Конспект НОД «Волга – русская река!» с детьми подготовительной к школе группы, разработан в соответствии с тематической неделей «Мой край родной» |
Патриотизм детям | |||
Автор: Бороданенко Татьяна Александровна | |||
03.02.2018 02:31 | |||
Конспект НОД «Волга – русская река!» с детьми подготовительной к школе группы, разработан в соответствии с тематической неделей «Мой край родной» Бороданенко Татьяна Александровна, воспитатель МБДОУ детского сада комбинированного вида №411 г.о. Самара Цель: Расширение представлений детей о природе родного края Задачи: Развивающие:
Обучающие:
Воспитательные:
Предварительная работа с детьми в ходе режимных моментов: Рассматривание глобуса и карты России и Самарской области; чтение отрывка рассказа «река Волга»; заучивание стихотворения Н.А. Некрасова «о Волге»; рассматривание картины русского художника И.Е. Репина «Бурлаки на Волге»; рассматривание альбомов «Грибы и ягоды», «Рыбы», «Дикие животные», «Деревья»; беседа о реках и городах Самарской области; чтение преданий из книги «Жемчужины Жигулей» сост. С. Кузьменко; рассматривание книги «Жигули заповедные» сост. В.К. Туманов. Взаимодействие с родителями: оформление выставки рисунков «Животные нашего края», подборка пословиц и поговорок о Родине. Формы организации совместной деятельности: ДЕТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДВИГАТЕЛЬНАЯ Игровое упражнение «Кто это» Игра-эстафета «По грибы, по ягоды» ИГРОВАЯ Развивающая игра «Найди и сосчитай» ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Чтение стихотворений о Волке, знакомство с пословицей. ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ Рассматривание карты Самарской области, картины «Бурлаки на Волге» КОММУНИКАТИВНАЯ Беседа, ситуативный разговор. Материал к занятию: карта Самарской области, мяч, карточка с изображением гробов и ягод, корзины для игры-эстафеты, картина И.В. Репина «Бурлаки на Волге», карточки с изображением рыб для игры «Сколько рыб спрятал художник на картине» (на каждого ребёнка). Содержание непосредственно-образовательной деятельности: 1. Включение детей в образовательную деятельность. Воспитатель вносит в группу карту Самарской области (Самара выделена флажком) и помещает её на мольберт. 2. Вопросы к детям: Что я вам принесла? Зачем нужна карта? Как обозначаются на карте города? Я принесла вам карта нашей области, т. е. того места, где мы с вами живём. Как я это узнала? Наша карта цветная. Здесь и голубой цвет и зелёный, и коричневый. Что означают эти цвета? Какие реки протекают в нашем крае? Как вы думаете, какая река самая большая в нашем крае? 3. Путешествие по Волге. Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие по Волге. На чём мы с вами поплывём? Дети предлагают варианты. Выбирают тот вариант, который понравился большинству детей. Рассказ воспитателя о Волге. Воспитатель: предлагает сесть поудобнее и послушать ее рассказ. Итак, плывём по великой русской реке Волге. Реку часто называют Волгой – Матушкой, Волгой – кормилицей, Волгой – красавицей, Волгой – труженицей. А почему её так называют, мы сегодня узнаем. Когда-то давным-давно, когда на Земле ещё жили древние люди, из маленького прозрачного ручейка на Валдайской возвышенности (показывает где) зародилась огромная река Волга. Но только тогда древние люди называли её по-другому, и названий было несколько. Одни народа называли её «Ра», что означает «щедрая». А щедрая — что означает? (добрая, всё отдающая). А другие народы называли её «Итиль», что означает Река — рек — самая главная, самая полноводная, самая могучая, самая широкая. А третья прозвали Волгой, что означает «Светлая». И действительно, эта река очень длинная. Река широкая и полноводная, потому что у Волги много помощников – притоков, больших и маленьких речек, которые несут в неё свои воды. Знаете, сколько их? – 200! В те далёкие времена вода была тихая, прозрачная и светлая. Поэтому в ней водилось много рыбы, да такой вкусной и редкостной, какой в заморских краях и не видывали. Интересно, что это была за рыба? Каких рыб вы знаете? Ответы детей. Воспитатель предлагает сделать привал вот на островке (детям предлагает подойти к столам). Развивающая игра «Найти и сосчитай». (Каждому ребенку предлагается картинка со спрятанными на ней рыбами. Рыбаки наловили много рыбы и спрятали своё улов на картинках. Надо найти их и сосчитать?) Дети выполняют задание. Воспитатель предлагает отправиться дальше. Вот такое было богатство в водах Волги! А если взглянуть на волжские берега, то нашему взору откроется дивный мир покоя и чарующей красоты. Послушайте, что писал о Волге великий русские поэт Н. А. Некрасов: О Волга!... колыбель моя! И алый блеск едва скользит Катаюсь с ними в челноке, Скачусь, то берегом реки В те далёкие времена берега Волги были покрыты лесами. Да и сейчас по берегам Волги растут леса. Вопросы к детям: Какие леса вы знаете? Какие деревья растут в нашем крае? В таких лесах и зверям привольно жилось. Как вы думаете, каких зверей можно было встретить? (Ответы детей) Игровое упражнение с мячом «Назови, кто это». (Дети стоят в кругу, воспитатель бросает мяч детям по очереди и загадывает загадки о диких животных, ребенок бросает мяч обратно и говорит отгадку.) Какие ещё лесные богатства вы знаете? (Ответы детей) Игра – эстафета «По грибы, по ягоды». Беседа. Вот и представьте себе, какие богатства дарила людям Волга и её берега, какой красой очаровывала река людей. Поэтому и прозвали её Волга – красавица. Интересно, почему же людям так нравилось селиться на берегах Волги? Как вы считаете? Почему именно здесь рубили они свои избы, оставались тут на всю жизнь? Почему народ прозвал Волгу Волгой – кормилицей? Ребята, а мы ведь с вами знаем, что русский народ – народ гостеприимный, хлебосольный. А как вы понимаете эти слова? А на чём же они в гости друг к другу ездили? Грузы на чём возили? (Ответы детей) Рассматривание картины «Бурлаки на Волге». Вот как раз тогда, когда появились речные суда, появилась и очень трудная и опасная профессия – бурлаки. Сегодня я хочу вам показать картину русского художника И.Е. Репина «Бурлаки на Волге». Бурлаки – это люди, которые тянули речные суда вручную, с помощью верёвок и ремней. Присмотритесь к этим людям. Они измучены, еле стоят на ногах, некоторые вот – вот упадут. Среди них есть и совсем молодой юноша, и старики. А судно, которое они тащат, огромное, да ещё тяжело нагруженное, но этим людям негде работать, а значит, нечего есть. И поэтому они вынуждены наниматься к хозяину судна, который и платил – то им копейки за их труд. И невольно вспоминаются слова поэта: Выдь на Волгу, чей стон раздаётся Художник сопереживает этим людям, он словно хочет им помочь. Яркими нежными красками написан песок – он золотистый, блестит на солнце. Небосвод чистый, высокий. Такая яркая, чистая, спокойная природа – и измученные, голодные люди. Так не должно быть! Беседа. Раньше по Волге можно было приплыть только в Каспийское море, а теперь и в Балтийское, и в Азовское, и в Чёрное, и в Белое. Как это стало возможным? У Волги же не было к ним прохода. Что, корабли по воздуху перелетают? Да нет, это люди с помощью умных машин прорыли каналы, создали искусственные моря и соединили Волгу с пятью морями. Волга – главный водный путь России (показать на карте). На некоторых участках Волги построены плотины. Здесь появились гидроэлектростанции, которые, используя энергию воды, вырабатывают электрический ток. Вот сколько важных дел у Волги каждые день! Вода её трудится каждую минуту: и возит, и светит, и радует каждого. А на берегах Волги построили заводы и фабрики: делают машины, строят корабли, шьют одежду, обувь. И везде используют воды Волги. Трудится, трудится река день и ночь для людей. Не зря её прозвали Волгой – труженицей. К сожалению люди загрязняют Волгу. Вода становится мутной, начинают гибнуть рыбы, животные. По берегам засыхают деревья и кусты. А как вы, дети можете беречь воду? (Ответы детей) Запомните мудрую русскую пословицу: «Не загрязняйте реки – ведь они поят нас водой». Заключительная беседа. Что нового вы узнали сегодня? Что особенно вам запомнилось? О чем вы расскажите дома своим родным?
|