Музыкальное искусство как средство воспитания основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста |
Патриотизм детям | |||
Автор: Баранова Татьяна Ивановна | |||
12.10.2018 17:54 | |||
Музыкальное искусство как средство воспитания основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста Автор: Баранова Татьяна Ивановна, музыкальный руководитель МБДОУ г. Иркутска детский сад №116 В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности будущего гражданина – патриота Родины, способной успешно выполнять свои гражданские обязанности. Реализация данного направления особенно актуально в период нестабильности в обществе, когда возникает необходимость вернуться к традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина, народ, народная культура. По мнению психологов Л.И. Божович, В.С. Мухиной, А.А. Люблинской, и других, дошкольный возраст является наиболее сензитивным для накопления детьми социально-нравственного опыта, формирования патриотических чувств. На это в свое время указывал и В. А. Сухомлинский, считая период дошкольного и младшего школьного возраста фундаментом, на котором строится здание нравственной личности, а ее идеалом, лежащим в основе патриотического чувства, является образ Родины.
Неслучайно, во всех комплексных программах по дошкольному образованию задача по воспитанию патриотических чувств и качеств личности является приоритетной. Применительно к дошкольному образованию, существуют специальные парциальные программы, раскрывающие систему патриотического воспитания дошкольников. В качестве примера программ для дошкольных образовательных учреждений, ориентированных на решение задач патриотического воспитания могут быть использованы программы «Наследие» М.Ю. Новицкой, «Я – человек» С.А. Козловой, «Моя страна» В. И. Натаровой и др. Авторы программ выделяют значимость патриотического воспитания в детском саду, определяя его как процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры. Разделяя мнение ученых, о том, что суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому, краю, к истории и культуре страны, созданной трудами многих поколений, мы в качестве основного средства выбрали музыкальное искусство. Выбор данного вида обосновывается следующими факторами: во-первых, значимостью и привлекательностью музыкального искусства для детей дошкольного возраста, «душа ребенка – это душа чуткого музыканта, в ней туго натянуты струны, и если вы сумеете прикоснуться к ним – зазвенит чарующая музыка. Детство так же невозможно без музыки, как невозможно без игры, без сказки» (В. А. Сухомлинский); во-вторых, музыкальный образ, его красочность, мелодичность, выраженность эмоционального настроя – эти качества музыкального искусства легко воспринимаются детьми; в-третьих, диагностическое обследование детей показало, что включая детей в музыкальную деятельность, мы чаще всего формируем у них музыкальные умения и навыки, не всегда акцентируем внимание на воспитании гражданственности и патриотизма, что соответственно сказывается на уровне развития их патриотических чувств и качеств. Многолетние исследования Н.А. Ветлугиной, К.В. Тарасовой, Т.Э. Тютюнниковой и других, доказали, что музыкальное искусство является уникальным средством приобщения детей к миру прекрасного, к истокам народной культуре, способствующим воспитанию патриотизма. К.Д. Ушинский, размышляя о проблемах духовно-нравственного и патриотического воспитания, в своих исследованиях подчеркивал, что «воспитание, созданное народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет и в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у других народов». Следовательно, наблюдается противоречие, с одной стороны, необходимость и возможность воспитания основ патриотизма как значимого социального качества на этапе дошкольного детства, с другой стороны недостаточное использование потенциальных возможностей музыки для этого. С целью разрешения сложившегося противоречия мы определили цель нашей работы, которая состояла в разработке методики воспитания основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения детей к миру музыкального искусства. Поставленная цель предполагала решение частных задач:
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Организуя педагогический процесс, мы предположили, что эффективное развитие основ патриотизма у дошкольников возможно при следующих условиях:
Реализация цели и задач экспериментальной работы проходила поэтапно:
В процессе поэтапной реализации намеченной цели, основной проблемой стало систематизация содержания патриотического воспитания детей дошкольного возраста на материале музыкальной деятельности. Обеспечивая последовательность и логичность развития содержания, мы разработали блочную модель программы. Каждый блок имеет определенное законченное содержание. Постепенная реализация содержания каждого блока позволяет сформировать основы патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Открывает содержание программы блок «Я и моя семья». Воспитание любви и привязанности к родному дому – начальная ступень патриотического воспитания детей (М. Ю. Новицкая, В.И. Натарова, С.А. Козлова, Г.Я. Кудрина и др.). В контексте данного блока программы закладываются психологические основания нравственности, которые включают эмоционально насыщенный образ родного дома. Родной дом – сложное, многогранное понятие, включающее семью, где ребенок родился, и, прежде всего мать и отца, родственников, атмосферу домашнего очага и семейные традиции. Второй блок программы «Я продолжение моего народа». В контексте данного блока акцентируется внимание на воспитании любви к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. В контексте данного блока программы решается задача воспитания гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину. Данная задача реализуется посредством познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры, что находит свое отражение в колыбельных песнях, частушках, потешках, играх, забавах, загадках, пословицах, поговорках, сказках и произведениях народного декоративного искусства. Третий блок программы «Я часть родной природы» ориентирован на воспитание гуманных чувств к миру природы, ее познание, любви, заботы и сохранению. В контексте данного блока программы дети знакомились с музыкальными произведениями, воспевающими красоту, богатство и трепетное отношения к природе родного края. ЗАКЛЮЧЕНИЕ, ВЫВОД В ходе освоение программы дети стали ориентироваться в произведениях музыкального искусства, овладели умениями и навыками народного пения, исполнения танцев, хороводов, отражающих образы родной природы, явлений общественной жизни. А самое главное, они стали проявлять патриотические чувства, о чем свидетельствуют интерес к прошлому и настоящему нашей страны, эмоционально-положительное отношение к музыкальным к произведениям, в проявлении чувства гордости за свой народ.
|