Методическая разработка по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «РЯБИННИК» |
Патриотизм детям | |||
Автор: Куклина Галина Николаевна | |||
24.01.2020 08:03 | |||
Методическая разработка по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «РЯБИННИК» Подготовила музыкальный руководитель МБДОУ № 1 г. Ижевска Куклина Галина Николаевна Пояснительная записка Важнейшим условием детского развития является приобщение ребёнка к культуре своего народа как первой ступени к познанию и постижению общечеловеческих ценностей. Известный академик Д.С. Лихачев отмечал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству.»
Патриотизм – социальное чувство, которое характеризуется привязанностью к родному краю, народу, его традициям. Формировать и воспитывать это чувство необходимо с дошкольного детства. Ребёнок старшего возраста вполне способен различать этнические, этнолингвокультурные, экологические особенности народов и проявлять большой интерес к этому. Поэтому задача взрослых педагогов найти интересные игровые формы организации НОД с детьми по данному направлению. Каждый год 4 ноября мы отмечаем День Республики Удмуртия! С ребятами старшего дошкольного возраста проводим мероприятие «День Родины» либо в форме развлечения, либо в форме интегрированного занятия, но обязательно с использованием удмуртского музыкального фольклора (сценарии прилагаются) В сентябре 2017г., прочитав статью в городской газете «Ясно» о подготовке городского фестиваля «Палэжян» (в переводе с удмуртского «палэзян» — рябина), я задумалась о проведении «Рябинника» в детском саду. Актуальность темы Патриотическое воспитание является актуальной проблемой воспитания подрастающего поколения. Далеко не каждый родитель говорит с ребёнком о стране, республике, о своих предках. Поэтому очень важна роль дошкольного образования в воспитании патриотизма у детей, так как в дошкольном возрасте формируются нравственные качества человека. Дети способны испытывать чувство гордости за свою страну, за свою республику, за свой детский сад, за свою семью – и это очень мотивирует их к участию в различных мероприятиях. У ребят формируется представления о большой и малой Родине, об особенностях региона, в котором они проживают. Детям приятно осознавать свою сопричастность к республике, к стране Ребёнку очень интересен мир, который его окружает! Поэтому на «Рябиннике» ребята с удовольствием рассматривают народный орнамент на бабушкином полотенце, слушают народную песню на удмуртском языке, повторяют отдельные слова на удмуртском языке и радуются своим успехам. В процессе подготовки мероприятия я сама узнала столько нового и познавательного о рябине, о давней любви к этому дереву русского и удмуртского народов. И дети тоже проявили неподдельный интерес к материалу о давно знакомом, родном дереве – рябина! Игры, хороводы, сценка, стихи на заданную тему разучиваются легко, быстро. Уверенно могу сказать, что развлечение «Палэзян» воспитывает в детях патриотические чувства, любовь к родному краю, способствует расширению общего кругозора детей, а также их представлений об окружающем мире. Цель: Воспитание патриотических чувств к малой родине, приобщение детей к культуре и традициям удмуртского народа Задачи: - формирование духовно-нравственного отношения, чувства сопричастности к семье, городу, республике - расширение знаний детей о дереве «рябина», его особенностях отношений с человеком, его истории - создание условий для поддержания интереса к теме средствами эстетического воспитания: музыки, художественной литературы, ИЗО деятельности. Предварительная работа Для успешной реализации задуманной идеи необходимо было провести предварительную работу как со взрослыми педагогами, родителями, так и с детьми Воспитатели проводили: - наблюдение за рябиной на свежем воздухе - беседы в группе и на улице - разучивание стихов, пословиц, поговорок - закрепление музыкального материала в группе Руководитель ИЗО проводил: - рассматривание иллюстраций по теме - НОД – лепка «ветка рябины» - НОД – рисование рябины красками, карандашами - оформление выставки работ по теме в муз. зале - оформление музыкального зала Родители: - подборка домашней утвари для оформления зала - изготовление вышивки, поделок на заданную тему Музыкальный руководитель: - поиск литературно – художественного материала - поиск и адаптация музыкального материала - составление сценария мероприятия - приглашение гостей из ансамбля «Айкай» на роль Хозяйки и аккомпаниатора на баяне - подготовка детей: разучивание песен, игр, хороводов. - оформление музыкального зала - подбор атрибутов Приложение 1. Сценарий осеннего развлечения для детей старшего возраста «РЯБИННИК» — «ПАЛЭЗЯН» Подготовила Музыкальный руководитель МБДОУ № 1г. Ижевска Куклина Галина Николаевна Цель: прививать любовь к природе родного края Задачи: - расширение представлений, знаний детей о дереве «рябина» - развитие коммуникативных навыков у детей - создание эмоционального комфорта через «погружение» в атмосферу удмуртской избы, общения с Хозяйкой. Атрибуты: предметы быта с рябиновым узором (скатерть, салфетки, ложки. и.т. д.); рисунки, поделки детей по теме «Рябиновый край»; шарфики, ложки для частушек; ободок для девочки «рябинки»; ветка рябины Ход развлечения: Накануне дети получают приглашение на «Палэзян» — «Рябинкины именинки» с просьбой помочь украсить дом Хозяйки. Они готовят поделки, рисунки по теме, отправляют их и готовятся к встрече. Зал оформлен под избу, работы ребят украшают стену. Звучит народная музыка, за столом сидит Хозяйка, любуется рябиновым браслетом. Дети стучат, Хозяйка радостно встречает гостей. Хозяйка: Проходите, гости дорогие! (дети садятся на стульчики) Зечь буречь! (здравствуйте) дети, здравствуйте, взрослые! Воспитатель: Здравствуйте, Хозяюшка! Получили ваше приглашение, очень обрадовались! А вы поделки наши получили? Хозяйка: Да, да! Спасибо! Вот украсила ими свой дом! А пригласила вас для того, чтобы вместе с вами отметить праздник «Рябинник» или «Палэжян» (по-удмуртски). Все знаете дерево Рябину? Дети: Да! Хозяйка: Расскажу вам много интересного про неё (садится за стол). Рябина – это удивительное дерево, одно из самых почитаемых деревьев в России. А в Удмуртии — это самое любимое дерево! Ни одно дерево не способно давать урожай 100 – 150 лет подряд, а рябина может! Поздней осенью у нашей стройной красавицы листья опадают, а гроздья плодов остаются на деревьях. После первого мороза они становятся даже вкуснее. Недаром их так любят птицы. Плоды рябины очень полезны, в них много витаминов. Даже медведь, перед спячкой ест вдоволь ягоды рябины. Другие животные тоже любят это лакомство. Люди давно полюбили это дерево. Ее древесина всегда была полезна в хозяйстве. Из нее делали кареты, мельницы, музыкальные инструменты, а из прутьев плели корзины. Узорами рябины украшали полотенца, рубашки, скатерти (показывает вышитые изделия). Считалось, что рябина защищает, оберегает человека от различных бед и несчастий. Оно не горит в огне, и не гниет в болоте. Вот почему рябину сажали возле дома. Рябина – наш друг и помощник. Поэтому в народе столько пословиц, поговорок, загадок, песен, стихов посвящено этому уникальному дереву. Воспитатель: Хозяюшка, наши ребята знают и пословицы, и поговорки, и приметы народные, мы ведь готовились к рябинкиным именинкам. Пословицы, поговорки, приметы: - Нет рябины – и осень не осень. - Зацвела рябина – наступит тепло - В краю нашем нет дерева краше! - Много ягод – к холодной и ранней зиме - Если пчёлы кружат над цветами рябины – значит будет ясный день. - Рябина зацвела – пора сеять лён - Поздний цвет рябины – к долгой осени Воспитатель: А сейчас предлагаю послушать стихи о рябине Стихи (читают дети) Хозяйка: — Молодцы, ребятки, а я спою для вас русскую народную песню о рябинушке – взрослые её очень хорошо знают, можете подпевать! Русская народная песня «Ой, рябина кудрявая» Воспитатель: Как здорово, спасибо, очень душевная песня! А наши ребята знают частушки о рябинке! Нам понадобятся ваши ложки с узором рябинки Хозяйка: (берёт со стола) Очень хорошо, с удовольствием послушаем вас! Частушки (смотри приложение 2) Хозяйка: Ух, молодцы! Весело! Давайте полюбуемся на моих маленьких соседок, они порадуют нас танцем «Ягодки – Рябинки» Танец «Ягодки – Рябинки» (исполняют девочки средней группы) Воспитатель старшей группы: Ребята, теперь наш черед спеть про осень и рябину «Осень золотая» (исполняют 3девочки старшей группы) «Осень очень хороша» (исполняют дети старшей группы) Хозяйка: Спасибо, ребята, такие красивые песни поёте! Воспитатель подготовительной группы: Хозяюшка, а наши ребята подготовили сценку, которая называется «Модница Рябинка». Они с удовольствием её покажут. Сценка «Модница Рябинка» (исполняют дети подготовительной группы) Действующие лица: Рябинка, Ёжик, Заяц, Белка, Медведь, 2 Воробья Под музыку, танцуя, выходит девочка «Рябинка» Рябинка: Я – красавица Рябинка и мила, словно, картинка Я моднее всех в лесу, гляньте на мою красу: Гляньте справа, гляньте слева, не Рябинка – Королева! Макияж и маникюр, да и платье от «кутюр». Чем бы мне заняться? Чем поразвлекаться? Под музыку появляется Ёжик, собирает листики, замечает Рябинку Ёжик: Привет! Рябинка: Привет, колючий Ёжик, с головы до самых ножек! Пойдём с тобою погуляем или вместе поиграем! Ёжик: Некогда с тобой гулять, спешу норку утеплять! В лесу я листья собираю – постельку ими устилаю, Чтоб зимой в большой мороз в своей норке не замёрз! (Ёжик убегает) Под музыку появляется Заяц, смотрит по сторонам, замечает Рябинку Заяц: Добрый день, Рябинка! Нарядна как картинка! Рябинка: Ты куда спешишь, Косой? Лучше поиграй со мной! Заяц: Некогда с тобой играть, надо Белке помогать. Она грибочков насушила, орешков на зиму скопила. В кладовку будем их носить, чтоб голод в зиму победить. Под музыку появляется Белка с корзинкой шишек Белка: Привет, Рябинка и Зайчишка! А я была сейчас у Мишки. Он мне шишек натрусил да в корзинку их сложил. (Зовет Зайца) Пойдем скорей в кладовку, и сложим их там ловко! Заяц и Белка убегают. Рябинка: Ну вот…все звери убегают, со мною не играют… (грустно делает круг) Под музыку входит Медведь Медведь: Здравствуй, дерево – краса! Что ты так невесела? Рябинка: У всех своя работа, у каждого забота Не с кем даже поиграть, не с кем просто погулять… Медведь: Так ведь осень на дворе, все готовятся к зиме! Я в берлогу тороплюсь, на зимовку спать ложусь, И теперь только весной поиграю я с тобой! (Медведь уходит) Рябинка: Осталась я совсем одна и никому я не нужна… Под музыку появляются два Воробышка 1-й: Рябинка, зря так говоришь и,конечно, зря грустишь 2-й: Наступят скоро холода, придётся туго нам тогда 1-й: А твои ягодки-плоды для птиц зимою так важны! 2-й: Они для нас – спасенье! Отрада! Угощенье! Рябинка: Ах, вы, птички-шалунишки, озорные воробьишки! Сказали важные слова: значит я для вас важна? Под музыку кружится от радости, выходят все зверята Все: Нет дерева полезней и красивей! Недаром говорят, что ты – краса России! Воспитатель: У нас ещё и хоровод о Рябинке есть! Позовём в центр нашу «Рябинку» Хоровод «У рябинушки» (смотри приложение 2) Сл. Г.Н. Куклина муз. Л. Старченко Воспитатель: А теперь наша любимая игра «Милая рябинка»! Хозяюшка, можно взять веточку для игры? Хозяйка: Да, конечно! (берет веточку, дает водящей) Игра «Милая рябинка» (смотри приложение 2) Дети идут по кругу и поют: Милая рябинка! Пойди по кружочку! Милая Рябинка! Выбери дружочка! «Рябинка» выбирает мальчика поклоном с веточкой, все кружатся парами и поют: Ты, Рябинка, хороша, хороша! Покружимся неспеша, неспеша! -2р «Рябинка» передаёт веточку по желанию другой девочке, игра повторяется. Дети садятся Хозяйка: Ох, и порадовали вы меня, ребята. Спасибо вам. Такой замечательный праздник получился! Взрослые, а вам понравился наш «Палэжян»? Спасибо нашей красавице – рябинушке за то, что радует нас своей красотой. Нашу республику можно смело назвать Рябиновым краем. Об этом есть замечательная песня «Край рябиновый». Воспитатель: Наши девочки танцуют под эту песню, давайте полюбуемся Танец «Край рябиновый» (девочки с красными шарфиками) песня «Всё от русских рябин» Сл. В Степанова муз. А.Костюка Хозяйка: На память о нашей встрече подарю вам шкатулку с ягодами рябины, можете сделать коробочки- обереги, взять их домой, чтобы рябина оберегала ваш дом от бед и болезней. А взрослые не забывайте садить рябину у дома, на счастье! (поклон) До свидания! (на удмуртском) Под музыку все покидают зал Приложение 2. Игра «РЯБИНКА» Слова Г.Н. Куклиной Девочка – «Рябинка» в центре, все дети идут по кругу и напевают (говорят): Всех мы за руки возьмём И к Рябинке подойдём Ты, Рябинка, подскажи, Что нам делать – покажи! «Рябинка» показывает движение, все повторяют. Частушки о рябинке Слова Г.Н. Куклиной 1. Именинница Рябинка Собрала своих друзей Для неё споём и спляшем Чтобы было веселей 2. хороша наша рябинка И нарядна и стройна Поздравленья принимает Ей сегодня не до сна 3. Бусы яркие надела Серьги в уши вставила Не сидит она без дела Всех плясать заставила! 4. Все деревья оголились Словно сиротинушки Только радуют всех нас Ягоды рябинушки 5. Нам из ягод можно сделать И варенье и компот А зимою белоснежной Проживём мы без забот! 6. Красных ягод мы набрали Бусы мы надели И частушки про Рябину Весело мы спели! Хоровод «У рябинушки» Слова Г.Н. Куклиной, музыка Л. Старченко 1. Осень наступила идут вправо Повсюду листопад И рябины ягод 2раза Огоньком горят Проигрыш – кружатся в парах 2. Покачай, рябинка, стоят, качают руками Ветку надо мной Вместе с нами песню 2раза Ты, рябинка, спой! Проигрыш – кружатся в парах 3. Ты, рябинка, чудо! идут в центр Дерево – краса! Осенью рябинка 2раза расходятся Очень хороша! Игра «Милая Рябинка» Слова Г.Н. Куклиной, музыка Г. Рустамова Дети стоят в кругу. Девочка «Рябинка» с веточкой ходит по кругу. Все поют: «Милая Рябинка, пойди по кружочку Милая Рябинка, выбери дружочка!» (Рябинка выбирает мальчика в пару) Все кружатся в парах и поют: «Ты, Рябинка, хороша, хороша Покружимся не спеша, не спеша» Игра повторяется Методическая литература
|