Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Социализация детей старшего дошкольного возраста средствами краеведения.
Патриотизм детям
Автор: Валеева Наталья Владимировна   
15.05.2015 07:32

Социализация детей старшего дошкольного возраста средствами краеведения.Социализация детей старшего дошкольного возраста средствами краеведения.

Валеева Наталья Владимировна, педагог дополнительного образования ГАОУ ДОД КО «Областной центр детского и юношеского туризма и экскурсий», 650004, г. Кемерово, ул. Трофимова, 45, тел. 35-19-74.

Социальное взаимодействие общества с каждым годом становится всё более

многообразным и сложным. Поэтому проблема социально-нравственного воспитания детей является актуальной.

Начальный опыт социального общения человека приобретается ещё до того, как он научится говорить. Именно в процессе социального взаимодействия ребёнок приобретает определённый общественный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, накладывает отпечаток на личность в целом. А от того, какой опыт ребенок приобретет и усвоит, будет зависеть сам характер Личности. Правильные формы презентации общественного, природного и культурного наследия позволят воспитать Личность, отвечающую нормам социального заказа общества. Таким образом, очевидна необходимость социализации усвоения ребёнком общечеловеческого опыта, который приобретается только в совместной деятельности и общении с другими людьми, что способствует формированию собственных убеждений, духовно-нравственных ценностей и потребностей, становлению характера.

 

Социализация старших дошкольников является сложным структурным образованием, отражающим потребность ребенка в общественно значимом изменении и преобразовании себя и окружающей действи-тельности, которые зависят от совокупности определенных знаний о мире (информационно-когнитивный компонент), от содержания установок, мотивов и связанных с ними отношений, интересов, стремлений (мотивационно-эмотивный компонент) и актуализации собственного опыта (когнитивно-деятельностный компонент). Социализация — это процесс «очеловечивания» ребенка путем активности и деятельной проекции внутреннего мира личности на внешний социальный мир. Социальные отношения пронизывают и общественный и личностный уровни бытия, однако во внутреннюю структуру конкретной личности входят не все социокультурные и общественные отношения, а лишь вполне определенные, внутренне ей присущие, а остальные существуют для нее в качестве внешних социальных условий. Личность вбирает лишь те отношения и связи, которые соответствуют ее природе, тождественны ей.

Дошкольное детство — важнейший и самоценный период в становлении и развитии личности дошкольника, период его обогащения событиями и впечатлениями окружающей жизни. Соприкосновение ребенка с социальным миром происходит на фоне приобщения к культуре и истории родного края.

Психологические исследования (Л. В. Выготский, А. В. Запорожец, А.Н. Леонтьев и др.) показывают, что приобщение личности к культуре уже в дошкольном возрасте идет через присвоение общественно-исторического опыта, воплощенного в материальных и духовных ценностях, и осваивается в активной созидательной деятельности.

С целью разработки вариативной формы организации предшкольного образования в Областном центре детского и юношеского туризма и экскурсий была создана образовательная программа социально-педагогической направленности «Маленькая тропинка в большой мир», с учетом потребностей и возможностей дошкольников, специфики региона.

Кемеровская область богата своими обычаями, традициями, ее населяет интересный народ. И задача педагогов через краеведческую деятельность приобщить детей к культуре Кузбасса.

Краеведение ─одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с жизнью, помогает формировать нравственные понятия и чувства.

Краеведческий материал имеет большое значение в расширении кругозора детей, в развитии их интеллектуального потенциала. Краеведческий подход в воспитании детей способствует реализации основных дидактических принципов педагогики: от близкого ─ к далёкому, от известного ─ к неизвестному, от простого ─ к сложному.

Актуальность и значимость регионального компонента в дошкольном образовании несомненна. Любовь к Родине начинается с родного края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Дети – наше будущее. Очень важно своевременно привить им правильное видение мира, научить их любить свою малую Родину.

Содержание регионального компонента дошкольного образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях многонациональной среды.

В соответствии с пунктом 2.6. ФГОС ДО содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ в быту, социуме, природе.

В этой связи игровая деятельность, отвечающая общим функциональным задачам социализации детей, является одним из определяющих направлений ее успешного функционирования. В игровой деятельности происходит поэтапное встраивание растущего человека в общее для всех жизненное пространство; облегчается освоение знаний об окружающем мире и способах его познания, правовых норм, норм общения, принятых ценностей и достижение оптимального уровня информированности, действенности, глубины знаний, перевода их в личностный план.

В то же время сегодня обнаруживаются трудности социализации старших дошкольников посредством игровой деятельности. Исследование процесса социализации старших дошкольников в современных российских условиях показало, что при всей очевидности и позитивности внедрения игровой деятельности в младшее образовательное звено основное внимание уделяется традиционной парадигме образовательной деятельности и отношений, где личность формируется как объект воздействия, по заданному образцу норм и правил.

Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее:

  1. Ознакомление дошкольников с родным краем в ходе реализации образовательной программы.
  2. Введение регионального компонента с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья) к менее близкому – культурно-историческим фактам.
  3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города, когда дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном.

В связи с этим, реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования, использование которого направлено на достижение главной цели: формированию первоначальных представлений дошкольников об особенностях родного города.

Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:

  • знакомить детей с особенностями и традициями города Кемерово
  • формировать представления о родном городе: истории, улицах, профессиях
  • знакомить с именами знаменитых земляков
  • формировать знания о живой и неживой природе города

-заложить основы нравственной личности, национальной гордости и национального самосознания.

Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие местности предполагает отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет учащимся адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в здоровом образе жизни, рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды.

Образовательный процесс, направленный на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе и приобщение детей к истории, культуре, природе родного края будет успешен при соблюдении следующих принципов:

  • принципа поддержки инициативы детей в различных видах деятельности
  • принципа содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений
  • принципа построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.
  • принципа полноценного проживания ребенком всех этапов детства, обогащения детского развития
  • принципа приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи общества и государства
  • принципа возрастной адекватности образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)
  • принципа учета этнокультурной ситуации развития детей

В век модернизации, НТП, ускорения темпа жизни, распространения насилия и жестокости, назрела необходимость совершенствования процесса нравственного воспитания подрастающего поколения: формирование ответственных поступков, внутренних мотивов и побуждений творить добро, следовать идеалам, ценить свое окружение, и быть истинным патриотом своей страны.

Любовь к родному городу, краю, традициям народа, родине – залог успешного будущего страны.

Всё это является тем фундаментом, на котором строится нравственное отношение ребёнка к окружающему миру.

Таким образом, под социальным развитием детей старшего дошкольного возраста средствами регионального компонента я понимаю развитие его познавательной деятельности.

Знакомство с родным краем, традициями семьи обогащают сознание детей новым содержанием, которое способствует накоплению представлений о большом мире, готовит его к элементарному осмыслению некоторых понятий. Помогает систематизировать накопленную информацию посредством логических операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация).

Сформировалось ли к концу дошкольного детства у детей чувство любви к Родине, об этом говорить рано, но крупинки уважительного отношения к людям труда, к истории города, края, культуре малой Родины появилось.

Я считаю, что социальное развитие детей старшего дошкольного возраста средствами организации регионального компонента — не столько передача знаний, сколько воспитание на их основе любви к малой Родине.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
  2. Закон «Об образовании в Российской Федерации» 2013 года.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год