«Роль семьи в нравственно — патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста» |
Патриотизм детям | |||
Автор: Чмель Татьяна Викторовна | |||
19.04.2021 19:10 | |||
«Роль семьи в нравственно — патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста» МБДОУ №21 «Аленький цветочек» г. Саяногорск Воспитатель 1 кв. кат. Чмель Татьяна Викторовна Чувство патриотизма… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Актуальность данного вопроса заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
В младшем дошкольном возрасте у детей возникает потребность в активном познании окружающего мира. Именно в этом возрасте происходит восприятие себя в социуме и в окружающей действительности. Этот возраст является наиболее подходящим для формирования патриотических чувств и получения знаний о родном городе. В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. От того, как она будет сформирована в первые годы жизни ребенка, во многом зависит все его последующее развитие. В этот период начинают развиваться такие черты характера, которые незримо связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого влияния — в языке народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет. Работа с родителями и детьми в данном направлении позволяет обогатить знания и представления детей о родном городе, своем доме, развить связную речь, систематизировать полученные знания. Нравственно-патриотическим воспитанием необходимо заниматься с младшего дошкольного возраста. В соответствии с актуальностью решения вопросов нравственно-патриотического воспитания мной была поставлена цель: создание условий для формирования у детей младшего дошкольного возраста нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду через совместную творческо-познавательную деятельность детей, воспитателей и родителей. Поставленная цель определила необходимость решения следующих конкретных задач: уточнить знания детей о названии родного города; развивать познавательный интерес; развивать речь; создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где каждый ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным; воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду; способствовать установлению более тесных взаимоотношений детей и их родителей. Патриотическое воспитание реализую в образовательной деятельности, в совместной и в самостоятельной деятельностях, для которых создаю развивающую предметно-пространственную среду, в работе с родителями. В своей работе использую такие формы работы как: игры-беседы, рассматривание иллюстраций, составление рассказов по опорным картинкам, чтение художественной литературы, театрализованные игры, речевые игры, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, художественное творчество, целевые прогулки, развлечения и др. В работе с детьми использую ИКТ, что включает в себя мультимедийные презентации. Свою работу разбила на несколько этапов. Первый этап: «Я, моя семья, мой дом». У детей формируется образ Я. Дети знакомятся друг с другом, называют своё имя, учатся здороваться и прощаться (по напоминанию взрослого). Называют имя и отчество воспитателей. Учатся с помощью взрослого понимать, что такое хорошо и что такое плохо. Развивается доброжелательное отношение детей к близким людям — любовь к родителям, к своему дому. Дети понимают, что они не одни, у всех есть семья – это папа, мама, Я (братья и сестренки, бабушки и дедушки). Мы, выполняем с детьми пальчиковую гимнастику «Моя дружная семья». Дети учатся называть имена членов своей семьи. Учимся играть в с/р игры «Семья», «Накроем стол для гостей», «День рождения». В группе совместно с родителями реализован проект «Мое семейное древо». Родители с удовольствием участвовали в конкурсе оформления символики и герба семьи. Была оформлена выставка. Итогом проекта было нетрадиционное родительское собрание «Моя семья – что может быть дороже». С родителями провожу беседы о том, что в своем родном доме ребенок рос не гостем, а хозяином, чтобы он имел какие – то обязанности, что будет способствовать укреплению чувства семьи. Второй этап: «Детский сад». Развитие представлений у детей о положительных сторонах детского сада (нам тепло и уютно, что взрослые любят всех детей). В детском саду есть добрые, заботливые люди — воспитатели. Они знают много интересного, могут научить лепить, рисовать, они читают детям книги, играют с ними. Есть няня — она наводит чистоту, кормит детей. В детском саду много друзей и игрушек. Мы, учимся играть не ссорясь, делиться игрушками, помогать друг — другу, вместе радоваться успехам. Мы знакомимся с праздниками: «Новый год»; «23 Февраля»; «Мамин день», «День Победы». Учимся петь песни, рассказывать стихи с помощью взрослых, водить хоровод. Большое внимание уделяется работе с книгой – знакомство с устным народным творчеством: потешки, песенки, сказки. Большое спасибо родителям, за развивающие книжки — малышки, которые они смастерили своими руками для детей к Новому году. Также используем настольный театр по таким сказкам, как «Репка», «Теремок» и др., все это передаёт от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Мы, читаем, поем, рассматриваем иллюстрации, учимся с помощью взрослого пересказывать русские народные сказки. Произведения устного народного творчества не только забавляют, развлекают, успокаивают, но и формируют любовь к традициям своего народа, способствует развитию личности в духе патриотизма. Изобразительная деятельность – это лучший способ выражения эмоций детей от увиденного. Дети учатся рисовать. Это помогает им еще раз пережить чувство прекрасного и закрепить знания и впечатления. Отсюда следует, что наши русские народные песни, сказки, игры, народные игрушки являются неотъемлемой частицей в воспитании нравственно-патриотических качеств у детей. В работе с родителями, опираясь на свой опыт работы, могу сказать, не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь педагогов и родителей. Так как, чем теснее контакты между детским садом и семьей нравственно-патриотическое развитие осуществляется более успешно. Родители стали активными участниками педагогического процесса: они принимают участие в изготовлении атрибутов, в украшении группы к праздникам "Новый год", "8-марта", участвуют в играх, открытых прогулках, активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях, оказывают помощь в организации выставок, поделок, рисунков и фотографий на тему «Новогодняя сказка», «Моя семья», «23 Февраля», «Герб семьи», «Праздник Победы». Таким образом, формирование основ моральных качеств человека начинается в дошкольном детстве. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества. Через совместную деятельность формируются такие важные для человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим. Проведенная работа оказалась эффективной, показала, что с помощью воспитателя в процессе совместной деятельности с использованием различных форм работы дети способны овладеть знаниями о семье, родном городе. В перспективе я планирую расширить спектр представлений детей. Закрепить и углубить знания детей о родном городе, дать представления о родном крае, а затем и о стране, создать условия для интеграции с музыкальным руководителем, внедрить новые формы работы с родителями воспитанников. Список литературы
|