Сборник дидактических материалов к программе «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей Южного Урала» |
Патриотизм детям | |||
Автор: Карпова А.О. и Бахарева Л.И. | |||
13.03.2021 19:04 | |||
Сборник дидактических материалов к программе «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей Южного Урала» (в помощь педагогам для занятий с детьми дошкольного возраста) Составители: воспитатели высшей категории Карпова А.О. и Бахарева Л.И. Усть-Катав, 2020 г. Содержание:
«Человек, не знающий своё прошлое не имеет право на будущее» М. Ломоносов
События последних десятилетий в нашей истории заставляют по-новому взглянуть на, казалось бы, достаточно привычные и вполне понятные значения слов — патриотизм и гражданственность. В российском обществе ощущается дефицит нравственности, как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошённости и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. Современные дети отстранились от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа. Понятие "патриотизм" понимается широко: и как любовь к Родине, преданность к своему отечеству, своему народу; и как привязанность к месту своего рождения, месту жительства; и как готовность подчинить свои интересы интересам родной страны, стремление защищать интересы Родины. Учитывая это обстоятельство, достаточно сложно объяснить ребёнку, что представляет собою наша большая страна, как к ней нужно относиться. Поэтому целесообразно начать объяснение этого вопроса с того, с чем ребёнок сталкивается каждый день: семья, отчий дом, родная улица, история своего города или села, традиции предков. Период дошкольного детства благоприятствует воспитанию патриотических чувств, т.к. именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Также период дошкольного детства благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т.к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. Цели: воспитание любви к отечеству, ответственного отношения к окружающей природе и людям, становления устойчивой связи поколений. Формирование этих ценностей происходит в результате целенаправленной, систематической работы с ребенком. Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает следующие задачи:
Основные методы и формы нравственно-патриотического воспитания дошкольников Поэтапная работа по данному направлению патриотического воспитания реализуется по следующим направлениям:
Методическое сопровождение Создание предметно – развивающей среды патриотической направленности: Оформление уголка в группе детского сада «Моя Родина – Россия». Изготовление дидактических игр:: «Защитники России», «Военная техника», «Найди флаг России», «Космос», и др.;
Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Работа с детьми В течение учебного года проводятся следующие мероприятия: 1 сентября – день знаний «Встреча с осенью» (октябрь) Праздник ко дню матери Новый год 27 января спортивная игра «Зарница» — приуроченная ко дню снятия блокады Ленинграда 23 февраля — праздник пап «А ну-ка, мальчики» Участие в митинге, посвящённому 23 февраля. 8 марта – праздник мам Выступление на концерте «День призывника» (Усть-Катавский индустриальный техникум) Масленица Проведение спортивных мероприятий 9 мая ДЕНЬ ПОБЕДЫ концерт для ветеранов ВОВ. Участие в акции «Волонтёры Победы» (георгиевская лента) ДК Участие в параде Победы Участие в концерте ко Дню России (площадь ДК) Участие в проекте видеороликов «С днём рождения, Усть-Катав» Экскурсия по городу Усть-Катаву Поход в городскую библиотеку на представление «Легенда о горе Шихан» Участие в празднике «С днём рождения, Усть-Катав» СОК — соревнование «Усть-Катав спортивный» Экскурсия на ЖД вокзал «Передвижной выставочный лекционный комплекс» Проведение мероприятий по ПДД. Проведение праздника ко Дню Народного Единства. «Мы разные, но мы вместе!» (русско-башкирский праздник) Работа с родителями Не менее важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями, семьей. Чтобы работа с родителями не ограничивалась рамками педагогического просвещения, (беседы, консультации.) нужно поставить цель – вовлечь их в процесс патриотического воспитания с помощью взаимодействия: включение родителей и детей в общее дело. Мероприятия с родителями: Праздники: День матери, 23фераля, 8 марта, Новый год. Показ НОД для родителей Выставки: «Дары осени», «Новогодняя игрушка», выставки детского творчества, где родители наглядно видели успехи в творческой деятельности детей. Помощь в благоустройстве участка и группы. Участие родителей в конкурсе рисунков и поделок, ко дню космонавтики, «Засветись», ко дню Победы. Соревнование «Мама, папа, я к ГТО- готовится семья» В работе с родителями используются следующие формы работы: родительские собрания, консультации, индивидуальные беседы, рекомендации, папки передвижки, буклеты. Заключение Проделанная работа значительно расширяет знания дошкольника о родном городе, России, воспитывает в нём чувство уважения к Родине, воспитывает настоящего патриота. Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности.
|