ТЕХНОЛОГИЯ «ЛЭПБУК» В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДОШКОЛЬНИКАМИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ |
Патриотизм детям | |||
Автор: А. Н. Барнышева, Л. А. Головина | |||
06.06.2020 06:16 | |||
ТЕХНОЛОГИЯ «ЛЭПБУК» В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДОШКОЛЬНИКАМИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
МБДОУ «ДСКВ № 115» МО г. Братск В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из актуальных проблем является нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества [3]. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. В данный период времени в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина [1].
Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а поэтому и верный способ гражданско-патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отчизне. Культурное наследие народа – огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, не разменять на пустяки, а сохранить и приумножить, воплотить его в сокровища своего внутреннего мира, своей личности, в дальнейшем творческом созидании [2]. Системе образования принадлежит ведущая роль в гражданском становлении подрастающего поколения, воспитании у молодёжи любви к Родине, преданности своему Отечеству. Учреждения дошкольного образования, являясь начальным звеном системы образования в нашей стране, призваны формировать у детей первичные представления об окружающем мире, отношение к действительности, дать возможность им почувствовать себя с самых ранних лет гражданами своего Отечества. Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре [5]. Актуальность патриотического воспитания состоит в том, чтобы воспитать детей в духе любви к своей Родине и уважения ценностей, привязанности к месту своего рождения, гордости за свой народ. Задачами патриотического воспитания дошкольников являются:
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту, так как воспитывают в ребенке не только нравственно-патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Очень большой популярностью в детских садах в наше время пользуется такая технология, как «лэпбук». В дословном переводе с английского языка лэпбук означает «книга на коленях», или как его еще называют тематическая папка или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему [8]. Таким образом, можно сказать, что лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения. Это современная форма организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста для развития познавательной активности и развития самостоятельности, отвечающая всем требованиям ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде группы дошкольного учреждения [9]. Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по теме, лучше понять и запомнить материал. Это отличный способ для закрепления материала. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное. В преддверии таких тем недель, как «Все профессии нужны, все профессии важны», «Родной край» «День Победы» мы с ребятами решили изготовить лепбуки.
Ознакомление с профессиями обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир, приобщение его к ценностям общества, обеспечивает удовлетворение и развитие познавательных интересов детей, творчества, проявление детской инициативы. [7] Ознакомление дошкольников с родным краем позволяет обогащать представления детей о прошлом и настоящем родного города, воспитать чувство любви и гордости за людей, которые в нём живут, побудить детей проявлять естественный интерес к родному краю. Целенаправленная работа по ознакомлению с родным городом, родной культурой не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма [6]. «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства бесконечной любви к Родине» (В. А. Сухомлинский). Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – эти чувства и особенности характера начинают формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувства собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши деды и отцы. Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма. Так же воспитывать у детей патриотические чувства, уважение к ветеранам войны, любовь к своей Родине [6]. В беседах с детьми, мы определили, что они хотели бы узнать и какая интересная информация должна находиться в лепбуках. В содержание наших лепбуков вошли:
Кармашки «Разрезные картинки»
На первом этапе мы знакомим детей с лэпбуком. Показываем, как работать с лэпбуком. На втором этапе ребенок с помощью взрослого сам пробует работать с лэпбуком. На третьем этапе дети самостоятельно работают с лэпбуком. Они сами достают, перекладывают, складывают по своему усмотрению. В процессе нашей практики мы заметили, что дети легче и быстрее усваивают материал, учатся планировать предстоящую деятельность, договариваться со сверстниками, выражать свои мысли и желания. Стали более самостоятельны и активны в своей деятельности. Всем нам известно, что лучше запоминается то, что интересно! Литература:
|