Социализация детей старшего дошкольного возраста средствами краеведения. |
Патриотизм детям | |||
Автор: Валеева Наталья Владимировна | |||
15.05.2015 07:32 | |||
Социализация детей старшего дошкольного возраста средствами краеведения. Валеева Наталья Владимировна, педагог дополнительного образования ГАОУ ДОД КО «Областной центр детского и юношеского туризма и экскурсий», 650004, г. Кемерово, ул. Трофимова, 45, тел. 35-19-74. Социальное взаимодействие общества с каждым годом становится всё более многообразным и сложным. Поэтому проблема социально-нравственного воспитания детей является актуальной. Начальный опыт социального общения человека приобретается ещё до того, как он научится говорить. Именно в процессе социального взаимодействия ребёнок приобретает определённый общественный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, накладывает отпечаток на личность в целом. А от того, какой опыт ребенок приобретет и усвоит, будет зависеть сам характер Личности. Правильные формы презентации общественного, природного и культурного наследия позволят воспитать Личность, отвечающую нормам социального заказа общества. Таким образом, очевидна необходимость социализации усвоения ребёнком общечеловеческого опыта, который приобретается только в совместной деятельности и общении с другими людьми, что способствует формированию собственных убеждений, духовно-нравственных ценностей и потребностей, становлению характера.
Социализация старших дошкольников является сложным структурным образованием, отражающим потребность ребенка в общественно значимом изменении и преобразовании себя и окружающей действи-тельности, которые зависят от совокупности определенных знаний о мире (информационно-когнитивный компонент), от содержания установок, мотивов и связанных с ними отношений, интересов, стремлений (мотивационно-эмотивный компонент) и актуализации собственного опыта (когнитивно-деятельностный компонент). Социализация — это процесс «очеловечивания» ребенка путем активности и деятельной проекции внутреннего мира личности на внешний социальный мир. Социальные отношения пронизывают и общественный и личностный уровни бытия, однако во внутреннюю структуру конкретной личности входят не все социокультурные и общественные отношения, а лишь вполне определенные, внутренне ей присущие, а остальные существуют для нее в качестве внешних социальных условий. Личность вбирает лишь те отношения и связи, которые соответствуют ее природе, тождественны ей. Дошкольное детство — важнейший и самоценный период в становлении и развитии личности дошкольника, период его обогащения событиями и впечатлениями окружающей жизни. Соприкосновение ребенка с социальным миром происходит на фоне приобщения к культуре и истории родного края. Психологические исследования (Л. В. Выготский, А. В. Запорожец, А.Н. Леонтьев и др.) показывают, что приобщение личности к культуре уже в дошкольном возрасте идет через присвоение общественно-исторического опыта, воплощенного в материальных и духовных ценностях, и осваивается в активной созидательной деятельности. С целью разработки вариативной формы организации предшкольного образования в Областном центре детского и юношеского туризма и экскурсий была создана образовательная программа социально-педагогической направленности «Маленькая тропинка в большой мир», с учетом потребностей и возможностей дошкольников, специфики региона. Кемеровская область богата своими обычаями, традициями, ее населяет интересный народ. И задача педагогов через краеведческую деятельность приобщить детей к культуре Кузбасса. Краеведение ─одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с жизнью, помогает формировать нравственные понятия и чувства. Краеведческий материал имеет большое значение в расширении кругозора детей, в развитии их интеллектуального потенциала. Краеведческий подход в воспитании детей способствует реализации основных дидактических принципов педагогики: от близкого ─ к далёкому, от известного ─ к неизвестному, от простого ─ к сложному. Актуальность и значимость регионального компонента в дошкольном образовании несомненна. Любовь к Родине начинается с родного края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Дети – наше будущее. Очень важно своевременно привить им правильное видение мира, научить их любить свою малую Родину. Содержание регионального компонента дошкольного образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях многонациональной среды. В соответствии с пунктом 2.6. ФГОС ДО содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ в быту, социуме, природе. В этой связи игровая деятельность, отвечающая общим функциональным задачам социализации детей, является одним из определяющих направлений ее успешного функционирования. В игровой деятельности происходит поэтапное встраивание растущего человека в общее для всех жизненное пространство; облегчается освоение знаний об окружающем мире и способах его познания, правовых норм, норм общения, принятых ценностей и достижение оптимального уровня информированности, действенности, глубины знаний, перевода их в личностный план. В то же время сегодня обнаруживаются трудности социализации старших дошкольников посредством игровой деятельности. Исследование процесса социализации старших дошкольников в современных российских условиях показало, что при всей очевидности и позитивности внедрения игровой деятельности в младшее образовательное звено основное внимание уделяется традиционной парадигме образовательной деятельности и отношений, где личность формируется как объект воздействия, по заданному образцу норм и правил. Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее:
В связи с этим, реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования, использование которого направлено на достижение главной цели: формированию первоначальных представлений дошкольников об особенностях родного города. Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:
-заложить основы нравственной личности, национальной гордости и национального самосознания. Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие местности предполагает отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет учащимся адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в здоровом образе жизни, рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды. Образовательный процесс, направленный на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе и приобщение детей к истории, культуре, природе родного края будет успешен при соблюдении следующих принципов:
В век модернизации, НТП, ускорения темпа жизни, распространения насилия и жестокости, назрела необходимость совершенствования процесса нравственного воспитания подрастающего поколения: формирование ответственных поступков, внутренних мотивов и побуждений творить добро, следовать идеалам, ценить свое окружение, и быть истинным патриотом своей страны. Любовь к родному городу, краю, традициям народа, родине – залог успешного будущего страны. Всё это является тем фундаментом, на котором строится нравственное отношение ребёнка к окружающему миру. Таким образом, под социальным развитием детей старшего дошкольного возраста средствами регионального компонента я понимаю развитие его познавательной деятельности. Знакомство с родным краем, традициями семьи обогащают сознание детей новым содержанием, которое способствует накоплению представлений о большом мире, готовит его к элементарному осмыслению некоторых понятий. Помогает систематизировать накопленную информацию посредством логических операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация). Сформировалось ли к концу дошкольного детства у детей чувство любви к Родине, об этом говорить рано, но крупинки уважительного отношения к людям труда, к истории города, края, культуре малой Родины появилось. Я считаю, что социальное развитие детей старшего дошкольного возраста средствами организации регионального компонента — не столько передача знаний, сколько воспитание на их основе любви к малой Родине. Литература:
|