Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Формирование патриотического потенциала у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и традициями русского народа».
Патриотизм детям
Автор: Левочкина Тамара Анатольевна   
02.07.2020 17:21

«Формирование патриотического потенциала у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и традициями русского народа».«Формирование патриотического потенциала у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и традициями русского народа».

Левочкина Т.А. воспитатель высшей кв. категории МБДОУ «Детский сад №6» г. Арзамас

В.В. Путин говорил: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте, и такой фундамент – это патриотизм… Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России».

В современном мире дети мало знают о своей семье, стране, родном городе, особенностях народных традиций, бывают равнодушны к близким людям, очень редко сострадают чужому горю. Поэтому патриотическое воспитание дошкольников является актуальной задачей. Это отмечено в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы», основные ориентиры которой сохраняют сложившиеся за последние десятилетия традиции патриотического воспитания и обеспечивают непрерывность воспитательного и социокультурного процесса формирования патриотического сознания российских граждан.

 

В законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 г.№273-ФЗ говорится, что одним из принципов государственной политики в области образования является воспитание гражданственности в духе уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье.

В задачах ФГОС ДО в п.1. 6 говорится об объединении обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию, исходя из этого, я ставлю перед собой цель – формирование у старших дошкольников интереса к истории и традициям русского народа. В своей работе я определила следующие задачи:

  • Способствовать формированию осознанного, ценностно-смыслового отношения к истории родного города, страны; способствовать формированию чувства гордости за принадлежность к культурному наследию своей страны
  • Расширять представления детей об истории и традициях русского народа
  • Обогащать представления детей о ценности природы родного края; прививать детям основы бережного отношения к ней
  • Способствовать формированию таких качеств, как активность, инициативность, самостоятельность в деятельности детей, желание создать что-то свое; воспитывать уважительное отношение к результатам своего и чужого труда
  • Обогащать развивающую предметно-пространственную среду дидактическими, наглядно-иллюстративными пособиями, обеспечивающими воспитание патриотизма у старших дошкольников
  • Создать условия для включения родительской общественности в образовательный процесс по данной теме.

В своем дошкольном учреждении мы реализуем основную образовательную программу, разработанную на основе комплексной программы «Детство», а также мы реализуем парциальную программу «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» авторов Князевой О.Н. и Маханевой М.Д.

Патриотическое воспитание дошкольников организуется по 4 направлениям:

  • Обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы (мини-музеи, альбомы, лепбуки, макеты, дидактические игры)
  • Совместная деятельность с детьми (экскурсии, наблюдения, беседы, ОД, развлечения, проектная деятельность, конкурсы)
  • Взаимодействие с родителями (проектная деятельность, родительские собрания, анкетирование, конкурсы, акции, развлечения)
  • Взаимодействие с социальными партнерами (детская городская библиотека им. А.П. Гайдара, историко-художественный музей, православная гимназия, музыкальная школа)

Мы стали преобразовывать развивающую предметно-пространственную среду группы: был оформлен уголок краеведения, в котором разместили макет русской избы, куклы в русских народных костюмах, приобрели и сделали дидактические игры «Наша Родина», «Народы России», «Национальные костюмы народов России»; изготовили лепбук «Родина моя – Россия!», альбомы «Городок наш Арзамас», «Знаменитые земляки», папка-передвижка «Арзамас в годы ВОВ»; геральдика России, портрет президента В.В. Путина, собраны папки «Геральдика Нижегородской области» и «Города Нижегородской области». Также мы приобрели альбомы «Городецкая роспись», «Гжель», «Золотая хохлома», «Дымковская игрушка». Собраны картотеки «Русские народные игры», «Потешки и скороговорки», презентации «Предметы быта русского народа», «История самовара», «Матрешки», пополнили предметы ряженья русскими народными костюмами. В летний период на участке детского сада совместно с родителями организовали «Деревенское подворье».

В своей образовательной деятельности мы практикуем создание мини-музеев. В нашей группе совместно с родителями были созданы экспозиции на такие темы: «Что за прелесть эти сказки», «Чем украшали дома наши предки», «Мода наших предков», «Хлеб – всему голова!», «Ложки». Музейная деятельность способствует познавательному, художественно-эстетическому, социально-коммуникативному развитию детей (викторины, конкурсы рисунков, поделок, исследовательская деятельность, наши воспитанники самостоятельно проводят экскурсии по мини-музею для ребят из других групп). Помогает нам в работе материал лепбука «Путешествие по сказкам»

Соблюдая и сохраняя традиции русского народа, мы ежегодно проводим праздник «Масленица». Организуем русские народные игры с детьми, катаемся на лошадях, проводим спортивные соревнования, играем со сказочными персонажами (Бабой Ягой, медведем, лисой), после веселых игр и катаний дети с удовольствием угощаются блинами. Веселье обязательно сопровождается русскими народными песнями, хороводами.

Детям и родителям очень нравятся утренники и развлечения в русском народном стиле которые мы организуем. Например, такие как «Арзамасская ярмарка». Обобщая знания детей о родной земле, мы выпустили стенгазету «Я живу в России».

Положительные результаты по патриотическому воспитанию дошкольников дает проектная деятельность. Например, проект «Откуда хлеб на стол пришел?». Дети познакомились с историей прихода злаковых культур в рацион питания людей, с трудом людей во время их выращивания, приучались ценить и уважать труд взрослых, беречь родную природу. Затем они вместе со мной делились полученными знаниями с ребятами из другой группы. Как итог реализации проекта «Откуда хлеб на стол пришел?»» состоялся праздник «Хлеб всему голова!».

Я считаю, что успешное решение задач патриотического воспитания дошкольников возможно при условии взаимодействия с их родителями. В совместной работе с родителями я использую такие формы работы: анкетирование, родительские собрания, открытая образовательная деятельность, флэш-мобы с родителями, участие родителей с детьми в спортивных соревнованиях, в различных досугах и развлечениях, предлагаю маршруты выходного дня по достопримечательностям нашего города.

Воспитанники нашей группы вместе с родителями собирали материал о членах своих семей – участниках ВОВ, тружениках тыла. Затем, мы провели мероприятие «Вечер памяти», где дети рассказывали о своих прадедах. Также мы выпустили стенгазету «Они сражались за Родину»., где отразили боевой путь ветеранов, фото их наград, фото похоронки одного из солдат ВОВ.

Так же в нашем детском саду проводилась акция «Спешите делать добро!». Дети поздравляли с Днем Победы своих пожилых родственников, наводили порядок на прогулочном участке д/с, заботились о малышах ясельной группы на прогулках, помогали взрослым дома по хозяйству. По результатам этой акции в группе была организована фотовыставка.

В результате проводимой работы дети приобрели представления о том, что Россия – огромная, многонациональная страна, стали проявлять интерес к культуре и традициями русского народа; расширилось представление детей об окружающем мире, они стали бережно относиться к родной природе; дети стали соблюдать традиционные ценности – уважение к старшим, заботливое отношение к младшим, оказание посильной помощи пожилым людям. Между детьми укрепились дружеские, доброжелательные отношения. В дальнейшем планирую не останавливаться на достигнутых результатах и продолжать работу в данном направлении.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год