Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию родного края как средство патриотического воспитания |
Патриотизм детям | |||
Автор: Хохлова Галина Тимофеевна,Ченцова Ольга Николаевна | |||
26.09.2019 16:33 | |||
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию родного края как средство патриотического воспитания
воспитатели МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 31 «Аленький цветочек» город Губкин, Белгородская область В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, — не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Еще одной из серьезных проблем нашего времени является отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Детство — время приобретение знаний об окружающем мире, образовании нравственных навыков и привычек, гражданской позиции, начальный этап возникновения патриотических чувств. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоническое формирование личности. Система духовно-нравственного воспитания ребенка строится на приобщении его к культурному наследию своего народа, а в частности к культурным традициям своего родного края.
Одна из годовых задач дошкольного учреждения — формирование духовно-нравственных ценностей дошкольников посредством ознакомления их с культурой и традициями родного края. Работа с детьми в данном направлении строиться на принципах систематичности, интеграции, культуросообразности, опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка, и предполагает включение всех участников образовательного процесса: педагогов, воспитанников и их родителей. Дошкольники знакомятся с историей родного края, культурой и традициями через Белгородский фольклор, живопись, искусство. Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания, во все виды детской деятельности, в повседневную жизнь детей. В первую очередь, большое внимание уделяется созданию предметно-развивающей среды, позволяющая детям повседневно проникаться духом родного края. В старших и подготовительных группах имеются уголки краеведения, где собраны, благодаря педагогам и родителям воспитанников, различные предметы старины и символы Белгородчины, которые периодически пополняются. Дети знакомятся здесь с флагом, гербом и картой Белгородской области. Педагогами изготовлены карты Белгородского района, на которой изображены границы района, животные и птицы, живущие в данной местности. Многочисленные буклеты, наборы открыток рассказывают о достопримечательностях города Белгорода, Огненной дуге, Мемориале в честь героев Курской битвы, Прохоровского сражения. Территория детского сада также является развивающим пространством для духовно – нравственного обогащения личности ребенка. В группе создан этнографический уголок «У бабушки Арины и дедушки Ивана», где ребята знакомятся с бытом белгородцев в сельской местности: с русской печью, птичьим двориком, огородом. В конце лета наши дети всегда собирают урожай на огороде «бабушки Арины и дедушки Ивана», приобщаются к трудовой деятельности в природе. Знакомство детей с крестьянской культурой и бытом является характерной особенностью работы по формированию духовно-нравственного отношения к культурному наследию родного края и чувства сопричастности ему. Крестьянское искусство входит в жизнь современного ребенка вместе с народной песней, сказкой, былиной, поэтому оно так близко ему и понятно. В течение года педагоги детского сада организуют образовательную деятельность с детьми в данном направлении, реализуют исследовательские проекты совместно с родителями воспитанников, экскурсии в музей города, где дети знакомятся с предметами быта крестьян, игрушками, ремеслами, одеждой девушек и доспехами воинов. Ребята не только знакомятся с игрушками, но и пытаются сделать своими руками кукол-закруток для детей младшей группы, что воспитывает любовь и заботу к своим младшим сверстникам. Особую роль в духовно-нравственном воспитании ребенка, в приобщении его к культуре родного края играют народные праздники как яркая форма отдыха детей и взрослых (педагогов и родителей, объединенных совместными действиями, общим переживанием. Оптимальным в детском саду является проведение сезонных музыкально-игровых праздников: осенью — «Осенины», «День бабушек и дедушек», День мамы»; зимой — «Новый год», «Рождество», «Святки», «Защитники Отечества», «Масленица»; весной — «Наши любимые мамы», «Встреча пернатых друзей», «День Земли», «Пасха», «День победы»; летом — «День любви, семьи и верности», «День российского флага», «День города Губкина», «День флага Белгородской области». Дети вместе с взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника, готовятся к ним, разучивая народные игры, потешки, попевки, частушки. Старшие дошкольники устанавливают взаимосвязь того или иного праздника с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а также с важными датами, событиями в общественной жизни. Такая системная работа является богатейшим материалом для развития культурного, творческого и эмоционального потенциала каждого ребенка, его познавательной и интеллектуальной сферы, продуктивной деятельности, личностного, духовно-нравственного развития, при котором складывается национальное мировоззрение, чувство любви и уважения к родному краю, и многие другие качества, которые порой невозможно воспитать без подобной системы работы. Используемая литература
|