Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей подготовительной группы «Лучший город Земли»
Авторы:
- Смирнова Татьяна Григорьевна, воспитатель ГБОУ «Школа 1317» г. Москва
- Соколова Светлана Николаевна, воспитатель ГБОУ «Школа 1317» г. Москва
Аннотация проекта
Данный проект направлен на привлечение дошкольников к изучению истории родного города.
Участниками проекта: воспитанники подготовительной группы, педагоги, родители.
Целью проекта является активизация мыслительно-поисковой деятельности детей в процессе ознакомления с историей родного города, объектами культурного наследия, спортивно-досуговыми учреждениями. Систематизация и углубление знаний детей о Москве, формирование позитивного, уважительного отношения к родному городу, который славен своей историей, традициями, достопримечательностями.
Проект позволяет показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками.
Проект «Лучший город Земли» по нравственно-патриотическому воспитанию детей подготовительной группы
Скачать конспект
Актуальность проекта:
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного воспитания. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Патриотическое воспитание необходимо любому народу, любому государству, иначе они обречены на гибель. В настоящее время особенно актуально воспитание у подрастающего поколения нравственно-моральных качеств и прежде всего чувства любви к своему Отечеству, гордости за свою страну.
Любовь ребенка – дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу. Для успешной реализации целей нравственно-патриотического воспитания важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что их большая Родина – Россия, А Москва – столица нашей Родины, её самый главный город, благодаря которому Россия известна во всём мире.
Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками. Проект направлен на привлечение дошкольников к изучению истории родного города. Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей нравственно – патриотического воспитания детей. В ходе реализации проекта дети получают знания о истории Москвы, о прекрасных местах города, известных всему миру. Начинают проявлять интерес к событиям городской жизни.
Проблема:
У детей неполные представления об истории своего города, о его достопримечательностях, о значении Москвы для России, как для страны, так и для ее граждан. Важной составляющей нравственно-патриотического воспитания является воспитание любви и уважения к родному городу.
Вид проекта: творческий, информационно-познавательный.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Тип проекта: совместный (воспитанники, педагоги, родители)
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Участники проекта: дети, педагоги, родители.
Основное направление проекта: воспитание чувства патриотизма, любви и уважения к родному городу, Родине; чувства ответственности и гордости.
Цель:
Активизация мыслительно-поисковой деятельности детей в процессе ознакомления с историей родного города, объектами культурного наследия, спортивно-досуговыми учреждениями. Систематизация и углубление знаний детей о Москве, формирование позитивного, уважительного отношения к родному городу, который славен своей историей, традициями, достопримечательностями.
Задачи:
- развивать способности к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям;
- привлекать родителей к участию в проектной деятельности;
- развивать интерес к русским традициям и промыслам;
- расширять представления о деятельности человека в природе;
- воспитывать уважения к труду людей;
- формировать толерантность, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;
- формировать у детей познавательную и игровую мотивации в процессе ознакомления с историей родного города, объектами культурного наследия, спортивно-досуговыми учреждениями;
- формировать представления о Москве как о культурно-историческом центре с развитой инфраструктурой; об истории города и страны, отраженной в названиях улиц, памятниках;
- формировать бережное отношение к историческому наследию нашей страны;
- воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России;
- формировать нравственно-патриотические качества — воспитание храбрости, мужества, стремления защищать свою Родину;
- формировать у детей исследовательские навыки (поиск информации в различных источниках);
- развивать умение работать в коллективе, желание делиться информацией, участвовать в совместной опытно-экспериментальной деятельности.
Предполагаемые результаты проектной деятельности:
- Дети познакомятся с богатством и своеобразием культур народов, проживающих в родном городе. Они свободно смогут использовать и применять в повседневной жизни полученные знания. У них появится желание участвовать в традиционных народных праздниках, играть в народные подвижные игры, желание слушать и рассказывать сказки народов родного края.
- Дети усвоят нравственные правила и нормы поведения в обществе: гуманность человеческих взаимоотношений, толерантное, уважительное отношение к разным народностям родного города. У них сформируется позитивное восприятие национальных различий, других культур, языка, религий, убеждений.
- Оптимизируется взаимодействие с родителями, активизируется позиция родителей как участников образовательного процесса.
- Расширятся связи с социумом.
- Предметно-пространственная среда пополнится дидактическим, игровым материалом, оборудованием для организации воспитательно-образовательного процесса.
- В рамках большого педагогического проекта будут реализованы различные тематические мини-проекты.
Итоги проектной деятельности:
- Повысился познавательный интерес к истории родного города, его достопримечательностям со стороны воспитанников и их родителей.
- Расширился круг представлений об истории, памятниках культуры, интересных местах города Москвы.
- Сформировалось представление о значимости родного города, его месте и роли в истории страны, чувство любви, гордости, желании оберегать и защищать свой город.
- Повысился мотивационный уровень, отражающийся в потребности приобретения новых знаний о Москве.
- Обогатился культурно-эстетический, чувственный опыт детей.
- Возросли речевая компетенция, коммуникативные возможности дошкольников.
- Созданы альбомы и книги по теме: «Мое любимое место в Москве»., «Улицы Москвы. Прошлое и настоящее»
- Проведены досуги: «День рождения Москвы», «Знатоки древней Москвы», «Дорогая моя столица, золотая моя Москва», «Спортивная столица»
- Пополнен банк тематических презентаций ДОО.
- Обогащена развивающая предметно-пространственная среда: приобретена литература, материалы соответствующей тематики, созданы мини-музеи, собраны коллекции гербов, медалей, значков, открыток, оформлены альбомы с фотографиями детей на фоне историко-культурных памятников столицы.
- Повысился уровень адаптации дошкольников к условиям современного мира.
Представленная работа носит системный и целостный характер, учитывает возрастные и интеллектуальные особенности детей, тесно связана с комплексно-тематическим планированием и базовой образовательной программой учреждения. Собранный материал состоит из отдельных блоков, последовательное использование которых в работе с детьми, педагогами и родителями позволит в конечном итоге сформировать целостное представление о Москве.
Презентация проекта: музыкально-развлекательное шоу «Дорогая моя столица, золотая моя Москва»
Этапы реализации
Организационный этап
- сбор информации об имеющихся знаниях детей о истории города
- поиск литературы по данной теме
- составление плана проекта, определение сроков реализации проекта и реализации задач.
- разработка содержания проекта (положений конкурсов, конспектов ОД, сценария итогового мероприятия).
- проведение родительских консультаций по теме.
Практический этап
- определение объемов работ родителями, создание инициативной группы
- проведение мероприятий с детьми, родителями, (комплексные, тематические, бинарные), посещение музеев и т.д.
- проведение конкурсов в рамках проекта.
- совместная работа детей, родителей и педагогов по созданию и оформлению выставок совместных работ, фото выставок и фотоколлажей по теме проекта.
Аналитико-обобщающий
- проведение итогового мероприятия (праздника, развлечения).
- награждение победителей конкурсов и родителей благодарственными письмами.
- анализ результатов проектной деятельности.
- обобщение опыта
Перспективное планирование по реализации проекта «Лучший город Земли» в подготовительной группе на 2019-2020 учебный год
Месяц
|
Формы и содержание работы с детьми
|
Совместная работа детей, родителей, педагогов
|
Сентябрь
|
v Беседы «Москва-столица нашей Родины», «Москва не сразу строилась», «Кремль от деревянного до кирпичного» (с показом презентаций и видеоматериала);
v Праздничный марафон «День рождения Москвы» (познавательно-развлекательное шоу)
v Фотовыставка «Мы гуляем по Москве»
v Конкурс поделок ко Дню города «Мой любимый город»;
v Арт-студия «Город, в котором я живу».
|
Познакомить родителей с темой
проекта и определить их роль в его реализации (помочь найти вместе с детьми информацию в книгах, в Интернете, отобрать главное, помочь оформить аккуратно результаты поиска и т.д.)
Консультация «Гуляем по Москве с ребенком»;
Предложить родителям посетить памятные места города, музеи и поделиться фотографиями для оформления фотовыставки «Мы гуляем по Москве»;
Предложить родителям совместно с детьми поучаствовать в конкурсе поделок ко Дню города «Мой любимый город!» (могут использоваться различные техники)
|
Октябрь
|
v Слайд-шоу «Архитектура города Москвы»;
v Экскурсия по району «Архитектура знакомая и незнакомая»;
v Клуб знатоков «Самые необычные дома Москвы» (презентации детей на заданную тему);
v Изготовление коллажа «Начинается Москва, как известно, у Кремля»
|
Предложить родителям вместе с детьми найти достоверную информацию и подготовить небольшой рассказ с использованием фотографий или презентации на тему: «Самые необычные дома Москвы» (дом-яйцо, дом-улей, дом-корабль т др.)
Подобрать и принести вырезки из журналов, иллюстрации с изображением достопримечательностей Московского Кремля и Красной площади.
|
Ноябрь
|
v Беседы «Битва за Москву», «Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года»;
v Изготовление макета «Парад, изменивший историю»;
v Показ макета детям из других групп, сопровождая рассказом о памятной дате и этапах работы над макетом;
v Музыкальная гостиная «Угадай песню о Москве» по мотивам игры «Угадай мелодию»
|
Предложить родителям вместе с детьми послушать дома песенные произведения, посвященные городу Москве; знать название и автора песни.
Рекомендации родителям по организации домашнего чтения: «О чем и как беседовать с детьми после чтения книги».
Представить постоянную рубрику: «Новинки детской литературы» с информацией о новых книгах о Москве, с краткой аннотацией к ним.
|
Декабрь
|
v Видео лекторий «Загадки названий московских улиц»;
v Изготовление книги «Улицы Москвы. Прошлое и настоящее»;
v Обучающая игра-презентация «Знаки нашего города» (история московских вывесок);
v Интерактивная игра-путешествие «Тайны Московских улиц»
|
Предложить родителям вместе с детьми подобрать фотографии знаменитых московских улиц разных годов 20-го века и современные, подготовить рассказ о том, как менялся со временем их облик, об интересных людях, владельцах и жителях домов, об архитекторах, их построивших, а также о легендах, связанных с тем или иным домом.
|
Январь
|
v Экскурсия в Музей обороны Москвы (фотовыставка);
v Изготовление макета «Битва за Москву» (лепка из пластилина, поделки из природного и бросового материала);
v Конкурс стихов «Мы читаем стихи о Москве»
|
Предложить родителям вместе с детьми принять участие в конкурсе чтецов «Мы читаем о Москве». Для этого нужно выбрать стихотворение, выучить и выразительно прочитать.
|
Февраль
|
v Информ-досье «Выдающиеся и знаменитые москвичи»;
v Интерактивная игра-путешествие «Прогулки из шкатулки»;
v Видео лекторий «Москва спортивная»;
v Веселые старты для всей семьи «Спортивная Столица»
|
Предложить родителям вместе с детьми подобрать материал об известных, выдающихся, талантливых, знаменитых или просто великих москвичах, чья жизнь так или иначе была связана с Москвой, составить рассказ.
|
Март
|
v Игра-викторина для родителей и детей «Знатоки древней Москвы»;
v Слайд-шоу «Вкусно по-московски» (познакомить детей с традиционными московскими блюдами);
v Изготовление книжек-малышек на тему: «Мое любимое место в Москве»;
v Арт-студия «Стены и башни Московского Кремля»
|
Показать родителям и детям мастер-класс по изготовлению книжки-малышки и предложить дома изготовить такие книжки своими руками для младших дошкольников на тему: «Мое любимое место в Москве». Полезные и красочные книжки станут хорошим памятным подарком для младших воспитанников детского сада.
Предложить родителям вместе с детьми поучаствовать в викторине «Знатоки древней Москвы»
|
Апрель
|
v Клуб знатоков «Мой любимый театр» (рассказы детей на заданную тему);
v Арт-студия «Большой театр»;
v Инсценировка стихотворения С. Михалкова «А, что у вас?»
v Клуб почемучек «От конки к электробусу: как развивался московский транспорт»
|
Предложить родителям вместе с детьми найти достоверную информацию и подготовить небольшой рассказ с использованием фотографий или презентации на тему: ««Мой любимый театр»
|
Май
|
v Видео-экскурсия «Загадки и сказки московских парков»;
v Арт-студия «Праздничный салют над Москвой»;
v Интерактивная игра «Что мы знаем о Москве?»;
v Музыкально-развлекательная программа для детей и родителей «Дорогая моя столица, золотая моя Москва»
|
Привлечение родителей к проведению совместного музыкально-развлекательного шоу «Дорогая моя столица, золотая моя Москва».
|
Организация развивающей среды:
• Аудиотека, посвящённая Москве.
• Видеотека, слайды.
• Открытки, плакаты.
• Иллюстративный материал и художественная литература.
• Репродукции А.М. Васнецов «Древняя Москва», А. Васнецов «Красная Площадь», В. Поленов «Московский дворик»
• Раскраски. Я люблю Москву.
• Альбом с фотографиями старинной Москвы.
• Разрезные картинки.
• Дидактические и настольные игры.
• Настольные и напольные конструкторы.
Организованы центры:
Центр речевого развития.
Заучивание поговорок и пословиц о Москве.
Беседы «Москва – мать всем городам русским», «Москва не сразу строилась», «Кремль от деревянного до кирпичного», «Битва за Москву», «Парад, изменивший историю»
Выразительное чтение стихотворений о Москве. Конкурс чтецов.
Кроссворды о Москве.
Оформление коллажа «Начинается Москва, как известно, у Кремля»
Просмотр видеофильмов, слайдов о Москве.
Выставка фотографий и рисунков «Достопримечательности Москвы».
Центр математического развития
Математический диктант «Спасская башня».
Д.И. «Сколько звёзд на башнях Кремля», «Сосчитай башни», «Узнаём время по часам на Спасской башне», «Я знаю, что…».
Центр художественного творчества.
Рисование «Спасская башня», «Царь -колокол», «Царь -пушка», «Большой театр», «Красная площадь», «Стены и башни московского Кремля, «Салют над городом».
Изготовление книжек-малышек на тему: «Мое любимое место в Москве».
Оригами «Солдаты», «Танк Т-34» (макет «Парад, изменивший историю»)
Упражнения: «Дорисуй картинку», «Продолжи узор», «Что перепутал художник».
Центр «Почитай-ка»
П.Воронько «Лучше нет родного края», М .Исаковский «Поезжай за моря – океаны…», Я. Аким «День рождения страны (отрывки)», Н. Кончаловская «Славен град Москва», «Наша древняя столица (отрывки), А.В. Абрамов «Рассказы о Москве», С. Михалков «Кремлевские звезды», Л. Олифирова «Главные слова», В. Степанов «Что мы Родиной зовем», И. Черницкий «Есть на свете город», Н. Носов «Метро», Л. Кассиль «Москва», Е.Осетров «Твой кремль», А.Митяев «Красная площадь», и др.
Центр дидактической игры
д/и «Как добраться до…» (работа с картой) «Выложи герб из фрагментов», мозаика «Герб», «Собери флаг своей страны» и др.
Совместный труд с родителями: коллаж «Начинается земля, как известно, у Кремля»; книга «Улицы Москвы. Прошлое и настоящее»; презентации «Самые необычные дома в Москве»; «Театры Москвы»
Макеты «Парад, изменивший историю» (07.11.1941), «Битва за Москву».
Музыкальный центр
Разучивание песен о Москве Ж. Колмагорова «Вечерняя Москва», гимн Москвы
Слушание: А. Лепин, В. Лифшиц « Красавица Москва», О. Газманов «Москва», Ж. Колмагорова «Вечерняя Москва», «Мы поем о Москве», гимн Москвы
Физкультурный центр
Игра-эстафета «Чья команда быстрее построит Спасскую башню Кремля», «Московский марафон», Квест-игра «Путешествие по станциям московского метро», Веселые старты для всей семьи «Спортивная Столица»
Список литературы:
- «От рождения до школы». Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), исп. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019;
- Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» / науч. рук. Л.Г. Петерсон; под общ. ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019;
- Книга из серии Школа Семи Гномов Шестой год обучения - Московский кремль (Мозаика-Синтез, МС00215)
- Н. Волкова «Московские лабиринты. Самые интересные места Москвы»- М.: Клевер Медиа Групп, 2017 г.;
- А. Демчикова «Музейные лабиринты. Самые интересные музеи Москвы»_М.: Clever, 2017;
- О. Жданов «Архитектурные хитрости, или Как удивить бабушку»- СПб.; Антология, 2017;
- О. Жданов «Я покажу вам Кремль!»—СПб.: Антология, 2017;
- О. Жданов «Игра в улицы»—М.: Проспект, 2018;
- О. Буткова «Интересные улочки Москвы», «Усадьбы и парки Москвы»—М.: Clever, 2016;
- Н. Волкова, В. Волков «О чем молчат башни Кремля?», «Метро. Подземный город», «Кремль. Сердце Москвы», «Москва. Как это было»-М.: Настя и Никита, 2018;
- Л.Токмакова «Потешные прогулки по Москве»—М.: Риппол-классик ,2010;
- Н. и В. Волковы «Большой-пребольшой» (История строительства Большого театра)—М.: Настя и Никита, 2018
- Н. Ермильченко «История Москвы», «Прогулки по улицам Москвы»_М.: Белый город, 2014;
- Л. Скрыпник «Кольца Москвы»—М.: Настя и Никита, 2014;
- Р. Алдонина «Московский Кремль» - М.: Белый город, 2014;
- Э. Емельянова «Расскажите детям о московском Кремле»- М.: Мозайка-синтез, 2006;
- Дядичев, Ф. Москва. Иллюстрированный путеводитель / Федор Дядичев. — М.: Клевер, 2015. — 116с.
- Олег Жданов: Игра в улицы. Разгадай загадки названий московских улиц – М.: Проспект, 2020;
- Наталья Андрианова: Москва для детей/-М.: Эксмо, 2018;
- Балдин Андрей. Москва. Портрет города в пословицах и поговорках. — М.: Радуга, 1997. — 48 с.
- Улыбышева М.А. Непокорённый город: Москва в 1812 году/ М.А.Улыбышева; худож. А.Безменов.-Москва: Изд. дом "Фома", 2012.-24c.: ил.-(Настя и Никита. вып. 78, знания).
- Улыбышева М.А. Александр I Благословенный: [для детей 4-8 лет/ М.А.Улыбышева.-Москва: Белый город, 2006.-10[1]с.: цв. ил.; 27.-(Проект "Энциклопедия малыша") (Рассказы по истории)
- СЕЛЕЗНЕВА А.О. Раскраска. Я люблю Москву. – М.: Речь, 2016;
- Кондратьева, Н. В. Современные формы работы с родителями по приобщению дошкольников к художественной литературе / Н. В. Кондратьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 46 (180). — С. 291-293
|