Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников |
Патриотизм детям | |||
Автор: Васильева Наталья Васильевна | |||
25.05.2018 19:59 | |||
Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников Васильева Наталья Васильевна Воспитатель МБДОУ д/с №72 «Акварель» Академик Д.С. Лихачёв «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству». Важность патриотического воспитания в современных условиях подчёркнута в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 гг.», утверждённой Правительством РФ от 16. 02. 2001 г. Особое место в программе уделено воспитанию патриотизма у подрастающего поколения. Ведь формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства. Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Нравственное воспитание ребенка нужно начинать как можно раньше. Под влиянием взрослых у ребенка уже к пяти годам начинают складываться важные моральные чувства и понятия, некоторые нравственные черты поведения, такие, как трудолюбие, правдивость, уважение к старшим, доброжелательное отношение к товарищам. Нет детей по природе своей ленивых, лживых, злых. Подобные отрицательные проявления есть результат ошибок воспитания.
Дети очень чутки и восприимчивы, они прислушиваются к разговорам взрослых, приглядываются к отношениям родителей, перенимают все то, что делает папа и мама, старшие братья или сестры. Взаимоотношения взрослых членов семьи служат источником нравственного поведения ребенка. Поэтому и говорится что, первую школу морали он проходит в семье. От того, каков личный пример родителей будет во многом зависеть формирование поведение ребенка, его привычек, характера. Воспитательное воздействие семье постоянно, непрерывно – в этом его сила. «Не думайте, что вы воспитывайте ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни…Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь и печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями, и как вы смеётесь – все это имеет для ребенка большое значение…В воспитательной работе нет пустяков…Мелочи действуют регулярно, ежедневно, ежечасно…» — говорил А.С. Макаренко. Личный пример родителей и воспитателей производят на ребенка большое впечатление. К ним относится он с любовью и симпатией. Ребенок уверен в том, что его мама и папа, любимые воспитательница – самые хорошие, самые красивые и самые справедливые люди. Он верит, что делают его родители, педагоги, он считает важным и необходимым, мечтает стать таким, как они. Таким образом, далеко не безразлично на каких примерах воспитывается ребенок. Среда, в которой он растет, играет важную роль в формировании его поведения, в выработке вкусов, привычек. Вот почему так важно, чтобы домашняя обстановка, семейный уклад, быт положительно воздействовали на ребенка. Это требует от взрослых большого внимания к своему поведению. А мы, взрослые, иногда при детях бываем не сдержаны, резки, допускаем ненужные разговоры. Иногда достаточно бросить одну необдуманную фразу в присутствии ребенка, для того, чтобы у него зародилось сомнение, обострился интерес к тем жизненным явлениям, которые в дошкольном возрасте еще ему недоступны, и он понимает своеобразно, и искаженно. Главное условие правильного воспитания в семье – полное согласованность родителей в требованиям. Если отец запрещает то, что разрешает мать, а мать запрещает то, что разрешает отец, — это ребенка сбивает с толку. Кто же прав – отец или мать? Чьим указаниям он должен следовать? А в дальнейшем он будет пользоваться такой недоговоренностью между взрослыми, и действовать так, как ему выгодно. Тяжело и взрослым и детям, когда в семье нет согласованности в вопросах воспитания. Даже совсем маленькие дети ведут себя по-разному, в зависимости оттого, с кем они находятся. Такая же двойственность поведения ребенка может возникнуть, если нет единства в требованиях в семье и детского сада. Часто можно слышать жалобы мам на то, что поведение детей дома отличается от их поведения в детском саду. Почему это? Причина здесь в том, что отсутствует договоренность между детским садом и семьей. Ребенку трудно судить, кто прав – воспитатель или мама, и бабушка, и он ведет себя в соответствии с теми требованиями, которые предъявляются в детском саду и дома. А требования эти различны. Отсюда и двойственность поведения малыша. Единство в требованиях дает возможность «упражнять» дошкольников моральных поступках, вырабатывать у него правильную оценку того, что хорошо, а что плохо. Ребенок постоянно будет закреплять навыки правильного поведения и в детском саду и дома. А требования эти различны. Отсюда и двойственность поведения малыша. Поведение ребенка будет более правильным, если в подходе к нему взрослые проявляют известный такт и умение. Окрик заставляет ребенка подчинятся, но не убеждает его необходимости поступать именно так, как этого требует взрослые. Бесконечные уговоры вызывают капризы, содействуют проявлению упрямства. Спокойный, ровный, требовательный тон лучше всего воздействует на ребенка. Воспитанию правильного поведения содействует строго установленный режим дня. Нравственное воспитание успешнее всего осуществляется в процессе деятельности, доступны ребенку – это игра. Наблюдая за ребенком, когда он играет с другими детьми многое для вас раскроется. Легко увидеть хороший ли он товарищ, умеет ли он играть с другими детьми, если нужно уступить игрушку, поступиться со своим желанием ради других, не обидеть младшего, оказать ему во время помощь. Почти все свободное время ребенок проводит в игре. В играх он отражает труд взрослых, все то, с чем постоянно встречается дома, в детском саду, на улице, и что больше всего произвело на него впечатление. Если игра правильно организована, она имеет исключительно важное значение в нравственном воспитании. В играх формируется такие черты характера, как выдержка, воля, настойчивость, смелость, честность, умение согласовывать свои интересы с интересами других. Нравственное воспитание играет решающую роль в развитии личности ребенка, в формировании его характера. Таким образом, мы воспитываем будущего человека нашего общества. Говоря о нравственном воспитании, нельзя не сказать об огромном значении художественной литературы в развитии личности ребенка. Книга-могучее средство воспитания: живыми, впечатляющими образами воздействует она на ум и чувства ребенка, заставляет проникнуться симпатией к положительным героям, ненавидеть глупых, злых, жадных, завистливых. Живо откликается маленький «читатель» (или, вернее, слушатель) на интересную книгу. Вместе с героям литературного произведения он «путешествует» по просторам нашей Родины, по далеким странам, знакомится с их природой, узнает о жизни разных народов. Книжка заставляет ребенка размышлять, переживать и радоваться вместе с героем. Ребенок стремится подражать любимым героям: доброму дяде Степе ( «Дядя Степа» С. Михалкова), смелому пожарному Кузьме ( «Пожар С. Маршака) Сила педагогического воздействия книги на личность ребенка и его поведение неоспорима. «Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание-великое дело: им решается участь человека», — так говорил русский критик В. Г. Белинский о воспитывающем значении художественной литературы. Список литературы: 1. Островская Л.Ф. О воспитании дошкольников в семье: О нравственном воспитании детей, 1963. -145с.
|