«Формирование нравственно – патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным городом и природой родного края». |
Патриотизм детям | |||
Автор: Хайрова Мениря Асымовна | |||
20.09.2021 21:40 | |||
«Формирование нравственно – патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным городом и природой родного края». Данная тема включает целый ряд задач:
Моя работа над этими задачами проходит через все виды детской деятельности, как в повседневной жизни, так и на занятиях. Я понимаю, что уровень представлений детей о нравственности и патриотизме во многом зависит от того, какое содержание отобрано, какие методы используются, как организованна предметно – развивающая среда в группе.
Быть патриотом — значит чувствовать привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей семье, к своей Родине. Я всегда учу детей сопереживать героям произведений. В старшем возрасте использую мордовскую художественную литературу и фольклор. Они несут в себе черты национальных традиций, содержат информацию о родном крае, культуре народа, помогают узнать детям традиции, обряды нашего народа. Дети с удовольствием участвуют в народных праздниках с играми, плясками, песнями. Это такие, как «Масленница», «Праздник родного языка», «Колядки» и др.) Ребенок начинает познавать Родину также через ближайшее окружение: свою семью, детский сад. Прежде всего детей знакомим со взрослыми людьми: их внешним видом, действиями, взаимоотношениями через рассматривание фотовыставки «Моя семья», беседы «С кем я живу», наблюдением за работой взрослых в детском саду: няни, повара, дворника. Затем дети узнают, где и кем работают их родители и члены семьи. Через экскурсии в библиотеку формирую представления детей о природе родного края. В ходе экскурсий знакомим детей с растениями, деревьями, птицами, животными и насекомыми нашего края. Знакомство с родным краем вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление изобразить то, что увидели. Рисунки детей, отражающие сильное и чистое чувство любви к своему краю, родной природе, позволяют им создать выразительные образы, основанные на собственных наблюдениях, а также заставляют задуматься над отношением к миру природы. Эта работа имеет большое нравственно-патриотическое значение в воспитании чувства любви к близкому окружению, стимулирует интерес к родному краю, является необходимым условием воспитания активной жизненной позиции. Рассматривая карту Мордовии, знакомлю детей с местоположением нашего города, рассказываю про наш город Саранск, который является частичкой России. Они знают, что у Республики Мордовия, как и у России, есть своя символика (герб, гимн, флаг). Патриотическое воспитание дошкольников является одной из приоритетных задач образовательного процесса в детском саду. Одним из способов организации взаимодействия с детьми в этом направлении является создание дидактических пособий, систематизирующих информацию и приёмы работы в частности лэпбук. Для лучшего запоминания матерала изготовили лэпбук на тему: «Моя Россия — родина моя». Он состоит из шести страниц. Это папка – раскладушка. С одной стороны теоритический материал на тему: «Патриотическое воспитание дошкольников», а на оборотной стороне — практический материал на тему: «Моя Россия». Это наборы дидактических игр, заданий, упражнений, пословицы и стихи, загадки и раскраски, разрезные картинки, которые представлены в кармашках и в конвертах, доступных для детей. Мы сначала знакомим детей со своей большой Родиной — страной Россия, и малой родиной – республикой Мордовия. Показываем портрет президента России, флаг России, герб России. Закрепляем знания о цвете, последовательности цветов в Российском флаге о значении каждого из них. Описываем герб, значения изображения. Затем знакомим с символикой Мордовии. Сравниваем, чем отличаются и в чём сходство. Также слушаем гимн России, рассказываем, когда и где его можно услышать и что такое гимн. Дети должны, как можно раньше, понять, что такое Родина, патриотизм, чувство гордости за свою страну. Россия — это огромная страна со своими собственными государственными символами и праздниками, национальными традициями и фольклором. Также дети познают и свою малую Родину — Республику Мордовия с ее символикой, национальным укладом и традициями. Благодаря этой форме работы дети многое узнают о малой родине, знают и с удовольствием читают наизусть стихи, рассуждают над смыслом поговорок и пословиц, знают российские праздники. Такая необычная подача материала обязательно привлечёт внимание ребёнка. Мы считаем, что патриотизм – главная черта нашего народа, он помогает воспитывать чувства любви к семье, родному краю и окружающему миру. В данном лэпбуке представлены следующие игры и пособия: Дидактическая игра «Угадай по описанию» Цель: рассказать о неофициальных символах России. Загадать загадки о них (березка, медведь, самовар, матрёшка, балалайка, валенки), найти и показать. Дидактическая игра «Поставь по росту матрёшек и прочитай» Цель: учить расставлять матрешек от самой высокой до самой низкой и читать полученные слова из букв (Россия, Родина, Саранск, Флаг, Москва и т.д.) Дидактическая игра «Костюмы народов мира» Цель: познакомить ребёнка с разнообразными народами, которые живут в разных уголках мира и их национальными костюмами. В ходе игры будет развиваться мелкая моторика, внимание, образное мышление, расширится кругозор и словарный запас. Дидактическая игра «Костюмы народов России» Цель: активизировать и обогащать словарный запас детей: «русские», «мордовцы», «калмыки», «чеченцы», «татары», «буряты», «башкиры», «чукчи», «тюбетейка», «ичиги», «рубаха», «кокошник», «сарафан», «штаны-порты», «косоворотка», «златна», «папаха», «черкеска», «шаровары», «кожаные сапоги-ичиг», «платок», «платье», «камзол». Дидактическая игра «Национальные костюмы мордвы» Цель: продолжать знакомить с особенностями национального мордовского костюма, учить выделять основные элементы и называть национальность мордвы (эрьзя, мокша, шокша и т.д.) Буклеты для родителей на тему: «Патриотическое воспитание дошкольников» Стихи о России, родине, родном крае. Цель: знакомить с творчеством разных поэтов, понять их умение выразить красоту родного края. Развивать речь детей, её выразительность, память. Раскраски Цель: Развитие мелкой моторики, внимания, памяти, закрепление знаний цвета, формы, воспитание усидчивости, аккуратности, самостоятельности Дидактическая игра «Одень куклу» Цель: одеть бумажную модель куклы в национальный мордовский костюм и назвать его элементы. Дидактическая игра «Собери узор» Цель: закреплять знания детей о декоративно-прикладном искусстве, о народных игрушках; упражнять в умении различать виды росписи (хохломская, городецкая, гжель и др.). Дидактическая игра «Достопримечательности России». Цель: познакомить детей с памятниками страны, знать историю происхождения, цель конструирования памятников, познакомить с героями и их поступками. Дидактическая игра «Сложи герб, флаг России; герб, флаг Мордовии» Цель игры: закрепить представление детей о гербе России, родного города и флаге России, города. Загадки, в виде лесенки Цель: развитие логики, мышления, речи. «Загадка доставляет уму полезное упражнение» Дидактическая игра «Чей флаг?» Цель: Знакомство с флагами стран мира. Развитие умения найти среди флагов мира флаг России. Показать на карте страну этого флага. Картотека дидактических игр. «Пословицы и поговорки о Родине, родном крае, о России». Представлены карточки с пословицами и объяснением смысла пословицы. Цель: Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством, с фольклором мордовского и русского народов. Развивать внимание, память, речь. «Основные Российские праздники» (представлены в виде настольного календаря) Цель: знакомить с государственными праздниками, которые отмечаются в России. Данная форма работы помогает нам создавать условия для поддержки детской заинтересованности, инициативы и творчества в группе. Работа с лэпбуком позволила разнообразить работу и повысить познавательный интерес у детей и родителей. Такая необычная подача материала всегда привлекает внимание ребёнка, и он ещё не раз возвращается к этой папке, чтобы поиграть в неё самому, вместе с другом, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал. В моей работе по нравственно-патриотическому воспитанию огромное значение имеет семья. Осознанное включение родителей в единый, совместный процесс воспитания ребенка позволило значительно повысить его эффективность. Участие родителей в экскурсиях, составлениях альбомов о родном городе, народных праздниках вызывает у детей большой эмоциональный отклик, заставляет глубже сопереживать, любить свою Родину. В нашем детском саду есть мини – музей «Мордовская изба». Целью этого музея является сохранение и изучение культуры, обычаев и традиций мордовского народа. Воспитание и знакомство подрастающего поколения с культурными традициями народов родного края. Здесь дети могут увидеть и узнать, как раньше жили в мордовских избах, где спали, как стирали, из какой посуды ели и многое другое. В ней мы проводим беседы, игры, праздники национальной кухни и родного языка, читаем мордовские стихи и сказки. Дети приближаются к истокам старины и вдыхают мир предков. Дошкольники приобщаются к истории, культуре, социальной жизни родного города. Именно в краеведческой деятельности дошкольник получает возможность познакомиться со своим краем, изучить свою страну, начиная с «малой Родины», познать патриотические, духовно – нравственные традиции народа, удовлетворить потребность в познании окружающего мира. Поэтому основным в образовании дошкольника является организация его собственного опыта, который взрослый помогает обобщить и зафиксировать с помощью наглядных средств. Задача взрослого – создать условия способствующие развитию личности ребенка, повышающие его познавательную и эмоциональную активность с опорой на краеведческий материал, что позволит удовлетворить потребность в познании окружающего мира, преобразовании его по законам добра и красоты. Таким образом, к концу дошкольного периода дети знают об истории возникновения города, его достопримечательностях; имеют представление о территории Республика Мордовия как составляющей территории России; знают о природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края, называют города, знаменитых людей края. Как без корней не может жить дерево, так и без познания себя, своего рода, корней своей культуры не может быть настоящего гражданина, искренне любящего свою Родину.
|