Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой, как один из эффективных методов нравственно-патриотического воспитания
Патриотизм детям
Автор: Мартыновская Татьяна Александровна   
20.11.2016 20:44

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой, как один из эффективных методов нравственно-патриотического воспитанияОзнакомление детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой, как один из эффективных методов нравственно-патриотического воспитания

Мартыновская Т.А., воспитатель Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Мурманска №118

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из направлений моей работы с детьми старшего дошкольного возраста является нравственно-патриотическое воспитание. Это неотъемлемая часть всестороннего воспитания ребенка, необходимая предпосылка возрождения отечественной культуры.

 

В требованиях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ставится задача: объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Я рассматриваю детскую книгу, как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Книга расширяет кругозор ребёнка, вводит его в богатый мир образов, отражающих жизнь, прививает любовь к искусству, развивает эмоционально-познавательную деятельность, активное отношение к жизни. Существенное значение имеет определение задач литературного образования в детском саду.

Я работаю в старше/подготовительной группе и перед собой поставила следующие задачи:

  1. раскрыть особенности нравственно-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста;
  2. рассмотреть функции и жанры детской художественной литературы;
  3. показать роль художественной литературы в нравственно-эстетическом воспитании дошкольников;
  4. разработать консультации для родителей по использованию художественной литературы в нравственно-эстетическом воспитании детей старшего дошкольного возраста;
  5. воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него.

Свою работу по нравственно-патриотическому воспитанию в соответствии с ФГОС ДО строю на основе Образовательной Программы МАДОУ №118, провожу систематически, в соответствии с календарно-тематическим планом воспитательно — образовательной работы, в котором отражены значимые даты. Именно на основе образовательной среды был создан проект «Мой любимый город, в котором я живу», на примере которого я хочу поделиться опытом.

Цель проекта: формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к «малой Родине» посредством художественной литературы. Критериями являются:

  • ребёнок хорошо ориентируется не только в ближайшем к детскому саду и микрорайоне, но и в центральных улицах родного города. Знает и стремится выполнять правила поведения в городе
  • проявляет любознательность по отношению к родному городу, его истории, необычным памятникам, зданиям
  • с удовольствием включается в проектную деятельность, детское коллекционирование, связанных с познанием малой родины
  • проявляет инициативу в социально значимых делах: участвует в значимых событиях, переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами горожан
  • отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности: рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т.д.
  • охотно участвует в общих делах социально-гуманистической направленности: в подготовке концерта для ветеранов войны, посадке деревьев на участке, в конкурсе рисунков «Мы любим нашу землю», «Заполярье — моя Родина», «Мурманск – мой город родной», проявляет инициативность и самостоятельность
  • проявляет интерес к культуре своего народа, русской народной культуре, культуре саамов, знакомству с культурами различных этносов, населяющих Мурманск и нашу страну в целом.

Проект долгосрочный. Основное направление: формирование глубинных чувств к родному краю, городу, семье, на основе социокультурного окружения детей.

Прогнозируемые результаты. На основе расширения знаний об окружающем посредством художественной литературы:

  • сформировать патриотические чувства, любовь к родному краю, городу, чувство гордости за «малую Родину»;
  • углубить знания детей об истории родного города;
  • усвоить название улиц, памятников, достопримечательности города.

Предварительная работа: ознакомительная консультация с родителями о проекте. Новизна работы состоит в комплексном приобщении детей к духовной и материальной культуре, истории родного края через проектно-исследовательскую деятельность на основе педагогики сотрудничества: дети, родители, педагоги, социальные партнёры.

Основными формами работы являются:

  • создание мини-музея «Быт и традиции саамов»
  • родительские гостиные «Фольклор саамов»
  • выставки рисунков и поделок «Горжусь тобою мой город Мурманск»
  • создание детских сборников «Сказки народов Севера»
  • оформление рукописной книги
  • создание фонотеки фольклора народов Севера
  • праздники

Основной формой использования литературы в проекте, в воспитании патриотизма, является специально организованная развивающая деятельность. В рамках ознакомления с окружающим, природой, литературой – дети слушают различные произведения, беседуют с педагогом, рассказывают свои впечатления, заучивают наизусть и пересказывают. Но для яркого запоминания и усвоения одного лишь устного знакомства недостаточно. В этом возрасте сохраняется наглядно-образное мышление, поэтому, чтобы у детей сложилось представление о явлении (будь то понятие государственных символов, красоты родной природы, военной героики) – нужна опора на визуальные впечатления. Для сопровождения чтения вслух сказок, былин, рассказов, использую наглядные пособия, репродукции картин, иллюстрации в книгах, фотографии и открытки по теме. При чтении сказок и рассказов с новыми словами – например – «прялка», «решето», «ухват» — четкое понимание детям дает натуральный предмет, или хотя бы его изображение, потому что словесное описание – объяснение незнакомого предмета они воспринимают с трудом. Использование предметов быта и старины при чтении и рассказывании былин усиливает познавательный эффект и привлекает внимание детей как «сюрпризный момент».

Список художественных произведений, используемых в проекте, довольно объемен и разнообразен. Патриотическое воспитание, как более узкая часть воспитания личности, тем не менее, пользуется всем перечнем жанров, рекомендуемых старшему дошкольному возрасту.

Устное народное творчество – богатейший материал для патриотического воспитания. К старшему дошкольному возрасту дети уже знакомы со многими видами устного народного творчества. Самые короткие – пословицы и поговорки они узнали еще в младшем возрасте, с загадками познакомились в средней группе. Становятся популярны считалки, загадки, скороговорки, волшебные сказки.

Русские народные волшебные сказки, полные чудесного вымысла, драматических ситуаций, противостояния добра и зла, не только развлекают, радуют детей, но и закладывают основы нравственности. Пожалуй, самым ярким и любимым жанром для детей (да и для многих взрослых) остается народная сказка.

Былины — особый древний жанр устного народного творчества, с которым детей знакомят в старшем дошкольном возрасте. Для детей используются адаптированные варианты текстов.

Рассказы о природе – изучаются с целью ознакомления детей с природой (что является также частью формирования патриотического отношения к родному краю) и восприятию ее не только как полезного ресурса, но как частью живого, чувствительного мира.

Стихи и рассказы о Великой Отечественной Войне – являются важной составляющей патриотического воспитания. Стихи С. Михалкова, С. Васильева, А. Твардовского, А. Барто о подвигах и мужестве солдат и партизан, защищавших Родину. Дети сопереживают персонажам А. Гайдара, Л. Кассиля, В. Разумневича, А. Митяева, волнуются; впервые осознают жестокость и беспощадность войны, негодуют против фашизма, получают первые знания о равенстве всех рас и национальностей.

Рассказы о родном городе и столице России — как правило, такие книги ярко проиллюстрированы, содержат подходящий для детского восприятия материал, изложенный в виде увлекательных рассказов.

По итогам реализации проекта были проведены праздник «Знатоки своего города» и родительское собрание. Обобщение материалов проекта, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными данными доказал действенность и эффективность разработанных педагогических условий формирования знаний о своём городе.

Большая роль в проекте отводится созданию условий, развивающей предметно-пространственной среды, использованию разнообразных приемов и методов в работе с детьми и их родителями, с учетом возрастного мировосприятия дошкольников, потребностей обеих сторон. В группе есть Центр книги, в котором подобраны произведения детской художественной литературы, содержащие патриотическую направленность.

Для лучшего понимания и восприятия прочитанного, до и после чтения произведений, на всех этапах проекта, использую не только печатную продукцию, но и натуральные предметы, макеты. Кроме специально организованных образовательных ситуаций, где используется художественная литература, дети знакомятся с произведениями в театрализованных играх, играх-драматизациях, после прочтения сказки дети смотрят мультипликационные фильмы по прочитанному сюжету. Подведением итогов всей работы над проектом стало оформление рукописной книги «Напомним Мурманску о славе».

Заинтересованность детей или продуктивность их деятельности показывает, насколько полезным было для детей художественное произведение, как доступно и убедительно педагог передал чувства и события, изложенные в произведении, насколько сформирован у детей образ национального героя, ответственного гражданина, насколько близки и понятны им явления родной культуры, сюжеты сказок, художественных произведений в целом. Задачи патриотического воспитания решаются комплексно, но художественная литература занимает главное место в формировании личности юного гражданина нашей Родины.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год