«Формирование патриотического потенциала у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и традициями русского народа». |
Патриотизм детям | |||
Автор: Левочкина Тамара Анатольевна | |||
02.07.2020 17:21 | |||
«Формирование патриотического потенциала у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и традициями русского народа». Левочкина Т.А. воспитатель высшей кв. категории МБДОУ «Детский сад №6» г. Арзамас В.В. Путин говорил: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте, и такой фундамент – это патриотизм… Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России». В современном мире дети мало знают о своей семье, стране, родном городе, особенностях народных традиций, бывают равнодушны к близким людям, очень редко сострадают чужому горю. Поэтому патриотическое воспитание дошкольников является актуальной задачей. Это отмечено в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы», основные ориентиры которой сохраняют сложившиеся за последние десятилетия традиции патриотического воспитания и обеспечивают непрерывность воспитательного и социокультурного процесса формирования патриотического сознания российских граждан.
В законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 г.№273-ФЗ говорится, что одним из принципов государственной политики в области образования является воспитание гражданственности в духе уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье. В задачах ФГОС ДО в п.1. 6 говорится об объединении обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию, исходя из этого, я ставлю перед собой цель – формирование у старших дошкольников интереса к истории и традициям русского народа. В своей работе я определила следующие задачи:
В своем дошкольном учреждении мы реализуем основную образовательную программу, разработанную на основе комплексной программы «Детство», а также мы реализуем парциальную программу «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» авторов Князевой О.Н. и Маханевой М.Д. Патриотическое воспитание дошкольников организуется по 4 направлениям:
Мы стали преобразовывать развивающую предметно-пространственную среду группы: был оформлен уголок краеведения, в котором разместили макет русской избы, куклы в русских народных костюмах, приобрели и сделали дидактические игры «Наша Родина», «Народы России», «Национальные костюмы народов России»; изготовили лепбук «Родина моя – Россия!», альбомы «Городок наш Арзамас», «Знаменитые земляки», папка-передвижка «Арзамас в годы ВОВ»; геральдика России, портрет президента В.В. Путина, собраны папки «Геральдика Нижегородской области» и «Города Нижегородской области». Также мы приобрели альбомы «Городецкая роспись», «Гжель», «Золотая хохлома», «Дымковская игрушка». Собраны картотеки «Русские народные игры», «Потешки и скороговорки», презентации «Предметы быта русского народа», «История самовара», «Матрешки», пополнили предметы ряженья русскими народными костюмами. В летний период на участке детского сада совместно с родителями организовали «Деревенское подворье». В своей образовательной деятельности мы практикуем создание мини-музеев. В нашей группе совместно с родителями были созданы экспозиции на такие темы: «Что за прелесть эти сказки», «Чем украшали дома наши предки», «Мода наших предков», «Хлеб – всему голова!», «Ложки». Музейная деятельность способствует познавательному, художественно-эстетическому, социально-коммуникативному развитию детей (викторины, конкурсы рисунков, поделок, исследовательская деятельность, наши воспитанники самостоятельно проводят экскурсии по мини-музею для ребят из других групп). Помогает нам в работе материал лепбука «Путешествие по сказкам» Соблюдая и сохраняя традиции русского народа, мы ежегодно проводим праздник «Масленица». Организуем русские народные игры с детьми, катаемся на лошадях, проводим спортивные соревнования, играем со сказочными персонажами (Бабой Ягой, медведем, лисой), после веселых игр и катаний дети с удовольствием угощаются блинами. Веселье обязательно сопровождается русскими народными песнями, хороводами. Детям и родителям очень нравятся утренники и развлечения в русском народном стиле которые мы организуем. Например, такие как «Арзамасская ярмарка». Обобщая знания детей о родной земле, мы выпустили стенгазету «Я живу в России». Положительные результаты по патриотическому воспитанию дошкольников дает проектная деятельность. Например, проект «Откуда хлеб на стол пришел?». Дети познакомились с историей прихода злаковых культур в рацион питания людей, с трудом людей во время их выращивания, приучались ценить и уважать труд взрослых, беречь родную природу. Затем они вместе со мной делились полученными знаниями с ребятами из другой группы. Как итог реализации проекта «Откуда хлеб на стол пришел?»» состоялся праздник «Хлеб всему голова!». Я считаю, что успешное решение задач патриотического воспитания дошкольников возможно при условии взаимодействия с их родителями. В совместной работе с родителями я использую такие формы работы: анкетирование, родительские собрания, открытая образовательная деятельность, флэш-мобы с родителями, участие родителей с детьми в спортивных соревнованиях, в различных досугах и развлечениях, предлагаю маршруты выходного дня по достопримечательностям нашего города. Воспитанники нашей группы вместе с родителями собирали материал о членах своих семей – участниках ВОВ, тружениках тыла. Затем, мы провели мероприятие «Вечер памяти», где дети рассказывали о своих прадедах. Также мы выпустили стенгазету «Они сражались за Родину»., где отразили боевой путь ветеранов, фото их наград, фото похоронки одного из солдат ВОВ. Так же в нашем детском саду проводилась акция «Спешите делать добро!». Дети поздравляли с Днем Победы своих пожилых родственников, наводили порядок на прогулочном участке д/с, заботились о малышах ясельной группы на прогулках, помогали взрослым дома по хозяйству. По результатам этой акции в группе была организована фотовыставка. В результате проводимой работы дети приобрели представления о том, что Россия – огромная, многонациональная страна, стали проявлять интерес к культуре и традициями русского народа; расширилось представление детей об окружающем мире, они стали бережно относиться к родной природе; дети стали соблюдать традиционные ценности – уважение к старшим, заботливое отношение к младшим, оказание посильной помощи пожилым людям. Между детьми укрепились дружеские, доброжелательные отношения. В дальнейшем планирую не останавливаться на достигнутых результатах и продолжать работу в данном направлении.
|