Подвиг животных в годы Великой Отечественной войны |
Патриотизм детям | |||
Автор: Фролова Марина | |||
25.09.2021 16:13 | |||
Подвиг животных в годы Великой Отечественной войны Пояснительная записка Патриотическое воспитание подрастающего поколения — одна из самых актуальных задач нашего времени. И начинать воспитание патриотических чувств необходимо с дошкольного возраста, потому что именно на данном этапе формируется личность ребенка. Прививать патриотизм необходимо через любовь к истории своей Родины. На данном занятии мы обращаемся к теме 70-летия Великой Отечественной войны, потому что считаем, что память о той великой войне способствует связи поколений. Актуальность данного занятия очень велика, так как Великая Отечественная война – это не только история нашей страны, это история всего мира, история, на которой все мы должны учиться не совершать подобных ошибок в будущем. Наиболее остро это ощущается в наше время, когда в угоду нечестным политикам, стараются переписать историю, когда фашизм поднимает голову, и все чаще вспыхивает национальная вражда. С помощью правдивых знаний о Великой Отечественной войне мы стараемся на наших занятиях привить детям любовь к Родине и чувство гордости за нее.
Великая Отечественная война оставила неизгладимый след в истории нашей Родины. В это страшное время весь советский народ, как на передовой, так и в тылу, проявлял огромное мужество и отвагу. Но мало кто знает, что в то время бок о бок с солдатами гордо и отважно сражались братья наши меньшие: звери и птицы, которые совершали подвиги, сами того не зная. Они просто делали то, чему их научили люди, при этом часто погибали. Но, погибая, они спасали тысячи человеческих жизней. Занятие «Животные в годы Великой Отечественной войны» позволяет познакомиться с военными «профессиями» животных, а также ответить на вопросы – как помогали они защитникам тыла и фронта, почему люди воздвигли им памятники. В ходе занятия у детей происходит формирование патриотической позиции, возникает чувство гордости за победу советского народа в Великой Отечественной войне, воспитывается гуманное отношение к животным. Раскрытие данной темы позволяет детям с еще большим уважением взглянуть на наших четвероногих и крылатых помощников. Занятия, проводимые вместе с родителями, позволяют и детям, и родителям получать удовольствие от совместной деятельности, у них появляются общие темы для разговора. Кроме того, привлечение родителей к образовательному процессу укрепляет в них заинтересованность в сотрудничестве с образовательным учреждением. Целью данного занятия является формирование основ патриотизма через знания детей о Великой Отечественной войне и роли животных, принимавших участие в этой войне. Данная цель может быть реализована в следующих задачах: Образовательные
Развивающие
Воспитательные
Данное занятие может быть использовано при работе с обучающимися как младшего, так и среднего школьного звена. Конспект занятия Тема: Подвиг животных в годы Великой Отечественной войны Цель: формирование основ патриотизма через знания детей о Великой Отечественной войне и роли животных, принимавших участие в этой войне. Задачи: Образовательные
Развивающие
Воспитательные
Материалы и оборудование: компьютер, мультимедийная установка, презентация, фонограмма песни «День Победы». Возраст: 6-7 лет Время проведения: 35 минут План проведения 1. Организационный момент Звучит фонограмма песни «День Победы» 2. Введение в тему Детям выдаются карточки с заданием, которое они выполняют совместно с родителями. В ходе выполнения задания дети узнают его тему (Приложение №1) Просмотр презентации Слайд №1. Объявление темы: «Подвиг животных в годы Великой Отечественной войны» Слайд №2, 3 Приближается праздник – День победы. Это «радость со слезами на глазах» — так сказал один поэт. И действительно, в этот день и радость, и скорбь рядом. Нет в России семьи, которую война обошла стороной. Поэтому в этот день в каждой семье вспоминают тех, кто остался на полях сражений, и тех, кто после войны налаживал мирную жизнь. А еще поздравляют тех воинов, которые живут сегодня, а их становится все меньше, и самым молодым из них уже за семьдесят лет. И у многих ветеранов растут не только внуки, но и правнуки. 22 июня 1941 года на нашу страну напали враги – фашисты. Огромная, хорошо вооруженная фашистская армия покорила уже многие государства Европы и теперь стремилась покорить нашу великую Родину. Фашисты думали, что они самые главные в мире, а все остальные люди должны им подчиняться. Началась Великая Отечественная война, которая продолжалась 4 года. На борьбу с фашистами поднялся весь народ. Враги изо всех сил рвались к Москве, мечтая как можно скорее захватить столицу – самое сердце нашей страны. Войны Красной Армии и все жители Москвы проявили огромное мужество и отбросили врага далеко от столицы. В этой войне не было равных советскому человеку в стойкости, мужестве, героизме. Но не только люди проявили мужество. 3. Раскрытие темы Слайд №4. На фронте рядом с человеком всегда были незаменимые помощники – наши меньшие братья, наши животные. Педагог читает детям стихотворения ветерана Великой Отечественной войны В. Милютина: Недавно, прочитав в газете, От изумления застыл: Какой-то дядя, так писали дети, Собаку до смерти избил. И сразу вспомнилось былое, Один из тех военных дней: Под танками рвались герои, За землю и за жизнь на ней! Поверьте, было очень страшно, Когда железный "Тарантас" К вам разворачивает башню... Так вот, послушайте рассказ: Прёт танк, четвёртая атака, Земля пылает, вся в огне, Гляжу, к нему ползёт собака, С каким-то вьюком на спине. Вот между ними меньше метра, Рывок... и страшный чёрный дым, Уже разносится по ветру... Бойцы вздохнули, есть один... Тот бой закончился удачей, В тот день отбили пять атак, И был бы он ещё горячей, Когда бы ни было собак! А после боя, возле ямки, Звучат прощальные слова, Собачки маленькой останки, Хоронят за её дела. Умело ссыпав холм покатый, Между осиной и берёзкой, И видавшие виды все солдаты, Не прячась, утирают слёзы. Вот так, всегда собой, рискуя, Без страха шли они на бой, И с ласкою слова твержу я: Собака — друг и пёс — герой! Слайд №5. У нас уважают собаку недаром: Собака на фронте была санитаром, Связистом, сапёром. Порою собаки На танки бросались во время атаки. Да, на войне получалось и так, Что «тигры», «пантеры» боялись собак. - Собаки совершали подвиги, не зная этого. Они просто делали то, чему их научили люди, и гибли, как и люди. Но, погибая, они спасали тысячи человеческих жизней. Эстафета «Собери аптечку» (Приложение 2) Группа делится на две команды «санитаров». Детям и родителям нужно добежать до стола, выбрать из предложенных карточек одну с изображением того предмета, который необходим при оказании первой помощи пострадавшему, и положить выбранную карточку в аптечку. Победителем становится та команда, которая правильно и быстрее выполнит задание. Слайд №6. Самой знаменитой собакой в годы Великой Отечественной войны был Джульбарс. 21 марта 1945 года за успешное выполнение боевого задания Джульбарс был награжден медалью «За боевые заслуги». Это единственный случай за время войны, когда собака удостоилась боевой награды. В конце войны Джульбарс был ранен и не смог самостоятельно участвовать в Параде Победы в Москве. Сталин приказал нести этого пса по Красной площади на своём кителе. Нёс его главный кинолог страны – подполковник Мазовер Александр Павлович. Слайд №7. Данью памяти собакам, которые в годы Великой Отечественной войны вместе с бойцами на полях сражений с немецко-фашистскими захватчиками приближали день Победы, стало открытие скульптуры «Военный инструктор с собакой» в городе Москве. - Уже много лет существует славная традиция – возлагать цветы к Вечному огню в честь Дня Победы, как напоминание подрастающему поколению России о страшных событиях самой кровопролитной в истории человечества войны и подвиге советских солдат, отстоявших победу, ради счастливого будущего своих потомков. Но и подвиг братьев наших меньших достоин того, чтобы и в их честь были возложены цветы к Вечному огню. Слайд №8 — Как вы думаете, собаки, участвовавшие в боевых действиях в годы Великой отечественной войны, достойны того, чтобы мы возложили им цветы? Уж много лет минуло после той войны кровавой, Но, призываю, связь не утеряй! И положи на памятник цветок ты алый, И о цене Победы никогда не забывай! Ответы детей На слайде у Вечного огня появляется гвоздика Слайд № 9. Несмотря на то, что Вторую мировую войну называли войной моторов, конница играла в ней немаловажную роль. И стучат по планете копыта Там где войн полыхает гроза. Сколько бедных их было убито, Человечьи их плачут глаза… Лошади старались, как умели. Выносить героев из атак – Чтоб герои в песнях прогремели, Только не споют о лошадях…… Слайд№10. В войну лошадей применяли как транспортную силу, особенно в артиллерии. Упряжка в шесть лошадей тянула пушку, меняя огневые позиции батареи. Обозы с продовольствием и полевые кухни доставляли на позиции именно лошади. Бойцы, назначенные связными, также часто предпочитали коня мотоциклу. Зачастую раненые были обязаны жизнью лошадям: большинство лазаретов были на «конной тяге». Много лошадей пало на полях сражений. Лошадь не могла спрятаться в траншеи или укрыться в блиндаже от пуль и осколков снарядов. Скоро на Поклонной горе будет установлен памятник лошадям – участникам Великой Отечественной войны, который они, бесспорно, заслужили по праву, поскольку трудно представить нашу победу без этих красивых и благородных животных. Слайд №11. Достойны ли лошади того, чтобы мы возложили им цветы? Ответы детей На слайде у Вечного огня появляется еще одна гвоздика Слайд №12. Как не странно, символ мира голубь может оказаться эффективным средством войны. Слайд №13. Армия использовала почтовых голубей. Всего за годы войны почтовыми голубями доставлено огромное количество голубеграмм. Фашисты называли их «пернатыми партизанами». Голуби представляли собой такую угрозу для врага, что нацисты специально отдавали приказы снайперам отстреливать голубей и даже натаскивали ястребов, которые исполняли роль истребителей. На оккупированных территориях издавались указы Рейха об изъятии всех голубей у населения. Большая часть, изъятых птиц просто уничтожалась, наиболее породистых отправляли в Германию. За укрывательство потенциальных "пернатых партизан" их хозяину было только одно наказание — смерть. 21 ноября 1941 года гитлеровцы захватили город Ростов-на -Дону и один из приказов оккупантов был об уничтожении голубей. Они хотели не допустить передачи сведений нашим войскам за Дон. Только голуби Вити Черевичкина, не подчинившегося приказу, носили разведывательные данные через Дон в Батайск. Выслеженный фашистами Витя был убит с голубем на руках. Ему было 14 лет. Слайд №14 – И в память погибшего юноши в городе Ростов-на-Дону установлен памятник. Слайд №15 — Достойны ли голуби того, чтобы мы возложили им цветы? Ответы детей На слайде у Вечного огня появляется еще одна гвоздика Физкультминутка А сейчас, давайте покажем, какие были Защитники Отечества! Вот верхом сидят, смотри, (ноги на ширине плеч, руки перед собой, пальцы сжаты — «держим поводья») Русские богатыри. (показали бицепсы) Шлем у них до самых плеч, (руки подняли над головой, соединили «домиком» и опустили на плечи) Есть кольчуга, щит и меч. (руки на поясе, наклоны вперёд и назад) Слайд №16. Видать, на службу фронтовую, Сполна он получил права: То возит кухню полевую, То тащит для нее дрова. Хотя шумит стальная вьюга, И смерть грозит со всех сторон, Верблюд не чувствует испуга, Покуда делом занят он. (Алексей Балакаев) В состав Красной армии входил верблюжий батальон. Верблюды были тяговой силой для пушек и, надо отметить, что корабли пустыни весьма успешно справлялись со своими задачами. Часть верблюдов даже дошли до Берлина и участвовали в его штурме. Ветераны войны М. Роговой и П. Кузнеченко рассказывали о том, как «красавец верблюд по имени Васька, почищенный, с высоко поднятой головой ходил по улицам поверженного Берлина. На спине он носил плакат на немецком языке: «Астрахань – Берлин». А первый выстрел по гитлеровской рейх канцелярии был произведен из орудия, в котором в качестве тяговой силы были использованы верблюды Мишка и Машка. Славные животные, навсегда вошли в нашу историю. Слайд №17. В Казахстане, в городе Актюбинске, на центральной площади им. Ленина им установлен памятник. Слайд №18. Достойны ли верблюды того, чтобы мы возложили им цветы? Ответы детей На слайде у Вечного огня появляется еще одна гвоздика Слайд №19. С первых дней войны началось формирование партизанского движения. Применение лошадей, для того чтобы незаметно перевезти боевую технику или людей на большие расстояния, зачастую приводило к расшифровке расположение партизанского лагеря: отпечатки подков лошади были хорошо заметны в лесу. Тогда и появилась идея создания рогатой кавалерии. Кроме того, дорог в лесу, пригодных для передвижения техники, практически не существовало, а лошади просто увязли бы в снегу. Слайд №20. Достойны ли верблюды того, чтобы мы возложили им цветы? Ответы детей На слайде у Вечного огня появляется еще одна гвоздика Слайд №21. Уже в первую военную зиму в составе красной армии стали организовываться оленетранспортные подразделения. Оленей использовали для отправки раненых и доставки военных грузов, при заброске разведчиков в тыл врага, для вывоза подбитых самолетов и их экипажей. Выгоды оленьей упряжки были неоспоримы: на санях легко по бездорожью проникнуть в тыл врага. Кроме того северный олень очень вынослив, неприхотлив к пище, не требует специального ухода, и, что немало важно, олень никогда не нарушит тишины — даже раненый, он не издает ни звука. Слайд №22. В память о жителях округа, которые в годы Великой Отечественной войны сформировали несколько оленнетранспортных батальонов, и в память о самих оленях в городе Нарьян-Маре установлен памятник. Слайд №23 — Достойны ли олени того, чтобы мы возложили им цветы? Ответы детей На слайде у Вечного огня появляется еще одна гвоздика Слайд №24. Необходимость в годы войны в кошках была велика — в Ленинграде их практически не осталось, крысы атаковали и без того скудные запасы продуктов. В Ленинград привезли четыре вагона дымчатых кошек. «Мяукающая дивизия», как прозвали питерцы этих кошек, стала очищать город от грызунов. К моменту прорыва блокады, практически все подвалы были освобождены от крыс. Слайд №25. Достойны ли кошки того, чтобы мы возложили им цветы? Ответы детей На слайде у Вечного огня появляется еще одна гвоздика Слайды №26. В военное время в Архангельске от голода умерло огромное количество человек. Суточный паек был чуть больше того, что получали жители блокадного Ленинграда – 125 граммов. Через Архангельск шли грузы, но все отдавалось для фронта. Жир и мясо тюленей в те годы спасли от смерти многих не только в Архангельске, но и в блокадном Ленинграде, куда они доставлялись по «Дороге жизни». Поэтому в Архангельске на Набережной Северной Двины есть памятник «Тюленю-спасителю жителей Архангельской области и блокадного Ленинграда». На постаменте слова: «О, сколько ты народа спас от голода и холода». Это памятник не только тюленю, это памятник нашим старикам, женщинам и подросткам, которые в те годы добывали на лодках-ледянках морского зверя. Слайд №27. Достойны ли тюлени того, чтобы мы возложили им цветы? Ответы детей На слайде у Вечного огня появляется еще одна гвоздика Выводы За годы Великой отечественной войны на полях сражений использовалось огромное количество животных, многие из них погибали, но при этом животные спасали людей. Нельзя при разговоре о войне, думать о том, что победа была только за счет технического оборудования, надо обязательно учитывать тот вклад, который внесли в исход войны наши меньшие братья. 1. Закрепление нового материала Слайд №28. Давайте ещё раз вспомним о том, какие животные помогали нашим защитникам в освобождении страны от фашизма. Просмотр фотографий. Ответы детей. Детям предлагается сыграть в лото (Приложение №3) 5. Итог занятия Вот прошло уже 70 лет с того дня, как закончилась Великая Отечественная война. Многое изменилось с тех пор, но мы с вами должны навсегда оставить в своей памяти подвиг, который совершил народ, ради женщин и детей, ради внуков и правнуков, то есть ради нас с вами, ради мира на земле. Мы должны помнить тех, кто погиб, дав нам возможность видеть чистое небо над головой. Но нужно вспоминать и добрых друзей человека, помогавших ему на трудном пути к победе. Ребята, давайте ценить мир! Мир это лучшее слово на свете, Взрослые к миру стремятся и дети, Птицы, деревья, цветы на планете. Мир – это главное слово на свете.
|