Формирование патриотических чувств и развитие духовности у детей дошкольного возраста. |
Патриотизм детям | |||
Автор: Сапрыкина Татьяна Васильевна | |||
31.12.2019 21:51 | |||
Формирование патриотических чувств и развитие духовности у детей дошкольного возраста. Сапрыкина Татьяна Васильевна — воспитатель МБДОУ «Детский сад № 2 п. Верховье» Орловская область, Верховский район «…Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм…» Владимир Путин В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью». В связи с этим проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальных. В настоящее время смыты нравственные ориентиры, подрастающее поколение обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности. Задумываясь об истоках патриотических чувств, всегда обращаются к впечатлениям детства: это и дерево под окном, это и улица, по которой ходил, и родные напевы, и поразившие когда-то факты и события – это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития.
Патриотическое воспитание детей необходимо начинать еще в дошкольном возрасте, так как именно в этот период происходит основное формирование личности ребенка. Складывается духовная и нравственная основа, способ мышления, процесс осознания окружающего мира и себя в нем. В своей работе по патриотическому воспитанию опираюсь на программу по ФГОС «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, также я изучила соответствующую литературу по данной теме. Анализ психолого- педагогической литературы показал, что воспитание патриотических чувств, приобщение детей к народной культуре, уделяют внимание многие психологи и педагоги. Такие авторы, как А. Я. Ветохина, З.С. Дмитренко, Г.Н. Данилина предлагают интегративный подход – включение содержания программы во все виды детской деятельности. При составлении перспективного плана я использовала литературу «Мы живем в России» Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова, результатом освоения которой является воспитание будущего поколения, обладающего духовно- нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России. Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая гордость за свою Родину. Первые чувства патриотизма. Доступны ли они детям? Дошкольникам доступно чувство любви к семье, к родному краю, к своей малой Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. Дошкольный возраст – лучший период для начала формирования у ребенка чувства патриотизма. Для более эффективной работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного воспитания составила проект «Россия-родина моя». Цель данного проекта: □ формирование у детей дошкольного возраста патриотических чувств, семейной, гендерной и гражданской принадлежности, чувства принадлежности к мировому сообществу. Содержание проекта систематизировано по тематическим блокам: Все блоки между собою тесно взаимосвязаны, пересекаются и плавно соединяются друг с другом. Первоочередными в ходе реализации нравственно- патриотического воспитания решала следующие задачи: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Эти задачи, стоящие перед современным обществом, стали ориентиром в формировании нравственности у детей. Чтобы достигнуть определенного результата в нравственно — патриотическом воспитании, в своей работе использовала новейшие методики и технологии для решения этих важных задач. Причем такие технологии, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием. Говоря об инновационных технологиях в нравственно-патриотическом воспитании, прежде всего, хочу рассказать о тех, которые использую в своей работе чаще всего: это проектные технологии, музейная педагогика, тематические акции совместно с информационно-компьютерными технологиями. Технология метод проектов помогает в работе по данному направлению, так как является эффективным способом развивающего, личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Проектная деятельность обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки. На базе дошкольного образовательного учреждения создан мини-музей «Народных промыслов», который пользуются огромной популярностью, как у воспитанников, так и у их родителей. Значимость мини-музеев достаточно высока, так как здесь дошкольники не только рассматривают старинные предметы, вещи, репродукции, открытки и карты, но и сами читают стихи, задают вопросы, беседуют. Ведь патриотические чувства возникают из социального опыта, воплощенного в продуктах материальной и духовной культуры, который усваивается ребенком на протяжении всего детства «Воспитание любви» – это и наша традиция, и актуальная задача. Конечно, далеко не каждого ребенка мы можем научить быть любящим человеком, но из года в год пытаемся это сделать, потому, что именно в этом видим гуманистический характер нашей воспитательной системы. Если мы не научим ребёнка любить, мы не привьём ему любви к Родине. Я положила в основу своего воспитательного процесса те же начала, которые кладет в основу своего быта всякая нормальная семья, т.е. начала простоты и искренности отношений, общности интересов её членов, взаимного доверия, любви, терпения, правды и взаимопомощи. На мой взгляд, именно с этих начал воспитывается любовь к своей земле, к своей стране. Я прививала детям понятие действенной любви к Родине, осознание важности и необходимости участия каждого человека в улучшении социальных условий жизни общества Нравственно – патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств, которые начинаются у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, дедушке, бабушке. Большое влияние на становление ребёнка оказывает его семейное окружение. Осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания ребёнка позволяет значительно повысить его эффективность: развитие детского доверия к миру; чувство радости существования; формирование начал личности. Воспитывая детей на событиях тесно связанных с историей родного края, с его природой, культурой, бытом людей живущих рядом, тем самым, формируется глубокая привязанность к нему, чувство гордости за свой край. Этому способствуют экскурсии по родному посёлку, знакомство с ведущими предприятиями посёлка, памятниками защитникам нашей Родины в годы ВОВ, павшим в Чечне и Афганистане, погибшим пограничникам Решение поставленных задач во многом зависит от того, как организована предметно-развивающая среда, ее доступность. В группе организован уголок патриотического воспитания. Имеются карта нашей Родины, а также своей области и района, изображение флага, герба России, области, района, портрет нашего президента В.В. Путина, оформлены альбомы на темы: «Родная армия», «Москва – столица Родины моей», серия альбомов «Наш родной край», книжки о родном крае местных авторов, картинки, фотографии, различные схемы, рисунки, дидактические игры. Материал находится в доступном для детей месте. Ребенок может взять и посмотреть все, что ему интересно. Совместно с детьми рассматривали карту нашей Родины. Обращала внимание детей, какая большая наша страна, показывала место на карте, где живем мы. Нравится детям рассматривать на карте горы, реки, леса. Часто задают вопросы: где самые высокие горы, какая из них самая высокая гора, какая река самая большая, какое озеро самое глубокое и т.д. В работе с родителями использовала разнообразные формы и методы работы, как традиционные, так и нетрадиционные. Традиционные формы работы: тематические консультации, педагогические беседы, родительские собрания, конференции, анкетирование, тестирование, дни открытых дверей, совместные мероприятия, информационно-просветительская работа (оформление стендов, папок-передвижек, памяток, буклетов). Нетрадиционные формы работы с родителями: защита семейных проектов (герб семьи), Составила с детьми и родителями родословное древо семьи. Предварительно рассказала родителям и детям об истории генеологии, о правилах отображения сведений о родстве. После составления генеологического древа в группе прошла выставка, где родители вместе с детьми делились секретами оформления родословной, рассказывали об интересных историях из жизни семьи, о своих предках. При составлении родословной родители и дети сразу работали над составлением герба своей семьи. Семейные гербы получились интересными, разными, потому что не только дети увлеклись этим заданием, но и родители. И взрослые, и дети проявили большую активность и заинтересованность, творчество, фантазию в изготовлении семейной символике. Также участие родителей в творческих конкурсах, вернисажи (выставки совместных работ, выполненных детьми и родителями), педсоветы с участием родителей, походы, выпуск тематических стенгазет, совместное участие детей и родителей в занятиях, собраниях, концертах, досугах, педагогический час вопросов и отчѐтов, семейные гостиные, «круглый стол» с родителями. Традиционным в работе по нравственно-патриотическому воспитанию стало проведение тематических акций, с помощью компьютерных технологий готовятся листовки, содержание которых нацелено на повышение роли и ответственности родителей в деле гражданского образования и воспитания ребёнка. В рамках празднования Победы в Великой Отечественной войне прошла патриотическая акция «Открытка ветерану» с целью привития детям патриотизма и уважительного отношения к ветеранам. Дети подготовительной группы совместно с родителями изготовили поздравительные открытки. Родители с ребятами ходили в Парк Победы и поздравляли ветеранов. Таким образом, результаты работы показывают, что использование инновационных технологий в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников создают необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе. Участие детей в проектной деятельности, включение музеев в образовательно-воспитательный процесс, проведение тематических акций совместно с информационно-компьютерными технологиями, дают возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату. Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе дети приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. В этом заключается государственный подход каждого педагога в деле патриотического воспитания подрастающего поколения.
|