Проект по краеведческому образованию дошкольников «Расскажи, как хорош край, в котором ты живешь». |
Патриотизм детям | |||
Автор: Голованёва Елена Анатольевна Козлова Любовь Александровна Павлова Вероника Владимировна Гвоздева Регина Витальевна Корытова Светлана Сергеевна | |||
14.05.2018 16:49 | |||
Проект по краеведческому образованию дошкольников «Расскажи, как хорош край, в котором ты живешь».
воспитатель МБДОУ города Костромы "Центр развития ребёнка — Детский сад № 13" Актуальность
«Любовь к родному краю, знание его истории — основа, на которой только и может осуществиться рост духовной культуры всего общества» Д. С. Лихачев Но чтобы любить родной край, надо его знать. Известно, если маленький ребенок не узнает своей истории, не увидит красоты родного края, не услышит положительной информации о своей стране, у него не сформируется ценностное отношение к Родине, а значит, в дальнейшем не будет способен отстаивать и защищать её интересы. Проблема и обоснование разработки проекта Понимая актуальность и значимость краеведческой работы, как условия формирования патриотизма у дошкольников, педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения уделяет большое внимание изучению костромского края, его природы, истории и культуры. Однако, не всегда познавательный материал, предложенный при традиционной организации образовательного процесса, вызывает у детей отклик и интерес. Возникает необходимость поиска новых форм организации краеведческой деятельности, позволяющих обеспечить занимательное целостное познание. Новизна проекта Дружеская переписка — это невероятно увлекательный способ общения ребят со сверстниками. А переписка с детьми из детских садов России предоставляет возможность познакомить детей с малой родиной и со всей страной, используя для этого информационно-коммуникативные технологии, а так же объединить в интегрированном процессе детей, воспитателей и родителей нескольких групп и нескольких детских садов, что является новым подходом к организации образовательного процесса. Практическая значимость данной работы состоит в возможности применения его в повседневной практике любого дошкольного образовательного учреждения, возможности использования в рамках любой образовательной программы. Тип проекта По доминирующей деятельности: познавательно — информационный, творческий. Участники проекта: дети старшей группы, дети подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи; педагоги, родители. Дети, педагоги и родители детских садов – корреспондентов. По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата. По продолжительности: долгосрочный. Не предполагает конкретных сроков реализации. Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Цель: создание условий для формирования первичных представлений о малой родине как части большой страны посредством организации переписки между детскими садами России. Задачи в работе с детьми:
Задачи в работе педагогов:
Содержание работы по реализации проекта 1 этап. Подготовительный Корреспонденты были выбраны не случайно. Хотелось переписываться с детскими садами под счастливым номером 13, причем из разных регионов России. Воспользовавшись информационной сетью Интернет, мы нашли такие. Для нас не является значимым большое количество участников переписки, так как главным считаем содержание. В ответ на приглашение к участию в переписке мы получили такое сообщение: «Спасибо большое за интересное приглашение! Мы с педагогами полностью поддерживаем эту идею!!!! Детвора уже готова бежать на почту.)))))) Будем дружить садами!!!!». Получив, согласие на участие в переписке, творческая группа педагогов определила темы писем, которые соответствовали тематическому планированию образовательного процесса ДОУ. 2 этап. Основной На большой карте ребята нашли города Севастополь и Железногорск, куда отправятся наши первые письма, отметили их флажками. Выяснили, что Севастополь находится на побережье незамерзающего Черного моря, а Железногорск — среди заросших тайгой сопок на берегу реки Енисей. И сразу у детей возникло множество предположений о климате, растительном и животном мире данных природных зон. Появились первые вопросы для обсуждения. На следующий день нетерпеливые ребята принесли из дома атласы и энциклопедии, в которых вместе с родителями нашли много интересной информации о городах. Как у настоящих знатоков, появились и новые более конкретные вопросы, которые мы и задали в письмах. Составление письма другу является одним из ценных приемов развития речи детей старшего дошкольного возраста. Еще более ценным этот прием становится, когда письмо составляется не выдуманному герою, а конкретным людям. По предварительной договоренности была организована экскурсия на почту. Где дети выбрали самые большие конверты, т.к. каждый захотел положить туда еще и свой рисунок. Началось томительное ожидание ответных писем. Каждый день дети заглядывали в почтовый ящик, надеясь первыми сообщить радостную весть. И наконец, ответ пришел. Восторг, удовлетворение испытали и дети, и взрослые. Каждый получил адресный ответ на свой вопрос в рубрике «Спрашивали — отвечаем». Радость в глазах ребенка, когда в письме упоминалось его имя. Это стало отличным мотивом для продолжения переписки. Однако, установление положительного эмоционального контакта между корреспондентами — не единственная задача, стоящая перед педагогическим коллективом. Для всестороннего изучения намеченных тем необходимо было обеспечить синтез образовательных областей, взаимосвязь разных видов деятельности. С этой целью воспитатели разработали технологические карты интегрированного образовательного процесса. Продумали итоговые мероприятия по каждой теме. Основную задачу по речевому развитию детей мы видели в формировании умений выражать свои мысли и чувства в связном высказывании. А это подразумевает комплексную работу по всем направлениям речевого развития. Сначала научили детей продумывать план – с чего начать письмо, как обратиться к получателю письма, о чем и в какой последовательности писать, чем закончить. Чтобы ничего не забыть использовали денотативный (картинный) план. Опираясь на фотографии, сделанные во время экскурсий, собственные рисунки, отражающие новые полученные знания по теме, дети последовательно выстраивали текст писем, что было особенно актуально для детей с тяжелыми нарушениями речи. Конечно, чтобы составить интересное письмо, необходимо наполнить его познавательным содержанием. Воспитатели создали условия, которые обеспечивают поддержание устойчивых познавательных интересов дошкольников. В развивающей предметно-пространственной среде появились карта города, физическая карта России, альбом «Достопримечательности родного города», познавательный материал по темам брендов костромского края, мнемокарты для составления связных повествовательных и описательных рассказов. Большую роль в приобретении новых знаний имели экскурсии, организованные совместно с родителями воспитанников. Свои впечатления дети при помощи родителей с гордостью за любимый город передали в рассказах «Знаете ли вы…» и рисунках, которые отправились в Севастополь и Железногорск. Участие детей в экскурсиях способствовало и физическому развитию детей, так как обеспечивало их двигательную активность. А беседы во время экскурсий «Как правильно переходить дорогу», «Что можно, чего нельзя делать на улицах города» помогали формированию навыков безопасного поведения. Желание сделать приятное друзьям по переписке в канун новогодних праздников вылилось в решение собрать посылку, что способствовало формированию готовности к совместной деятельности со сверстниками, а так же формированию позитивных установок к творчеству. Дети дружно смастерили игрушки, изготовили открытки, родители купили конфеты «Костромичка». Художественно-продуктивная деятельность одна из наиболее доступных, осмысленных и предпочитаемых для ребенка дошкольного возраста. Общеизвестно, что продуктивная, ручная деятельность имеет уникальные развивающие и коррекционные возможности, влияя на речевое развитие детей, стабилизируя эмоциональное состояние, гармонизируя общее развитие. А коллективные работы еще и объединяют детей и взрослых, дают возможность приложить усилия в общем деле, сделать вместе нужную и красивую поделку. 3 этап. Этап подведения предварительных результатов В процессе реализации проекта происходила интеграция основных видов деятельности детей: игровой, познавательно-исследовательской, а также восприятия художественной литературы, конструирования из разного материала, изобразительной, музыкальной и двигательной. Деятельность как психологическая основа интеграции объединила внутри себя разрозненные компоненты и обеспечила необходимые условия для появления нового образовательного продукта, в создание которого были включены и педагоги, и дети, и родители. Таким образовательным продуктом стали письма и видеофильмы для друзей. Узнав о подвиге Ивана Сусанина, севастопольцы в свою очередь рассказали нам о памятнике затопленным кораблям. А в ответ на видеорепортаж из терема Снегурочки – просьба передать в ее коллекцию новогоднюю елочку из Крыма. Дети из Балаклавы предложили собирать морскую коллекцию и прислали первые экспонаты. Все это является отличным мотивом для продолжения переписки. Интересная, творческая работа дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей. Педагоги детских садов-корреспондентов делятся друг с другом своим опытом, методический кабинет пополнился презентациями о городах России. Подводить итог деятельности нашего творческого коллектива еще рано. Впереди много интересных тем из современной и прошлой жизни нашего города, а значит, много новых увлекательных писем. Перспектива дальнейшей реализации проекта Благодаря проекту дети многое узнали о родном городе и стране, познакомились с эпистолярным жанром общения, научились писать открытки и письма. Материалы, которые мы собрали с момента начала реализации проекта, стали хорошим подспорьем в работе. Проект продолжается. Планируется найти новых участников переписки и таким образом продолжить работу по краеведческому, патриотическому воспитанию детей и всестороннему их развитию.
|