.

Пословицы о родине прививают ответственность и любовь к своей стране.

Жить – Родине служить!

Нет ничего на свете краше, чем родина наша.

Родина — мать, умей за нее постоять.

В бою за Отчизну и смерть красна.

Кто любит Родину и народ, тот настоящий патриот.

Человек без Родины – как семена без земли.

- Показ мультипликационных фильмов на военную тему:

«Приключения красных галстуков» (1971г.)

«Воспоминание» (1986г.)

«Салют» (1975г.)

«Солдатская сказка» (1983г.)

«Партизанская Снегурочка» (1981г.)

«Василек» (1973г.)

- Экскурсия к памятнику «Тыл фронту», являющемуся частью триптиха «Меч Победы», посвященного ВОВ, участие в шествии «Бессмертный полк».

Важно, чтобы у детей сформировалось представление, что мы победили в войне, потому что любим свою Родину и хотим, чтобы все народы на Земле жили дружно и не притесняли друг друга.

- По прочитанным рассказам можно организовать драматизации – спектакли, инсценировки. Разыгрывая сюжет, ребенок глубже постигает мотивы действия персонажа и впитывает способы поведения. Например, после прочтения рассказа Л.Пантелеева «Честное слово», можно его инсценировать. Мальчик-часовой настолько серьезно относился к обязанностям часового, что согласен был уйти с поста только по разрешению настоящего военного командира.

- Мальчики часто и охотно играют в ролевые игры военного типа. Каждый хочет совершить подвиг, помочь раненному товарищу, подбить вражеский танк или захватить врага в плен… Задача воспитателя заключается в том, чтобы научить детей выполнять правила «по справедливости», «по-честному», рассказать о правилах обращения с военнопленными и этике уставных отношений.

Книги о войне несут огромный патриотический заряд. Мы находим ключ к решению проблем сегодняшнего дня в лучших произведениях о войне. Эти книги заставляют гордиться своим народом, своей страной, помогают осознать значение каждого человека, заставляют искать свое место в жизни, доброжелательно относиться к окружающим людям.

Патриотами не рождаются, патриотами становятся. Но патриотические чувства не возникают сами по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитания ребенка.

Нельзя быть патриотом не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки. Именно поэтому мы сочли необходимым осветить для детей подвиг своего народа в годы ВОВ через чтение художественной литературы о тех непростых годах жизни.

Литература:

  1. Алешина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников» — М.: ЦГЛ, 2005. -с. 135 – 140.
  2. Кондрыкинская Л.А. «Дошкольникам о защитниках Отечества»: Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/ Л.А. Кондрыкинская. – М.: ТЦ Сфера, 2006 – с.90-98.
  3. Формирование у дошкольников патриотических чувств посредством ознакомления с подвигами русского народа в годы Великой Отечественной Войны/ С.А. Воронкова, Л.В. Миргородская, М.А. Старжинская// Молодой ученый. — 2019. — №14 (252). — с.232 – 234.
  4. «Поклонимся великим тем годам…» / Великая Отечественная Война в стихах поэтов Южного Урала/ Миасс.: 2019
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год