Патриотизм детям | |||
Автор: Мудрова Анастасия Николаевна | |||
31.03.2020 16:07 | |||
Методическая разработка программы по воспитанию у детей средней, старшей и подготовительной к школе групп интереса и любви к малой Родине на основе ознакомления с родным краем «Камчатский край — люби и изучай» Автор: Мудрова Анастасия Николаевна, воспитатель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8» г. Вилючинск, 2016г. Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство малой Родины. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство малой Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине, месту, где родился человек. В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного Камчатского края. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщается к богатствам национальной культуры. В этой связи успешность развития ребенка 6-7 лет при знакомстве с родным городом и краем станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту. АКТУАЛЬНОСТЬ У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с детством у большинства людей возникают самые добрые воспоминания. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили, то есть в любимом городе. Причем этому городу не обязательно быть столицей или городом-миллионером. Он может быть тихим городком и в то же время являться самым любимым городом, так как с ним связано много приятных впечатлений. У каждого любовь к городу проявляется по-разному. Например, поэты сочиняют стихотворения о любимом городе и крае, композиторы пишут музыку, художники рисуют картины, тем самым прославляя город, край и увековечивая память о нем на многие годы. Мы хотим, чтобы ребятам, город, а также край, в котором они живут, стал бы любимым. Это проэкт посвящается родному Камчатскому краю, который является Родиной наших воспитанников. ПРОБЛЕМА Нет системы работы, методических пособий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с национальным наследием народов, исконно обитающих на территории Севера; Результаты анкетирования родителей показали: «Какие игры детей Севера вы знаете?» — 10% опрошенных ответили – «Ловля оленей», 80%респондентов не могли вспомнить ни одну игру; Из национальных праздников 10% назвали праздник «Алхаллалай» 100% родителей считают нужным изучение и сохранение народных игр и традиций северных народов. ГИПОТЕЗА Если в воспитательно-образовательную работу ввести методическую разработку «Камчатский край – люби и изучай» по расширению знаний детей о культуре и традициях народов севера, то это позволит значительно повысить их знания в этой области. НОВИЗНА Новизна идеи состоит в том, что данное содержание может успешно интегрироваться практически со всеми образовательными областями через разные виды деятельности. ЦЕЛЬ: Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю. ЗАДАЧИ:
При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом и краем положены следующие принципы: Принцип историзма – реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (наши дни). С этой целью подобран материал о городе Вилючинске и Камчатском крае, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике родного края. Принцип гуманизации – предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству. Принцип дифференциации – заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном крае с учетом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы. Принцип интегративности – реализуется в сотрудничестве с семьей, детской центральной библиотекой, музеем города и т.п. Содержание краеведческого материала определяется с учетом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями города Вилючинска и Камчатского края. Либо… Пояснительная записка Актуальность: В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у воспитанников ценностного отношения к родной стране, воспитания основ гражданственности. Дошкольный период является благоприятным для погружения ребенка в истоки региональной культуры, включения его в углубленное человекознание, для пробуждения в нем потребности в познании окружающих условий, общего для всех жизненного пространства, для интегрированного усвоения местных историко-культурных и климатических особенностей, конкретных традиций, национальных, географических, и регионально-культурных особенностей своей социальной среды. Анализ результатов педагогической диагностики (мониторинг) сформированности правильных представлений о родном крае показал низкий уровень мотивации и интереса детей к изучению природы, культуры и традиций родного края – из 68детей30 детей (45%) не проявляли желания узнать о стране, о крае, о поселке, в котором живут; 20 детей (29%) не могли выразить своего отношения, чувства к своей родине, к поселку; 18 (26%) имели скромные представления о природе и достопримечательностях Камчатки (Приложение 1). Анализ результатов анкетирования родителей показал, 82% считающих важным обогащение знаниями дошкольников со спецификой национально-культурных, демографических и иных условий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, а 18% не важным. Национально-региональный компонент (родная природа, культурное наследие — памятники архитектуры, искусства, декоративно-прикладного искусства, художественно-ремесленные традиции, обряды, фольклор, народные игры и др.) в дошкольном образовании помогает детям ощутить и сознать свою принадлежность к своей «Малой Родине», к своему дому, воспринимая всю полноту ближайшего окружения, усваивая при этом общечеловеческие и национальные ценности в духовном, материальном и морально-эстетическом плане. Задача современного дошкольного образования — заложить нравственные основы в детях, которые сделают их более устойчивыми к нежелательному влиянию, посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому, к истории родного края, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Эти идеи становятся источниками создания вариативных программ нравственно-патриотической направленности. Все это делает актуальным краеведческую работу в дошкольном образовательном учреждении через интеграцию образовательных областей. Взаимосвязь программы с целями и задачами ДОУ. Любовь к своему дому, к своему детскому саду, к поселку (городу), где он родился, чувство восхищения родным поселком, родным краем – это те чувства, которые необходимо вызвать педагогу в процессе работы с дошкольниками, это будет первым шагом на пути формирования чувства патриотизма, любви к своей Родине. Методами сбора информации для создания программы являлись: изучение научно-педагогической литературы, наблюдения, беседы, диагностические задания, анкетирование, анализ проведенной работы. Новизна идеи состоит в том, что программа «Камчатский край люби и изучай» решает задачи воспитания любви и привязанности к малой Родине, формирования положительного отношения к родному краю путем реализации раздела «Ребенок знакомится с малой Родиной – родным городом», включенного как региональный компонент в примерную основную образовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы. Оригинальность ее состоит в тщательно продуманной интеграции краеведческой работы в систему воспитательно-образовательной работы через разные виды детской деятельности: игровую, познавательную, творческую, двигательную и др., а также в процесс взаимодействия с семьями воспитанников. Программа «Камчатский край люби и изучай» обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 4 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей через образовательную область «Познавательное развитие». Интегративная связь через образовательные области: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Возрастные особенности детей от 4 до 5 лет. В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. Развивается ловкость, координация движений. Восприятие становится более развитым. Дети способны упорядочитьгруппы предметов по сенсорному признаку, выделить такие параметры, каквысота, длина и ширина. Начинает развиваться образное мышление, предвосхищение. Продолжает развиваться воображение, увеличиваетсяустойчивость внимания. Улучшается произношение звуков и дикция, речьстановится предметом активности детей. Изменяется содержание общения ребенкаи взрослого, взаимоотношения со сверстниками характеризуютсяизбирательностью. Начинают выделяться лидеры. Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, формированиемпотребности в уважении к взрослому, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией. Возрастные особенности детей от 5 до 6 лет. Дети шестого года жизни начинают осваивать социальные отношения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяетсясмысловой «центр» и «периферия». Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы увеличены, строения предметов; представления детей систематизируются. Продолжает развиваться образное мышление, способность рассуждать и даватьадекватные причинные объяснения, развивается воображение. Продолжаетразвиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Совершенствуется грамматический строй речи. Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровойдеятельности; структурированием игрового пространства. Восприятие характеризуется анализом сложных форм объектов; развитиемышления сопровождается освоением мыслительных средств; развивается умениеобобщать, причинное мышление, воображение, речь, образ Я. Возрастные особенности детей от 6 до 7 лет. Игровые действия становятся более сложными, отражая взаимодействия людей, жизненные ситуации, усложняется и игровое пространство. Ребенок седьмого года жизни осваивает сложныеформы сложения из листа бумаги и придумывает собственные. У детей продолжает развиваться восприятие, образное мышление, навыки обобщения и рассуждения, внимание. Развивается и речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика, связнаяречь, диалогическая и некоторые виды монологической речи. Основные достижения этого возраста связаны с освоением мира вещей какпредметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения слюдьми; развивается половая идентификация, формируется позиция школьника. Кконцу дошкольного возраста ребенок приобретает интегративные качества, позволяющие ему в дальнейшем успешно учиться в школе. Объем нагрузки, перечень основных видов организованной образовательной деятельности: В соответствии с возрастом детей продолжительность непосредственно образовательной деятельности увеличивается с каждой возрастной группы:
Организация режима пребывания детей в ДОУ: МБДОУ «Детский сад№8» г.Вилючинска функционирует в режиме пятидневной системы с двумя выходными – суббота, воскресенье. В ДОУ функционируют 10 групп в режиме 12-ти часового пребывания. Цель программы – создание системы работы воспитателя в группе, способствующей формированию положительного отношения к малой Родине, воспитанию интереса и любви к родному городу, Камчатскому краю с помощью организации краеведческой работы в группе. Для реализации цели программы были поставлены следующие задачи:
Направления реализации программы. Работа с воспитанниками, родителями, педагогами и работа над предметно-развивающей средой. Принципы реализации: принцип энциклопедичности, краеведческий (региональный) принцип, принцип интеграции, культурологический принцип – приобщение детей к истокам культуры, тематический принцип, принцип наглядности. Планируемые результаты:
Новая педагогика ориентирована на гуманизацию воспитательного процесса, применительно к дошкольникам, определяет содержание регионального компонента, как желание больше узнать о своем поселке, крае, как проявление симпатии уважения к людям разных национальностей, интереса к некоторым историческим событиям и прошлому своего народа. В условиях модернизации образования регионального компонента все большее значение приобретает патриотическое воспитание, переводя абстрактные значения в области конкретных потребностей общества, знаний о своей малой Родине. Дошкольные учреждения ищут разные пути и подходы к решению проблем регионального компонента учитывая особенности работы ДОУ. За последнее время все большее распространение приобретает взгляд на региональный компонент как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно — исторический, и другие компоненты. На основании выше сказанного, был выявлен ряд противоречий: 1) в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) в нашем образовательном учреждении реализуется основная общеобразовательная программа дошкольного образования, которая должна состоять из обязательной инвариантной части вариативной части, формируемой участниками образовательного процесса, занимаемая не более 40% времени, необходимого для реализации всей программы и отсутствием соответствующей программы и методических пособий, дидактического и наглядного материала, адаптированных к возрастным особенностям дошкольников; 2) между воспитательным, развивающим и образовательным потенциалом краеведения и не достаточным мастерством педагогов эффективно использовать его при организации познавательной активности дошкольников на непосредственно образовательной деятельности; 3) между необходимостью привлекать родителей и отсутствием у них интереса к данной теме. Таким образом, из выявленных противоречий вытекает проблема, заключающаяся в разработке вариативной части образовательного процесса. Эта часть отражает специфику национально-культурных, демографических и иных условий Камчатского края и строится на основе преемственности поколений, уникальности природной и культурно-исторической среды и региональной системы образования, как важнейшего фактора развития территории. Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие местности определяет отбор содержания данной части программы, усвоение которого позволяет воспитанникам проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в рациональном использовании природных богатств, охране окружающей среды. Цель обобщения опыта: создание комплексной системы работы педагога в группе, направленной на полноценную реализацию воспитательного и развивающего потенциала краеведения в контексте образовательной деятельности. Программа предполагает несколько этапов реализации. На первом организационном этапе 2013-2014 был проведен анализ существующих программ по патриотическому воспитанию, содержащих региональный компонент, анализ имеющегося программно-методического обеспечения, анализ предметно-развивающей среды группы и ДОУ, анализ затруднений педагогов при проведении непосредственно образовательной деятельности и мероприятий на краеведческую тематику, изучение передового педагогического опыта по теме, подобран диагностический инструментарий. Результатом этого этапа стало определение проблематики, актуальности темы для ДОУ; определение цели и задач для каждой возрастной группы, содержание и формы работы с воспитанниками, родителями и педагогами; в составе творческой группы педагогов составлены перспективные планы, конспекты непосредственно-образовательной деятельности; обогащение предметно-развивающей среды. Второй практический этап (2014 – 2015) реализовывался в течение одного года в группе детей среднего, старшего и подготовительного дошкольного возраста: в начале и в конце учебного года (октябрь и май) – диагностические обследования воспитанников, родителей и педагогов; на протяжении учебного года – реализация комплекса обязательных мероприятий: проведение непосредственно образовательной деятельности, мероприятий, обогащение предметно-развивающей среды, и родителями (проектная деятельность, участие детей, родителей в различных конкурсах). Третий обобщающий этап — май 2015 — предусматривал анализ, систематизацию, обобщение и распространение опыта работы по программе. Данная программа была успешно реализована с 2014 — 2015 на базе групп воспитанников средней, старшей, подготовительной к школе группы. Программа, в соответствии с возрастными особенностями и способностями к восприятию учебного материала, рассчитана на детей средней, старшей и подготовительной к школе групп. Программа содержит пять частей и приложение. В первой части программы излагается научно-теоретическое обоснование программы, педагогические условия её применения, факторы успешности, принципы реализации. Во второй части раскрывается содержание психолого-педагогической работы по образовательным областям определены этапы работы, а также механизм её реализации. В третьей части программы раскрывается организация взаимодействия: коррекционная работа, план работы с родителями и представлена система работы с педагогами по обмену опытом. Четвертая часть включает систему мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы критерии оценивания успешности реализации программы в ДОУ. В пятой части анализ результатов практической реализации программы в МБДОУ «Детский сад№8» «Сказка» г.Вилючинск. Практическая значимость представленного опыта работы по применению в краеведческой работе современных подходов к организации различных видов детской деятельности, широкое использование методов развития познавательной активности позволит повысить интерес ребенка к знаниям краеведческого содержания, позволит увлечь в игру, а это уже почти 100% результат успеха. Программу можно применять в любом дошкольном образовательном учреждении.
|