Нравственно-патриотическое воспитание – понятие емкое. |
Патриотизм детям | |||
Автор: Шавкина Наталья Алексеевна | |||
16.08.2020 17:14 | |||
Нравственно-патриотическое воспитание – понятие емкое. Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из многолетнего опыта в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается формироваться у ребенка с отношения в семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке; с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. Интерес и любовь к родному краю начинается с ближайшего окружения – со знакомства с детским садом, своей улицей, городом, ее столицей и символами.
Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества; воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни. Как молодым родителям сохранить свою духовность, разобраться во всем и выбрать нужные ориентиры для воспитания детей, научить их любить не придуманную нами Родину, а такую, какая она есть. А любить и беречь можно только то, что чувствуешь, знаешь, понимаешь. Что может заинтересовать ребенка чистотой, искренностью, красотой, глубоким содержанием? Это наша многовековая история и культура. Лики Земли неповторимы. Каждая страна уникальна. И задача каждого поколения – сохранить эту самобытность. Мы же не в малой степени растеряли свои национальные черты, предали забвению русскую народную культуру, отвергли то, что является сутью русского человека. Терпение, доброта, щедрость, стремление к духовности – во что всегда лежало в основе быта и традиций русского человека. Воспитывать патриота надо на конкретных героических примерах, исторических событиях, на народных традициях и правилах, по которым веками жила могучая Россия. Вызвать интерес к жизни наших предков. Дать элементарные представления о том, как начиналось Русское государство. Воспитывать уважение к своему народу. Знакомить детей с жилищем русского человека: с избой, рубленной из бревен, печью, которая «всему голова». Дать представления о предметах быта: мебели (лавки, столы, сундуки, люльки); посуде (глиняной, чугунной, деревянной); предметах обихода (коромысло, кочерга, ухват, прялка). Дать сведения об одежде (порты, рубаха, понева, передник); о транспорте (телега, сани, карета); о продуктах питания (хлеб, каша, щи, блины, пироги, мясо. Молоко, кисель, квас, мед). Вызвать интерес к русским традициям: гостеприимству, почитанию родителей, помощи. Ярмаркам; выражению приветствия, благодарности, пожелания (здравствуйте, милости прошу, спасибо, мир вашему дому). Дать представления о народных праздниках: Масленица, Новый год. Познакомить с видами устного народного творчества: перевертыши, считалочки, скороговорки. Воспитывать потребность в использовании устного народного творчества. Желание самим придумывать сказки, песенки, потешки, перевертыши. Показать детям мягкость, точность, лиричность русского языка. Дать представление о писателях, поэтах. Воспитывать желание и умение слушать художественные произведения, запоминать, заучивать их, получая при этом удовольствие. Познакомить детей с историей возникновения русской народной игрушки: деревянной – матрешками, дергунчиками, богородской, глиняной – каргопольской, филимоновской, дымковской. Дать представление о кукле-самоделке. Различать народную роспись6 городецкую, хохломскую, дымковскую. Воспитывать желание самим создавать поделки по мотивам русского прикладного искусства. Цель нравственно-патриотического воспитания привить любовь к Отечеству, гордость за его культуру и т.п., то есть определенное отношение к собственной стране, в то время как гражданское воспитание состоит в формировании у ребенка активной социальной позиции участника и созидателя общественной жизни. Термин «гражданское воспитание» является относительно новым для нашей страны в целом и совершенно новым для дошкольного воспитания и образования России. В настоящее время в дошкольном воспитании и образовании используется несколько терминов, области значений которых пересекаются, но не являются идентичными. Это – патриотическое воспитание, нравственное воспитание и социальное развитие. Патриотическое воспитание — понятие емкое. С умения видеть красоту родной природы начинается чувство Родины. Пристальное внимание воспитателей и родителей должно быть направлено на содержание детской деятельности. Руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиять на чувственную сферу ребенка, его нравственные проявления, суждения, отношения к сверстникам, расширять и уточнять знания, формировать у него начальное чувство Родины – правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям.
|