Особенности знаний детей 5-6 лет о государственной символике. |
Патриотизм детям | ||||||||||||||
Автор: Ильичева Инга Юрьевна | ||||||||||||||
09.06.2020 15:38 | ||||||||||||||
Особенности знаний детей 5-6 лет о государственной символике. Знания – понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов, понятий (пед. словарь) Для того, чтобы охарактеризовать особенности знаний о государственной символике рассмотрим особенности психического развития детей 5 – 6 лет. Данный возраст характеризуется проявлением активности, инициативы и самостоятельности в обогащении способов действий. Старший дошколь-ник активно интересуется предметами, проявляет исследовательскую любознательность. Он внимательно рассматривает окружающие его объекты, стремится узнать у взрослого больше новых интересных сведений о них. Дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем мире, которые получают благодаря своей познавательной активности,
Важнейшее приобретение старшего дошкольного периода 5-6 лет, это произвольность, выражающаяся в способности ребенка действовать в соответствии с поставленными целями и достигать результатов (А. В. Запорожец, А.А. Люблинская). Это характерно для всех психических процессов. Внимание старшего дошкольника становится устойчивым. Объем памяти изменяется несущественно, однако улучшается ее устойчивость. В 5-6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление. Воображение к старшему дошкольному возрасту становится преобразующим, оно соединяется с мышлением и включается в планирование деятельности. Дети старшего дошкольного возраста начинают проявлять интерес к историческим событиям, к выдающимся историческим личностям, а также к таким объектам материальной культуры, как флаги, гербы, имеющим знаково-символическое содержание. Дальнейшее развитие чувств (эстетических, моральных), их углубление, управление и дифференциация облегчают процесс ознакомления с окружающим миром. У детей старшего дошкольного возраста восприятие становится более осмысленным, в нем ярче выражены элементы мыслительной деятельности. Старший дошкольный возраст имеет особое значение для приобщения ребенка к прошлому и настоящему культуры нашего Отечества, частью которого является государственная символика, что, в свою очередь, содействует воспитанию любви к Родине. Величие и честь государства воплощаются, прежде всего, в его символах. Они вызывают в гражданах уважение к могуществу державы, заявляют о независимости страны. Государственная символика — установленные Конституцией или специальным законом особые, как правило, исторически сложившиеся, отличительные знаки конкретного государства, олицетворяющие его национальный суверенитет. Символы государственности устанавливаются обычно Конституцией государства, а их подробное описание и порядок использования определяются в специальном законе или ином акте общегосударственного значения. Государство имеет исключительное право на установление своих символов. Государственная символика является частью истории и культуры страны. Гордость за свою Родину, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играет огромную роль в становлении личности ребенка. Невозможно воспитать у детей чувство собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего Отечества. Структура государственно-национальных символов страны включает три обязательных элемента: Государственный Флаг, Герб и Гимн. «Государственный флаг Российской Федерации является официальным государственным символом. Он представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос верхней — белого, средней — синего и нижней — красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2:3» (из закона…) «Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. На груди орла в красном щите — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного, опрокинутого навзничь и по-пранного конем дракона» (из закона...) «Государственный гимн Российской Федерации является официальным государственным символом Российской Федерации. Государственный гимн Российской Федерации представляет собой музыкально-поэтическое произведение, исполняемое в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом. Государственный гимн Российской Федерации может исполняться в оркестровом, хоровом, оркестрово-хоровом либо ином вокальном и инструментальном варианте. При этом могут использоваться средства звуко- и видеозаписи, а также средства теле- и радиотрансляции. Государственный гимн Российской Федерации должен исполняться в точном соответствии с утвержденными музыкальной редакцией и текстом» (из закона...). Совокупностью данных документов определяется Государственная символика Российской Федерации. Главные символы государства — знаки его суверенитета. Для любой страны они существуют в триединстве. Все эти символы отражают определенные стороны государства, давая представление об историческом пути страны и ее национальных ценностях. Они обозначают единство страны, равноправие ее народов. В них сохраняется память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость. Многие современные вариативные программы воспитания, развития и обучения дошкольников содержат задачи ознакомления с госу-дарственными символами: флагом и гербом страны, мелодией гимна. Во-первых, ребенок на пороге школы должен узнавать герб, флаг и мелодию гимна России. Во-вторых, у детей старшего дошкольного возраста можно сформи-ровать представления об основных функциях государственной символики страны, о том, для чего стране нужны флаг, герб и гимн. Старшим дошкольникам доступно понимание того, что государственные символы объединяют людей, живущих в государстве, граждан России, служат нашей стране, ее гражданам отличительными знаками. Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о назначении го-сударственных символов тесно связано с такой важной задачей, как воспитание любви и уважения к своей Родине, гордости за принадлежность к гражданам России. В-третьих, ребят нужно познакомить с символическим значением цветов герба и флага нашей страны, изображений на гербе России. Важно не столько узнать и запомнить, что изображено на гербе, какого цвета полосы на флаге нашей Родины, сколько понять, что они означают добро и красоту, подумать о том, какие мы сами, какими должны быть, являясь гражданами России. Беседуя о флаге нашей страны, детям необходимо объяснить, что они тоже должны соответствовать этим символам, ста-раться быть дружными, честными и отважными, любить своих близких и свою Родину. Таково, на наш взгляд, основное содержание ознакомления детей до-школьного возраста с государственными символами России (). Определение содержания позволяет охарактеризовать те знания и представления, которые могут быть сформированы у детей старшей группы (табл. 1).
Таблица 1 Знания и представления о гербе и флаге России, которые могут быть сформированы у детей старшей группы
Педагогам необходимо знать историю развития государственной символики, понять и оценить ее символический смысл, а также проникнуться мироощущением традиционной культуры, чтобы суметь познакомить детей с гербом, флагом и гимном Российской Федерации. Знания, представления о российской символике составляют основу формирования уважительного к ней отношения. Существенным компонентом воспитательно-образовательной деятельности является диагностика знаний, умений, навыков, которые дети усвоили в данной возрастной группе.Для того, чтобы узнать какие методики существуют, позволяющие определить уровень сформированности знаний о государственной символике у детей дошкольного возраста, мы обратились к психолого-педагогической литературе по данному вопросу. К сожалению, нам не удалось найти диагностическую методику для выявления уровня знаний о государственной символике у детей дошкольного возраста. Подводя итог вышесказанному можно отметить, что ребенок 5-6 лет уже способен устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости между явлениями и предметами, систематизировать и группировать предметы.Эти возрастные особенности позволяют познакомить детей с различными видами гербов и флагов, их функциями и значением. Старший дошкольный возраст также имеет особое значение для приобщения ребенка к прошлому и настоящему культуры нашего отечества, частью которого является государственная символика. Для ребенка дошкольного возраста в силу возрастных психологических особенностей необходимо полученные знания обыграть, выразить в игре, в рисунке или какой-либо другой продуктивной деятельности.
|