Проект для детей старшей группы «Моя Родина — Россия!»
Подготовили воспитатели старшей группы ГБОУ Школы №1786 г. Москвы
- Аверкина Е.В.
- Антоненко Е.А.
Цель проекта: формирование и систематизация представлений о своей родине, о ее культуре и истории, традициях, символах.
Задачи:
- дать знания детям о городе – Москве, в котором мы живем
- закрепить знания о истории города, его достопримечательностях
- закрепить знания о государственной символике РФ
- расширять представления о национальной культуре русского народа, о народном прикладном искусстве;
- закреплять знания о государственных праздниках России и о русских народных праздниках;
- воспитать гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России;
- расширять предметно-развивающую среду группы
Вид проекта: познавательный, краткосрочный, групповой;
Проблема: дети мало знают о своей Родине, о символике России, праздниках, о народных промыслах.
Актуальность:
Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Именно в этом возрасте важно заложить в детях первые представления о России. А Москва – это сердце нашей Родины, её самый главный город, во многом, благодаря которому наша страна известна во всем мире. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он удивляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. Любовь к родной стране, родному краю играют огромную роль в становлении личности ребенка. Без любви к Родине невозможно построить сильную Россию. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего поколения нельзя вырастить достойных граждан. Без возрождения национальной гордости, национального достоинства нельзя вдохновить людей на высокие дела. Эти качества должны воспитываться с раннего детства.
тема воспитания была обозначена Президентом РФ Владимиром Путиным в «Указе о национальных целях развития до 2030 года»
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Продолжительность проекта: – 2 недели
Предполагаемый результат:
- Обогащенные и систематизированные знания детей о городе Москве.
Формирование устойчивого интереса к изучению данной проблемы.
- Разработать методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.
- Повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города
- Формировать заботливое отношение к родному городу.
Дети должны знать:
- домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному городу, дому, семье, детскому саду)
- место работы родителей (иметь представление о значимости их труда, испытывать гордость и уважение к труду взрослых)
- место проживания: город
- символику города, достопримечательности, памятные места
- находить на карте свой город Москву.
Этапы реализации проекта
1 этап-подготовительный
- подобрать иллюстрации, картины, слайды, презентации по темам занятий
- подобрать детскую литературу по тематике проекта
- подобрать образцы русских народных промыслов
- подготовить материал для изобразительной деятельности.
- привлечь детей и родителей к проекту
2 этап
- оформление предметно- развивающей среды:
- оформление выставки предметов декоративно – прикладного искусства
- изготовление плакатов – «Путешествие по России с родными»; «Генеалогическое древо моей семьи»
- «Мой семейный альбом»
3 этап
Формы взаимодействия с детьми и родителями:
С детьми:
- непосредственная образовательная деятельность;
- чтение художественной литературы;
- ситуационное общение беседы, рассказы;
- просмотр презентаций;
- прослушивание музыкальных произведений, мультфильмов;
- совместная деятельность детей и педагогов;
- игры (подвижные, дидактические, ролевые и др.);
С родителями:
- консультации и беседы по проблемам патриотического воспитания;
- рекомендации о том, какую литературу можно прочесть детям по этой теме;
- куда пойти с детьми в Москве «Знакомим детей с Москвой»
- выставка для родителей творческих работ детей.
Реализация проекта
Речевое развитие
- Беседы «Наша Родина – Россия!»; «Государственная символика», «Природа нашей родины;» «Красная площадь Москвы»
- Книжная выставка «Моя Родина»
- Оформление выставки «Куклы в национальных костюмах»
- Составление рассказа по картине «Москва – столица нашей Родины».
- Разучивание пословиц и поговорок о Родине;
Познавательное развитие
- Просмотр презентаций «Путешествие по Москве»;
- Рассматривание фото, репродукций картин, иллюстраций о родном городе;
- Просмотр видео презентации «Мы живем в России»;
- Рассказ воспитателя «Экскурсия по Кремлю», «Театры и музеи Москвы»;
- Дидактические игры: паззл «Собери герб», «Найди свой дом», «С какого дерева листок?», «Чей костюм?»
Художественно-эстетическое развитие
- Слушание гимна России;
- Пластилинография «Флаг»
- Рисование: «Спасская башня Кремля». «Праздничный город», «Дом, в котором я живу»
- Конструирование из конструктора Лего «Улица, на которой я живу»
- Аппликация «Башни Московского Кремля»
- Разучивание русских народных игр: «Плетень», «Тень – тень, потетень» «Заря -заряница»
Чтение художественной литературы:
«По дубочку постучишь…»; «Уж ты пташечка ты залетная…»; «Дождик дождик веселей…» — песенки русский фольклор
Русские народные сказки «Никита Кожемяка» «Про Иванушку – дурачка» «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» «По щучьему веленью» «Крылатый мохнатый да масленый»
- Ю. Панкратов «Кремль»
- А. Барто «По Красной площади в колонах»
- В.Степанов «Москва – это Красная площадь»
- С. А. Есенин "Берёза"
- С. Прокофьев "Родина"
- С. Михалков «Кремлёвские звёзды»;
- М Исаковский «Поезжай за моря- океаны»
- О.Высотская «Смотрите весь город украшен»
- Д И Латышина «Живая Русь» (в 4х частях)
Заучивание пословиц и поговорок о Родине;
Социально-коммуникативное развитие
- Сюжетно – ролевые игры: «Моя семья», «Экскурсия по Москве», «Пограничники»;
- Составление рассказов: «Дом, в котором я живу», «Как я люблю гулять в парке»
Физическое развитие
- Русские народные подвижные игры: «У бабушки Маланьи», «Ручеек», «Зоря-Заряница», «Жмурки»;
- Хороводные игры «По малину в сад пойдем», «Ходит Ваня», «Игра с платочком»;
- Пальчиковые игры «Ветер веет над полями», «Хлеб» «Сидит белка на тележке».
Заключение
В ходе проекта мы увидели заинтересованность детей в выбранной теме. Дети узнали много нового о городе, в котором живут. Мы убедились в том, что воспитанники в действительности становятся настоящими маленькими горожанами, которые знают и любят свой город. Познакомились с разными национальностями, населяющими Россию, традициями и обычаями русского народа. Воспитанники и их родители принимали активное участие в создании выставки книг «Моя Родина» и выставке предметов декоративно – прикладного искусства, оформлении плаката «Путешествие по России с родными». Формирование нравственно-патриотических чувств у воспитанников невозможно без установления тесной связи с семьей. Организация совместных творческих заданий объединила родителей и детей, обогатила общение между ними и доставила радость.
Список используемой литературы:
- О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» 2 М. Мозаика-Синтез 2012г.
- Алешина, Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. 2004г.
- Жариков, А.Д. Растите детей патриотами: книга для воспитателя детского сада. – М: Просвещение, 1980 –
- Маханева, М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры учеб. – метод. пособие – СПб: 1998
- Новицкая, М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду
- М., Изд. «Л. -Пресс», 2003 – 6. Пименова, Л.В. Патриотическое воспитание Дошкольное воспитание. 2005г. № 1. – С.5-9.
|