Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ЗНАЧЕНИЕ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Патриотизм детям
Автор: Апакова Гульшат Рафисовна   
05.05.2018 14:45

ЗНАЧЕНИЕ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАЗНАЧЕНИЕ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Апакова Г.Р., воспитатель первой кв. категории МБДОУ «Детский сад №12 комбинированного вида» Ново-Савиновского района г.Казани

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине»

В.А. Сухомлинский

Быть патриотом – значит любить свою Родину, малую Родину, родной город, село – любить место, где ты родился. Формирование преданности к родной земле, ответственности и гордости за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства необходимо начинать с дошкольного возраста. Ведь чем раньше ребенок вовлекается в процесс изучения культуры своей родной земли, тем раньше он будет понимать то, что нужно беречь и приумножать славу и богатство своей Родины и у него формируется любовь и уважение к истории своего народа.

 

Нравственно–патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОО. Как отметил Российский академик Д.С. Лихачев, что только «любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой и может осуществляться рост духовной культуры всего общества». Если обратимся к федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, то одной из основных его задач является, объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

В настоящее время, для формирования патриотизма у детей, главной задачей является изучение родного края, его истории, традиций, культуры. Именно в дошкольном детстве закладывается «фундамент» настоящего патриотизма, раскрываются способности и таланты юных граждан, дети готовятся к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. С возрастом у человека любовь к малой родине перерастает в любовь к большой Родине. Таков многоуровневый характер патриотического чувства.

Воспитатель детского сада, один из тех взрослых который, вводит ребенка в мир человеческой культуры. В переводе с греческого «Педагог» — это дитя-водитель. Взрослый является носителем ценностей и человеческого опыта, как образец для подражания ребенка. Ребенок, наблюдая за педагогом, принимает опыт поведения, чем ярче и понятнее происходит трансляция внутреннего мира взрослого, тем лучше развивается ребенок.

Присвоение ребёнком социального опыта, осуществляется так же через взаимодействие со средой. Опыт превращается в его индивидуальное развитие, им перерабатывается, дополняется и через некоторое время возвращается в общественную культуру в виде определенных индивидуальных достижений. Именно в детском саду нужно помощь ребенку адаптироваться к социальной жизни, научить нормам поведения, для дальнейшего развития индивидуальной личности. А вот юность уже такое время, когда ребенок приобретает свойства личности, отвечающие потребностям собственного и общественного развития.

Воспитать настоящих граждан – патриотов своей Родины невозможно без изучения истории родного края.

Работая воспитателем в детском саду более десяти лет, я разработала комплекс мероприятий по ознакомлению детей с родным краем, с Родиной, с народными традициями и национальной культурой как источником формирования чувства патриотизма. В своей работе с детьми, я использую такие направления: как изучение истории родного края, природы родного края, декоративно-прикладное искусство, фольклор и традиции, народная и современная архитектура. Для наглядности мы с детьми смотрим видео фрагменты, картины, фотографии, презентации о значимых событиях, о достопримечательностях, о великих людях нашей страны, нашего народа, а также в группе проводим мини – праздники, посвященные национальным традициям.

В нашей группе много дидактических игр, сделанных своими руками. Эти игры ориентированы на знакомство с особенностями быта своего народа и народов Поволжья. Так же мы сшили куклы в разных национальных костюмах, которые дети используют в игре. Ведь именно в игре мы постепенно, непринужденно формируем у ребенка интерес к месту, где он живет; подчеркиваем значение окружающих предметов быта (одежда, национальные блюда и т.д.); изучаем природу и обычаи родного края.

Читая народные сказки в режимных моментах, рассматривая иллюстрации к ним, потом ещё и обыгрывая их в театральном уголке, мы с детьми знакомимся с народным фольклором. В процессе этого, дети так же знакомиться с костюмами, жилищем, эстетикой быта и её истоками, одеждой наших предков, а также с героями нашей Родины.

В нашем детском саду оформлен краеведческий уголок (мини-музей) народов Поволжья, где находятся старинные атрибуты быта, народные костюмы, художественная литература писателей разных народов. Мы с детьми раз в месяц посещаем данный мини-музей, каждый раз открываем для себя что-то новое.

Мы живем в Татарстане, и стараемся знакомить детей с национальными праздниками, народными традициями, обычаями. В нашей республике, главный обычай — это уважение к старшим, особенно к родителям. Нас с детства учат уважать старших, помогать младшим, не обижать обездоленных. Особым почетом в семье относятся к маме, но и просьбы отца выполняться беспрекословно, потому что отец это глава семьи и все домочадцы ему подчиняются. Татары любят и умеют хорошо принимать гостей. Если человек в их доме, то ему не будет отказа ни в чем, даже если это враг их семьи. В татарских семьях стараются сохранить рецепты национальных блюд, и передают из поколения в поколение. Культуру любого народа нельзя представить без национального костюма. Особенностью его у мужской части татар является тюбетейка. Этот головной убор бывает домашний и праздничный. Носить их на праздниках обязывают традиции и обычаи татарского народа. Кроме того, национальный костюм татар отличается яркими расцветками, богатым орнаментом, качественными ювелирными украшениями, разнообразием обуви. Его внешний вид зависит от того, к какой народной подгруппе относится человек. В наше время людей в национальной одежде можно встретить на различных мероприятиях и на праздниках.

Все татарские праздники называются «байрам», что в переводе на русский язык означает «весенняя красота» или «весеннее торжество». Татарский народ свято верит и чтит свои традиции, основанные еще в древности. В нашем детском саду каждый год проводятся такие праздники, как Нардуган, Сомбеля, Карга боткасы, Масленица, Навруз, Сабантуй.

Одним из любимых семейных и общенародных праздников является Сабантуй. Сабантуй — всенародно любимый праздник, который проходит после окончания посевных работ. С раннего утра празднично одетый народ собирается на майдане (большом лугу), где и происходит праздничное гулянье, которое включает и игры, и соревнования.

В нашем детском саду весной проходят такие праздники как Навруз, Масленица, Карга боткасы. Традиционным является то, что 9 мая наши дети показывают концерт для ветеранов ВОВ. В свою очередь гости рассказывают нашим детям о своих подвигах, о преданности к Родине.

Каждое лето во дворе детского сада мы проводим праздник Сабантуй. У нас для этого есть свой красиво оформленный майдан. Дети с большим удовольствием участвуют в играх, радуются победе в конкурсах. В процессе праздника знакомятся с народными всеми любимыми играми и традициями.

Осенью на праздник Сомбель дети приносят выращенные своими руками урожай. Мы из овощей и фруктов делаем красивую экибану, которая украшает зал во время праздника. На мероприятии дети принимают активное участие в народных играх, танцуют, поют песни, которые пели раньше наши дедушки и бабушки.

Все праздники в нашем саду проходят с участием родителей. Они являются не только участниками, но и помощниками, идейными вдохновителями любых наших совместных мероприятий. Перед проведением любого праздника, в саду проходят конкурсы рисунков, выставки поделок, фотовыставки посвященные данной тематике. После каждого праздника детей и родителей награждаем дипломами за активное участие в жизни детского сада.

Главным чувством, которое должно сформироваться в процессе патриотического воспитания у дошкольников, является любовь и чувство сопричастности к малой родине, к месту, где он живет, а за тем уже и к большой Родине – России.

Россия – страна многонациональная. Дети в дошкольном возрасте еще не могут полностью познать все множество этнических культур России. Прежде всего, мы должны их познакомить с культурой своего народа и русского народа, так как это государствообразующий. С младшей группы постепенно начинаем формировать у ребенка любовь и уважение к родителям, семье, людям, которые сопровождают его в жизни. А также любовь к детскому саду, месту, где он родился и вырос. Постепенно уже с средней группы знакомимся со своим городом, страной с достопримечательностями и известными людьми, культурой народов.

Большое значение в воспитании у ребенка любви к своей семье, дому, детскому саду, улице, району, области имеет, именно отношения в собственной семье. Если ребенок ощущает сердечное тепло, внимание, заботу со стороны родных и близких в своей семье, в детском саду, в том месте, где он родился, тогда в его душе рождается ответное чувство любви и привязанности к матери, к отцу, к друзьям, к родному краю, которое становится в будущем основой преданности, любви и уважения к своей стране.

Чувство патриотизма многогранно: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножать богатства своей страны. Самое главное, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате нашей работы ребёнок будет располагать знаниями о своей стране, её географии, природе, символике, и если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил наш город, Отчизну, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных дошкольного возраста.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год