Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Этнокультура Хакасии в декоративно – прикладном творчестве дошкольников.
Патриотизм детям
Автор: Мельникова Ольга Васильевна   
26.12.2016 17:31

Этнокультура Хакасии в декоративно – прикладном творчестве дошкольников.Этнокультура Хакасии в декоративно – прикладном творчестве дошкольников.

В последние годы усилилось внимание к национальной культуре, быту, языку, возросла тяга к познанию ценностей этнической культуры, обычаев.

Наш детский сад реализует принцип этнокультурной соотнесенности образования. Педагоги с детства приобщают детей к истокам народной культуры,, прививают любовь к родному краю – Хакасии.

Формирование любви к Родине невозможно без приобщения к культурным традициям народа, которые прочнее всего хранятся в народном искусстве. Отличием народного искусства является то, что главным принципом становится преемственность традиций и благодаря этому изделия народных мастеров сохраняют свои устойчивые особенности и воспринимаются как носители целостной художественной культуры.

 

Народное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, так как несет в себе понятное детям содержание, которое конкретно, в простых, лаконичных формах раскрывает ребенку красоту и прелесть окружающего мира. Орнаменты, используемые народными мастерами, включают в себя цветы, ягоды, листья, которые ребенок встречает в лесу, поле, на прогулке. В резных и чеканных изделиях народных мастеров Хакасии можно увидеть представителей животного мира края.

Знакомить детей с хакасской культурой я начинаю в средней группе, рассматривая женский национальный костюм и украшающий его орнамент, изучая основную цветовую гамму наряда. Рассказываю, что чаще всего народными мастерами используется растительный узор его чередование и повтор. Стоит отметить, что в хакасских орнаментах преобладают яркие, насыщенные тона: оранжевый, красный, малиновый, синий, лиловый, зеленый. Желтый цвет считается «грустным», «нехорошим» и используется крайне редко. Предлагаю детям заготовленные шаблоны национального орнамента разместить на листе бумаги для обведения и самостоятельного раскрашивания. Нацеливаю на соблюдение основных принципов народного узора – выбор цвета, чередования элементов.

В дальнейшем мы подробнее знакомимся с элементами национальной одежды и ее особенностями. Отдельно отмечаю, что геометрический рисунок, состоящий из арок, дуг, кругов, ромбов, треугольников, можно встретить в мужском костюме. Женский же наряд, как правило, украшает растительный орнамент. Мы вместе украшаем хакасский национальный сапожок, предварительно изучив его необычную форму. Раскрашиваем рукавичку с цветочным узором, расписываем пиалу, нанося штрихи и дуги по периметру.

В старшем дошкольном возрасте я продолжаю работу по ознакомлению детей с народным искусством хакасов, стараясь привить уважение и любовь к народной культуре, умение понимать ее. Рассказываю детям, что существуют два направления в растительном орнаменте: подтаежное и степное. Предлагаю порассуждать, почему произошло такое деление, чем оно обусловлено. Вспоминаем особенности ландшафта и природных зон Хакасии, ее растительный мир. Я демонстрирую образцы орнаментов разных направлений, прошу сравнить, назвать увиденные элементы, предлагаю распознать цветы и травы, изображенные мастерами (жарок, клевер, колокольчик, ковыль и ландыш), сказать где они растут. Делая самостоятельные выводы, применяя знания полученные ранее, дети учатся лучше понимать и воспринимать национальные узоры, видят их колорит и самобытность.

Знакомя с народной резьбой по дереву, камню, кости, а так же чеканкой, прошу детей назвать увиденных животных, птиц, тем самым закрепляя знания о родном крае, его животном и растительном мире.

Отдельно стоит рассмотреть национальное украшение – пого. Оно как правило, украшено вышивкой с применением бисера, ракушек, серебряных монет. Узор может быть не только растительным, но и геометрическим, либо смешанным. Детям очень интересно бывает самостоятельно придумывать узоры для украшения и выполнять их. Это можно сделать красками, пластилином или на пластилиновой основе с помощью бисера, пуговиц, ракушек. На таком занятии дети уже применяют на практике полученные ранее знания, а также включают собственное воображение, фантазию. Также старшим детям можно предложить самостоятельно выбрать узор и повторить его на посуде или составить орнамент для украшения национальной одежды. Но изначально дети должны быть хорошо знакомы с основными принципами и правилами создания хакасского национального узора. Для этого образцы народного искусства всегда располагаются в поле зрения детей, для более тщательного изучения. Я всегда хвалю детей за их работу, подчеркиваю их умение и старательность в стремлении создать «народную вещь», называю детей «народными умельцами», тем самым поощряя интерес и уважение к декоративно – прикладному искусству народа Хакасии.

Изучая декоративно – прикладное искусство родного края, мы даем ребенку возможность почувствовать себя частью великого целого – своего народа, научиться уважать его, ценить прошлое и настоящее, заботится и волноваться о будущем – любить свою Родину.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год