Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Методическая разработка программы по воспитанию у детей средней, старшей и подготовительной к школе групп интереса и любви к малой Родине на основе ознакомления с родным краем «Камчатский край — люби и изучай»
Патриотизм детям
Автор: Мудрова Анастасия Николаевна   
31.03.2020 16:07

Методическая разработка программы по воспитанию у детей средней, старшей и подготовительной к школе групп интереса и любви к малой Родине на основе ознакомления с родным краем «Камчатский край — люби и изучай»Методическая разработка программы по воспитанию у детей средней, старшей и подготовительной к школе групп интереса и любви к малой Родине на основе ознакомления с родным краем «Камчатский край — люби и изучай»

Автор: Мудрова Анастасия Николаевна, воспитатель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8» г. Вилючинск, 2016г.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство малой Родины. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство малой Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

 

Скачать программу

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине, месту, где родился человек.

В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного Камчатского края. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщается к богатствам национальной культуры. В этой связи успешность развития ребенка 6-7 лет при знакомстве с родным городом и краем станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

АКТУАЛЬНОСТЬ

У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с детством у большинства людей возникают самые добрые воспоминания. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили, то есть в любимом городе. Причем этому городу не обязательно быть столицей или городом-миллионером. Он может быть тихим городком и в то же время являться самым любимым городом, так как с ним связано много приятных впечатлений. У каждого любовь к городу проявляется по-разному. Например, поэты сочиняют стихотворения о любимом городе и крае, композиторы пишут музыку, художники рисуют картины, тем самым прославляя город, край и увековечивая память о нем на многие годы. Мы хотим, чтобы ребятам, город, а также край, в котором они живут, стал бы любимым. Это проэкт посвящается родному Камчатскому краю, который является Родиной наших воспитанников.

ПРОБЛЕМА

Нет системы работы, методических пособий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с национальным наследием народов, исконно обитающих на территории Севера;

Результаты анкетирования родителей показали: «Какие игры детей Севера вы знаете?» — 10% опрошенных ответили – «Ловля оленей», 80%респондентов не могли вспомнить ни одну игру;

Из национальных праздников 10% назвали праздник «Алхаллалай»

100% родителей считают нужным изучение и сохранение народных игр и традиций северных народов.

ГИПОТЕЗА

Если в воспитательно-образовательную работу ввести методическую разработку «Камчатский край – люби и изучай» по расширению знаний детей о культуре и традициях народов севера, то это позволит значительно повысить их знания в этой области.

НОВИЗНА

Новизна идеи состоит в том, что данное содержание может успешно интегрироваться практически со всеми образовательными областями через разные виды деятельности.

ЦЕЛЬ: Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.

ЗАДАЧИ:

  • Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона;
  • Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе;
  • Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить мыслить, фантазировать;
  • Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю.
  • Формировать у старших дошкольников любовь к родному городу и чувство гордости за него; развивать уважение к землякам, прошлому, настоящему, культуре, достопримечательностям родного края.
  • Создавать преемственные связи ДОУ, родителей, музея.
  • Использовать инновационные технологии, направленные на развитие у старших дошкольников потребности в духовном развитии, развитии интереса к истории родного края.

При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом и краем положены следующие принципы:

Принцип историзма – реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (наши дни). С этой целью подобран материал о городе Вилючинске и Камчатском крае, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике родного края.

Принцип гуманизации – предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.

Принцип дифференциации – заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном крае с учетом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.

Принцип интегративности – реализуется в сотрудничестве с семьей, детской центральной библиотекой, музеем города и т.п. Содержание краеведческого материала определяется с учетом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями города Вилючинска и Камчатского края.

Либо…

Пояснительная записка

Актуальность: В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у воспитанников ценностного отношения к родной стране, воспитания основ гражданственности.

Дошкольный период является благоприятным для погружения ребенка в истоки региональной культуры, включения его в углубленное человекознание, для пробуждения в нем потребности в познании окружающих условий, общего для всех жизненного пространства, для интегрированного усвоения местных историко-культурных и климатических особенностей, конкретных традиций, национальных, географических, и регионально-культурных особенностей своей социальной среды.

Анализ результатов педагогической диагностики (мониторинг) сформированности правильных представлений о родном крае показал низкий уровень мотивации и интереса детей к изучению природы, культуры и традиций родного края – из 68детей30 детей (45%) не проявляли желания узнать о стране, о крае, о поселке, в котором живут; 20 детей (29%) не могли выразить своего отношения, чувства к своей родине, к поселку; 18 (26%) имели скромные представления о природе и достопримечательностях Камчатки (Приложение 1).

Анализ результатов анкетирования родителей показал, 82% считающих важным обогащение знаниями дошкольников со спецификой национально-культурных, демографических и иных условий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, а 18% не важным.

Национально-региональный компонент (родная природа, культурное наследие — памятники архитектуры, искусства, декоративно-прикладного искусства, художественно-ремесленные традиции, обряды, фольклор, народные игры и др.) в дошкольном образовании помогает детям ощутить и сознать свою принадлежность к своей «Малой Родине», к своему дому, воспринимая всю полноту ближайшего окружения, усваивая при этом общечеловеческие и национальные ценности в духовном, материальном и морально-эстетическом плане.

Задача современного дошкольного образования — заложить нравственные основы в детях, которые сделают их более устойчивыми к нежелательному влиянию, посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому, к истории родного края, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Эти идеи становятся источниками создания вариативных программ нравственно-патриотической направленности.

Все это делает актуальным краеведческую работу в дошкольном образовательном учреждении через интеграцию образовательных областей.

Взаимосвязь программы с целями и задачами ДОУ. Любовь к своему дому, к своему детскому саду, к поселку (городу), где он родился, чувство восхищения родным поселком, родным краем – это те чувства, которые необходимо вызвать педагогу в процессе работы с дошкольниками, это будет первым шагом на пути формирования чувства патриотизма, любви к своей Родине.

Методами сбора информации для создания программы являлись: изучение научно-педагогической литературы, наблюдения, беседы, диагностические задания, анкетирование, анализ проведенной работы.

Новизна идеи состоит в том, что программа «Камчатский край люби и изучай» решает задачи воспитания любви и привязанности к малой Родине, формирования положительного отношения к родному краю путем реализации раздела «Ребенок знакомится с малой Родиной – родным городом», включенного как региональный компонент в примерную основную образовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы. Оригинальность ее состоит в тщательно продуманной интеграции краеведческой работы в систему воспитательно-образовательной работы через разные виды детской деятельности: игровую, познавательную, творческую, двигательную и др., а также в процесс взаимодействия с семьями воспитанников.

Программа «Камчатский край люби и изучай» обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 4 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей через образовательную область «Познавательное развитие». Интегративная связь через образовательные области: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Возрастные особенности детей от 4 до 5 лет. В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. Развивается ловкость, координация движений. Восприятие становится более развитым. Дети способны упорядочитьгруппы предметов по сенсорному признаку, выделить такие параметры, каквысота, длина и ширина. Начинает развиваться образное мышление, предвосхищение. Продолжает развиваться воображение, увеличиваетсяустойчивость внимания. Улучшается произношение звуков и дикция, речьстановится предметом активности детей. Изменяется содержание общения ребенкаи взрослого, взаимоотношения со сверстниками характеризуютсяизбирательностью. Начинают выделяться лидеры. Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, формированиемпотребности в уважении к взрослому, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.

Возрастные особенности детей от 5 до 6 лет. Дети шестого года жизни начинают осваивать социальные отношения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяетсясмысловой «центр» и «периферия». Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы увеличены, строения предметов; представления детей систематизируются. Продолжает развиваться образное мышление, способность рассуждать и даватьадекватные причинные объяснения, развивается воображение. Продолжаетразвиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Совершенствуется грамматический строй речи. Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровойдеятельности; структурированием игрового пространства. Восприятие характеризуется анализом сложных форм объектов; развитиемышления сопровождается освоением мыслительных средств; развивается умениеобобщать, причинное мышление, воображение, речь, образ Я.

Возрастные особенности детей от 6 до 7 лет. Игровые действия становятся более сложными, отражая взаимодействия людей, жизненные ситуации, усложняется и игровое пространство. Ребенок седьмого года жизни осваивает сложныеформы сложения из листа бумаги и придумывает собственные. У детей продолжает развиваться восприятие, образное мышление, навыки обобщения и рассуждения, внимание. Развивается и речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика, связнаяречь, диалогическая и некоторые виды монологической речи. Основные достижения этого возраста связаны с освоением мира вещей какпредметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения слюдьми; развивается половая идентификация, формируется позиция школьника. Кконцу дошкольного возраста ребенок приобретает интегративные качества, позволяющие ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

Объем нагрузки, перечень основных видов организованной образовательной деятельности:

В соответствии с возрастом детей продолжительность непосредственно образовательной деятельности увеличивается с каждой возрастной группы:

  • в средней группе, возраст 4-5 лет – 20 минут;
  • в старшей группе, возраст 5-6 лет – 25 минут;
  • в подготовительной к школе группе, возраст 6-7 лет – 30 минут.

Организация режима пребывания детей в ДОУ: МБДОУ «Детский сад№8» г.Вилючинска функционирует в режиме пятидневной системы с двумя выходными – суббота, воскресенье. В ДОУ функционируют 10 групп в режиме 12-ти часового пребывания.

Цель программы – создание системы работы воспитателя в группе, способствующей формированию положительного отношения к малой Родине, воспитанию интереса и любви к родному городу, Камчатскому краю с помощью организации краеведческой работы в группе.

Для реализации цели программы были поставлены следующие задачи:

  • Развивать у воспитанников интерес к родному городу, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего, дать общее представление о народах Севера.
  • Познакомить детей с обычаями и традициями, народным творчеством народов Севера, воспитывать чувство уважения к традициям и обычаям других народов, воспитывать добрые чувства. Содействовать становлению желания принимать участие в традициях города и в традициях, сложившихся на территории Камчатского края.
  • Воспитывать у детей гражданственность, интерес, бережное и созидательное отношение к природе родного края, развивать способность чувствовать красоту природы и эмоционально откликаться на неё.
  • Развивать чувство гордости за свою малую родину, бережное отношение к родному краю. Расширять представления детей о том, что делает малую родину красивой, развивать эмоциональную отзывчивость на красоту родного края.
  • Учить устанавливать причинные связи, делать выводы, развивать умение сравнивать и мыслить логически, развивать воображение, фантазию, творческие способности, обогащать речь и словарный запас.
  • Способствовать повышению активности родителей в воспитании у ребенка любви к родному краю, городу, содействовать становлению желания принимать участие в традициях города, района, региона, социальных акциях.

Направления реализации программы. Работа с воспитанниками, родителями, педагогами и работа над предметно-развивающей средой.

Принципы реализации: принцип энциклопедичности, краеведческий (региональный) принцип, принцип интеграции, культурологический принцип – приобщение детей к истокам культуры, тематический принцип, принцип наглядности.

Планируемые результаты:

  • Воспитание любви и чувства гордости за малую Родину, бережного отношения к родному городу, краю.
  • Развитие у дошкольников познавательной активности, исследовательских умений и навыков, навыков проектной деятельности.
  • Повышение активной гражданской позиции семей дошкольников, увеличение количества активных участников общественной жизни поселка
  • Рост профессионального мастерства педагогического коллектива в вопросах воспитания у дошкольников патриотизма и любви к малой Родине.

Новая педагогика ориентирована на гуманизацию воспитательного процесса, применительно к дошкольникам, определяет содержание регионального компонента, как желание больше узнать о своем поселке, крае, как проявление симпатии уважения к людям разных национальностей, интереса к некоторым историческим событиям и прошлому своего народа.

В условиях модернизации образования регионального компонента все большее значение приобретает патриотическое воспитание, переводя абстрактные значения в области конкретных потребностей общества, знаний о своей малой Родине.

Дошкольные учреждения ищут разные пути и подходы к решению проблем регионального компонента учитывая особенности работы ДОУ.

За последнее время все большее распространение приобретает взгляд на региональный компонент как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно — исторический, и другие компоненты.

На основании выше сказанного, был выявлен ряд противоречий: 1) в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) в нашем образовательном учреждении реализуется основная общеобразовательная программа дошкольного образования, которая должна состоять из обязательной инвариантной части вариативной части, формируемой участниками образовательного процесса, занимаемая не более 40% времени, необходимого для реализации всей программы и отсутствием соответствующей программы и методических пособий, дидактического и наглядного материала, адаптированных к возрастным особенностям дошкольников; 2) между воспитательным, развивающим и образовательным потенциалом краеведения и не достаточным мастерством педагогов эффективно использовать его при организации познавательной активности дошкольников на непосредственно образовательной деятельности; 3) между необходимостью привлекать родителей и отсутствием у них интереса к данной теме.

Таким образом, из выявленных противоречий вытекает проблема, заключающаяся в разработке вариативной части образовательного процесса. Эта часть отражает специфику национально-культурных, демографических и иных условий Камчатского края и строится на основе преемственности поколений, уникальности природной и культурно-исторической среды и региональной системы образования, как важнейшего фактора развития территории. Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие местности определяет отбор содержания данной части программы, усвоение которого позволяет воспитанникам проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в рациональном использовании природных богатств, охране окружающей среды. Цель обобщения опыта: создание комплексной системы работы педагога в группе, направленной на полноценную реализацию воспитательного и развивающего потенциала краеведения в контексте образовательной деятельности.

Программа предполагает несколько этапов реализации. На первом организационном этапе 2013-2014 был проведен анализ существующих программ по патриотическому воспитанию, содержащих региональный компонент, анализ имеющегося программно-методического обеспечения, анализ предметно-развивающей среды группы и ДОУ, анализ затруднений педагогов при проведении непосредственно образовательной деятельности и мероприятий на краеведческую тематику, изучение передового педагогического опыта по теме, подобран диагностический инструментарий. Результатом этого этапа стало определение проблематики, актуальности темы для ДОУ; определение цели и задач для каждой возрастной группы, содержание и формы работы с воспитанниками, родителями и педагогами; в составе творческой группы педагогов составлены перспективные планы, конспекты непосредственно-образовательной деятельности; обогащение предметно-развивающей среды.

Второй практический этап (2014 – 2015) реализовывался в течение одного года в группе детей среднего, старшего и подготовительного дошкольного возраста: в начале и в конце учебного года (октябрь и май) – диагностические обследования воспитанников, родителей и педагогов; на протяжении учебного года – реализация комплекса обязательных мероприятий: проведение непосредственно образовательной деятельности, мероприятий, обогащение предметно-развивающей среды, и родителями (проектная деятельность, участие детей, родителей в различных конкурсах).

Третий обобщающий этап — май 2015 — предусматривал анализ, систематизацию, обобщение и распространение опыта работы по программе. Данная программа была успешно реализована с 2014 — 2015 на базе групп воспитанников средней, старшей, подготовительной к школе группы.

Программа, в соответствии с возрастными особенностями и способностями к восприятию учебного материала, рассчитана на детей средней, старшей и подготовительной к школе групп.

Программа содержит пять частей и приложение. В первой части программы излагается научно-теоретическое обоснование программы, педагогические условия её применения, факторы успешности, принципы реализации. Во второй части раскрывается содержание психолого-педагогической работы по образовательным областям определены этапы работы, а также механизм её реализации. В третьей части программы раскрывается организация взаимодействия: коррекционная работа, план работы с родителями и представлена система работы с педагогами по обмену опытом. Четвертая часть включает систему мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы критерии оценивания успешности реализации программы в ДОУ. В пятой части анализ результатов практической реализации программы в МБДОУ «Детский сад№8» «Сказка» г.Вилючинск. Практическая значимость представленного опыта работы по применению в краеведческой работе современных подходов к организации различных видов детской деятельности, широкое использование методов развития познавательной активности позволит повысить интерес ребенка к знаниям краеведческого содержания, позволит увлечь в игру, а это уже почти 100% результат успеха. Программу можно применять в любом дошкольном образовательном учреждении.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год