Патриотическое воспитание дошкольников на основе календарных праздников. |
Патриотизм детям | |||
Автор: Кузнецова Ольга Васильевна | |||
26.01.2022 16:51 | |||
Патриотическое воспитание дошкольников на основе календарных праздников. Кузнецова Ольга Васильевна, воспитатель МБДОУ «ЦРР – детский сад «Рябинушка», город Абакан Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Ребенок не рождается патриотом, он им становится. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего детства. Дети дошкольного возраста очень эмоциональны, пытливы, готовы к сопереживанию, у них идет процесс формирования личностных ориентиров, поэтому можно наиболее плодотворно проводить воспитательную работу. Патриотическое воспитание проводим с целью воспитания любви к Отечеству, ответственного отношения к окружающей природе и людям, желания быть частью великой страны, становления устойчивой связи поколений.
А. Н. Толстой говорил: «Патриотизм – это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше. Это – сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней». Чувство патриотизма многогранно по содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и желание сохранять и приумножать богатство своей Родины. Для детей старшей и подготовительной групп составлена последовательность в представлении ребенка об окружающем мире. В результате которой наши дети учатся верить в себя, уважать своих близких, беречь родную природу и гордиться своей любимой Родиной. Направления связаны между собой и включают в себя:
Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. Понятие «семья» и семейные ценности имеют большое значение в становлении личности ребенка. В своей работе по этому направлению мы способствуем закреплению интереса к своей семье, воспитанию любви и уважительного отношения к родителям и предкам, формированию и развитию личности, развитию партнерских отношений с семьей. Дети с интересом слушали произведения о семье: Я. Акима «Моя родня», В. Драгунского «Моя сестра Ксения». Провели с детьми тематические недели к праздникам: День матери, Международный женский день (8 марта), День семьи (8 июля), День братьев и сестер (10 апреля). В преддверии Международного женского дня в нашей группе прошли праздничные мероприятия. Дети порадовали своих мам и бабушек стихами о весне, о маме, песнями и танцами. Традиционно не обошлось без подарков, которые ребята с любовью сделали для своих мам. Приятно удивили мам их портреты и стенгазета «»Почему люблю я маму». Самые близкие люди после родителей это братья и сестры. Ценность настоящих братских взаимоотношений очень велика. «Доброе братство дороже всякого богатства, а любовь братская лучше каменных стен» — говорят в народе. Ребята с любовью рассказывали о своих братьях и сестрах читали стихи, приготовили для них подарки. В честь праздника детям прочитали сказки, в которых рассказывается о взаимоотношениях братьев и сестер – «Гуси-лебеди», «Марья-Моревна», «Береза и три сокола». День семьи приурочен ко дню празднования памяти святых Петра и Февроньи – православных покровителей семьи и брака. Ребята узнали, об истории возникновения праздника, рассказали о своей семье, разучивали стихи о семье, изготовили родителям символ семьи — чудесные ромашки. Цель всех праздников – привитие любви и уважения к своей семье, укрепление семьи, как основы духовно-нравственного воспитания детей. Родители – активные участники всех мероприятий. Родители оформили плакаты о своей семье, семейном отдыхе. С помощью фотографий, рисунков, картинок они показали в чем заключается «сила» их семей. Совместно с детьми они приготовили листовки и доклады «Тайна моего имени», «Мои домашние питомцы», «Здоровье в твоих руках». Знакомство детей с родным городом и республикой процесс длительный и интересный. В группе подобран наглядный материал: фотографии города и природы Хакасии, достопримечательностей прошлых лет и современных, символы республики Хакасия (флаг и герб), карты города и республики. Абакан… Есть такой город в России. Столица Хакасии. Расположен в месте слияния рек Абакан и Енисей. В окрестностях Абакана расположено несколько соленых и пресных озер, за что этот регион иногда называют «сибирской Швейцарией». На их берегах выстроены санатории, куда приезжают россияне со всей страны. Воспитывая у детей любовь к своему городу, подводим их к пониманию, что Абакан – частица нашей большой Родины. 30 апреля 2021 года Абакан отмечал 90 лет со дня образования. Современный Абакан – это традиции и культура, красота новых жилых районов, парков и скверов. Это результат большой работы, любви и заботы тысяч абаканцев. В честь рождения Абакана родители и дети нашей группы оформили выставку «Достопримечательности нашего города», где были представлены рисунки и макеты архитектурных памятников. Для расширения знаний о нашей малой Родине, были проведены мероприятия под общим девизом: «Наш дивный край — Хакасия». 3 июля наша республика отмечает День Республики Хакасия. Дети с интересом посмотрели мультфильмы о Хакасии, познакомились с произведениями хакасских писателей, играли в хакасские народные игры, творчески закрепили знания детей о символике нашей республики. С особенным интересом дети познакомились с гербом Хакасии и значением символа Хакасии – снежным барсом, который всегда настороже. Природа – один из важнейших факторов патриотического воспитания. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Знакомя детей с природой края, мы решаем не только природоохранные задачи, но и воспитываем любовь к каждому объекту в природе, к своей Родине. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине. Любовь к природе можно воспитать лишь на основе знаний о растениях и животных, основных потребностях, а также навыков и умений по уходу за ними. В результате полученных элементарных знаний экологического характера развивается позитивное отношение к природе: положительная эмоциональная реакция на события в природе, правильные поступки ребенка по отношению к природным объектам и мотивация этих поступков, созидательное отношение к миру. При организации работы по патриотическому воспитанию на основе позитивного отношения к природе учитываю региональный компонент (ближайшее природное окружение и экологическую ситуацию в регионе). Построение образовательного процесса на региональном материале позволяет осуществить решение многих задач по воспитанию патриотизма: обогатить знания детей о природе Хакасии, воспитывать бережное отношение к природе, формировать духовную личность, способную поступать нравственно по отношению к природе в различных ситуациях. В процессе работы по воспитанию позитивного отношения детей к природе родного края разработаны несколько НОД: «Шумит тайга зеленая», «Кедр – зеленое золото Хакасии», «Животный мир Хакасии», «Цветет Хакасия весной (о первоцветах)», «Лесная аптека». Содержание деятельности включает различные виды деятельности. Для формирования правильного отношения к так называемым «вредным» животным Хакасии проводятся следующие НОД: «Волк – ты какой на самом деле?», «На что нужны мыши?», «Кому страшна лисица», «Даже царевна была лягушкой», «Кто это долбит деревья в лесу?». В результате дети усваивают основное правило экологии: в природе все взаимосвязано, нет «вредных» и полезных животных, каждый из них выполняет свою функцию. В совместной деятельности проводятся познавательные беседы «Мой край родной – заповедные места Хакасии». Цель бесед: познакомить детей с Заповедником «Хакасский» (участок «Малый Абакан», «Озеро Иткуль», «Ергаки»). Дети с интересом слушают легенды о названии нашего города (несколько версий) и озера «Иткуль (озеро пятидесяти), знакомятся с Красной книгой Хакасии. Регулярно читаем произведения хакасских писателей и поэтов, которые дают детям полезные знания о природе, учат их наблюдательности и любви к природе родного края. Стихи и рассказы о животных и птицах доступны и легко запоминаются. Отражают характерные признаки поведения животных Хакасии, учат быть детей наблюдательными, с любовью относится ко всему, что существует и живет рядом. Работа по формированию любви к родному краю и бережному отношению к природе проводится в тесной связи с родителями. Они постоянные участники конкурсов рисунков о природе Хакасии и ее охране. Большое место в работе по патриотическому воспитанию занимают народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц и животных. Сообщая детям, что делали в тот или иной день наши предки, мы подчеркиваем, как бережно относились они к природе (например, 23 сентября, на Петра и Павла-рябинников, начинали собирать рябину, но часть ее оставляли на кусту – на пропитание зимующим птицам). Дети узнают, как правильно относиться к природе и нам, с учетом современных условий. Пример такого бережного отношения к природе мы закрепляем в сознании детей и тем, что вместе с ними подкармливаем зимой птиц. По замечательной традиции русского народа 12 ноября, в день Зиновия-синичника, вместе с детьми развешиваем кормушки и подкармливаем птиц на протяжении всей зимы. Стало традицией участие в региональной экологической акции «Синичкин день», которую проводит ГКУРХ «Дирекция ООПТ Хакасии». В 2021 году наша группа заняла 3 место в этом конкурсе. Народные праздники тоже стали неотъемлемой частью нашей работы по патриотическому воспитанию. Масленица – любимое развлечение детей. Из бесед они узнали, как раньше на Руси праздновали Масленицу, разучивали русские народные игры, песни, заклички. На праздник к детям пришли Весна, Зима, Баба Яга, веселые скоморохи. В заключение дети с удовольствием угостились вкусными, золотистыми блинами, которые стали символом весны и солнца. С удовольствием дети узнали о другом народном празднике – День Ивана Купалы. Главный обычай которого – купальский венок. 19 августа прошло празднование Яблочного спаса. Яблочный Спас яблочек припас, а еще припас он для ребят веселые песни и пляски, стихи и поговорки, и, конечно же, радостное настроение. Очень важным аспектом для воспитания патриотических чувств у ребенка являются исторические знания. Знание истории необходимо для формирования гражданской позиции растущего человека, воспитания любви к малой Родине и Отечеству, гордости за людей, трудами и талантами которых славна Россия. Особое место среди государственных праздников занимает День народного единства. Дети должны знать его с раннего возраста: это праздник, который призывает людей не только вспомнить важнейшие исторические события, но и напомнить гражданам важность сплочения. С детьми проведены беседы о стране. Проведен праздник, девизом которого были слова: «Единство – когда все люди вместе». Дети нашей группы изготовили стенгазету «Мы разные, но мы едины!». У дошкольников формируется представление о величии, могуществе нашей страны. Понятие «единство» раскрывается через понятие «дружба». Значимым событием в жизни нашей страны стало воссоединение Крыма с Россией. В нашей группе проведены мероприятия, приуроченные к этой дате (18 марта 2014г.): беседы «Россия-Крым – мы вместе!», просмотр видеоролика о природе Крыма, оформлена стенгазета и выставка детских рисунков «Крым в моем сердце». Следующей составной частью этого направления является ознакомление с героическими профессиями, одной из которых является профессия космонавта. В этом году замечательная дата. Шестьдесят лет назад Юрий Гагарин впервые совершил полет в космос. В апреле нашей группе проведена тематическая неделя, посвященная Дню космонавтики, а в марте – мероприятия, посвященные дню рождения Ю. Гагарина (родился 9 марта 1934 г.). Первым в открытый космос вышел тоже наш космонавт – Алексей Леонов (18 марта 1965 г.). В результате проделанной работы у детей возникло чувство гордости, что первым космонавтом был советский человек. Знания о космосе и космонавтах дети закрепили в своих творческих работах. По праву героической профессией, особенно в период пандемии, считается профессия врача. В различных видах деятельности подвели детей к пониманию важности этой нелегкой профессии. Воспитанники нашей группы приняли участие в муниципальных конкурсах «Герои нашего времени» и «Умные и талантливые» в номинации «Стоп короновирус». Праздник 23февраля в детском саду – хороший повод для воспитания у дошкольников чувства патриотизма, сопричастности к лучшим традициям своей Родины, формирования у детей гордости за славных защитников Отечества, воспитания уважительного отношения к военному человеку, человеку в форме. Ребята рассмотрели иллюстрации с военной техникой, разучили стихи, рассказали о папах, сделали стенгазету «Мой папа в армии служил» и конечно, своими руками приготовили подарки для пап. Дети пришли к выводу, что служба в армии – почетная обязанность каждого российского мужчины. Государственная символика является частью истории и культуры страны. Детям дошкольного возраста доступны некоторые элементарные представления о геральдике, символе цвета. В различных видах деятельности дети получают представления о государственных символах России (их происхождении и истории, значении цветов флага и герба). Регулярно проводим мероприятия, направленные на повышение уважения к символам России: беседы, чтение соответствующей литературы. У детей сформированы уважительное отношение к государственным символам РФ, гордость. Наши дети приняли участие в празднике «День Государственного флага Российской Федерации», который отмечается ежегодно 22 августа. Дети почитали стихи о флаге, научились отличать и находить Российский флаг среди множества других флагов, закрепили представления о назначении государственной символики, узнали о символическом значении цветов флага нашей Родины. В творческих мастерских «Три цвета красками сияют – в стране День флага отмечают» изготавливали флажки из различных материалов, делали коллективную работу «Гордо реет Российский флаг». В честь празднования Дня России была проведена познавательные беседы «Я другой такой страны такой не знаю», «Что я знаю о своей стране», целью которых было изучение символов нашего государства, их значений. Целью всех мероприятий стало развитие патриотического воспитания у детей, любви к Родине, расширение знаний детей о флаге России. Тема ВОВ чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует сплочению нашего народа. Но в то же время Великая Отечественная война для наших детей – далекая история. Я считаю своей обязанностью передать своим детям то, что хранится в нашей памяти, что пережили наши дедушки и бабушки, воевавшие за нашу победу. Эту работу начинаем как можно раньше, пока в малышах еще не иссяк естественный интерес ко всему происходящему в мире. Верно сказано: «Забыл прошлое – потерял будущее». Мною проведена большая работа по ознакомлению детей с ВОВ, Великой Победой. День памяти и скорби 22 июня 2021 года – это 80-я годовщина начала Великой Отечественной войны. Именно в этот день летом 1941 года началась самая страшная и кровопролитная война в истории нашей страны. В этот день мы скорбим по погибшим солдатам, мирным жителям, умерших в результате бомбежек, голода, холода, замученным узникам в концентрационных лагерях и отдаем дань памяти. Наши дети присоединились к акции «Голубь Мира». Акция памяти «Блокадный хлеб», в которой приняли участие воспитанники и родители. Дети познакомились с одной из героических страниц истории нашей страны – событиями блокадного Ленинграда, с жизнью детей и взрослых в дни Блокады. Дети узнали о блокаде Ленинграда, о «Дороге жизни», о карточках на хлеб. Дети изготовили информационные листовки, которые раздали родителям. День неизвестного солдата – это сравнительно новая памятная дата в российской истории, отмечается ежегодно 3 декабря. С детьми проведены беседы о бессмертных подвигах советских и российских воинов, которые погибли в боевых действиях и чьи имена остались неизвестными. Дети читали стихи о неизвестном солдате, познакомились с понятием «Вечный огонь», участвовали в конкурсе рисунков о неизвестном солдате. И конечно, на основе уже имеющихся представлений о войне, провели мероприятия, посвященные главному празднику нашей страны – Дню Победы. В результате познавательных бесед «День Победы», «Дети и война», «Почему война называется Великой Отечественной», «Парад Победителей на Красной площади в Москве», чтения художественных произведений у детей возникло уважение и патриотические чувства к защитникам нашего Отечества. Была оформлена выставка детских работ «Этих дне не смолкнет слава!», совместно с музыкальным руководителем музыкально-литературный Салон «Песни, с которыми мы победили». Дети нашей группы победили в дистанционном военно-патриотическом музыкальном конкурсе «Вместе мечтать – вместе творить», посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной Войне. Тема «Поем песни Победы!». Предлагаемая система работы является эффективным средством формирования патриотизма у детей дошкольного возраста. Показателем высокого уровня знаний детей по вопросам патриотического воспитания являются победы наших воспитанников в разного рода конкурсах.
|