Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект НОД «Волга – русская река!» с детьми подготовительной к школе группы, разработан в соответствии с тематической неделей «Мой край родной»
Патриотизм детям
Автор: Бороданенко Татьяна Александровна   
03.02.2018 02:31

Конспект НОД «Волга – русская река!» с детьми подготовительной к школе группы, разработан в соответствии с тематической неделей «Мой край родной»Конспект НОД «Волга – русская река!» с детьми подготовительной к школе группы, разработан в соответствии с тематической неделей «Мой край родной»

Бороданенко Татьяна Александровна, воспитатель МБДОУ детского сада комбинированного вида №411 г.о. Самара

Цель: Расширение представлений детей о природе родного края

Задачи:

Развивающие:

  • развивать познавательную активность и любознательность при изучении истории родного края;
  • способствовать развитию умений анализировать, сравнивать, делать выводы.

Скачать конспект

Обучающие:

  • расширять представления об истории, флоре и фауне родного края, о труде людей (речников, бурлаков);
  • формировать понятие Родины как места, где человек родился; о том, что природные богатства дают возможность человеку улучшить свою жизнь; человек своим трудом может украшать землю, а может и губить;
  • закреплять количественный счет умение отгадывать загадки, участвовать в играх с элементами соревнования.

Воспитательные:

  • воспитывать чувство ответственности за свою «малую Родину»;
  • воспитывать уважение к людям труда;
  • формировать навыки правильного поведения в природе.

Предварительная работа с детьми в ходе режимных моментов:

Рассматривание глобуса и карты России и Самарской области; чтение отрывка рассказа «река Волга»; заучивание стихотворения Н.А. Некрасова «о Волге»; рассматривание картины русского художника И.Е. Репина «Бурлаки на Волге»; рассматривание альбомов «Грибы и ягоды», «Рыбы», «Дикие животные», «Деревья»; беседа о реках и городах Самарской области; чтение преданий из книги «Жемчужины Жигулей» сост. С. Кузьменко; рассматривание книги «Жигули заповедные» сост. В.К. Туманов.

Взаимодействие с родителями: оформление выставки рисунков «Животные нашего края», подборка пословиц и поговорок о Родине.

Формы организации совместной деятельности:

ДЕТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДВИГАТЕЛЬНАЯ Игровое упражнение «Кто это»

Игра-эстафета «По грибы, по ягоды»

ИГРОВАЯ Развивающая игра «Найди и сосчитай»

ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Чтение стихотворений о Волке, знакомство с пословицей.

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ Рассматривание карты Самарской области, картины «Бурлаки на Волге»

КОММУНИКАТИВНАЯ Беседа, ситуативный разговор.

Материал к занятию: карта Самарской области, мяч, карточка с изображением гробов и ягод, корзины для игры-эстафеты, картина И.В. Репина «Бурлаки на Волге», карточки с изображением рыб для игры «Сколько рыб спрятал художник на картине» (на каждого ребёнка).

Содержание непосредственно-образовательной деятельности:

1. Включение детей в образовательную деятельность.

Воспитатель вносит в группу карту Самарской области (Самара выделена флажком) и помещает её на мольберт.

2. Вопросы к детям: Что я вам принесла? Зачем нужна карта? Как обозначаются на карте города? Я принесла вам карта нашей области, т. е. того места, где мы с вами живём. Как я это узнала? Наша карта цветная. Здесь и голубой цвет и зелёный, и коричневый. Что означают эти цвета? Какие реки протекают в нашем крае? Как вы думаете, какая река самая большая в нашем крае?

3. Путешествие по Волге. Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие по Волге. На чём мы с вами поплывём?

Дети предлагают варианты. Выбирают тот вариант, который понравился большинству детей.

Рассказ воспитателя о Волге. Воспитатель: предлагает сесть поудобнее и послушать ее рассказ. Итак, плывём по великой русской реке Волге. Реку часто называют Волгой – Матушкой, Волгой – кормилицей, Волгой – красавицей, Волгой – труженицей. А почему её так называют, мы сегодня узнаем.

Когда-то давным-давно, когда на Земле ещё жили древние люди, из маленького прозрачного ручейка на Валдайской возвышенности (показывает где) зародилась огромная река Волга. Но только тогда древние люди называли её по-другому, и названий было несколько. Одни народа называли её «Ра», что означает «щедрая». А щедрая — что означает? (добрая, всё отдающая). А другие народы называли её «Итиль», что означает Река — рек — самая главная, самая полноводная, самая могучая, самая широкая. А третья прозвали Волгой, что означает «Светлая». И действительно, эта река очень длинная. Река широкая и полноводная, потому что у Волги много помощников – притоков, больших и маленьких речек, которые несут в неё свои воды. Знаете, сколько их? – 200! В те далёкие времена вода была тихая, прозрачная и светлая. Поэтому в ней водилось много рыбы, да такой вкусной и редкостной, какой в заморских краях и не видывали. Интересно, что это была за рыба? Каких рыб вы знаете? Ответы детей.

Воспитатель предлагает сделать привал вот на островке (детям предлагает подойти к столам).

Развивающая игра «Найти и сосчитай». (Каждому ребенку предлагается картинка со спрятанными на ней рыбами. Рыбаки наловили много рыбы и спрятали своё улов на картинках. Надо найти их и сосчитать?)

Дети выполняют задание.

Воспитатель предлагает отправиться дальше. Вот такое было богатство в водах Волги! А если взглянуть на волжские берега, то нашему взору откроется дивный мир покоя и чарующей красоты. Послушайте, что писал о Волге великий русские поэт Н. А. Некрасов:

О Волга!... колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?
Один, по утренним зорям,
Когда ещё всё в мире спит

И алый блеск едва скользит
По темно-голубым волнам,
Я убегал к родной реке,
Иду на помощь рыбакам,

Катаюсь с ними в челноке,
Брожу с ружьём по островам.
То, как играющий зверёк,
С высокой кручи на песок

Скачусь, то берегом реки
Бегу, бросая камешки,
И песню громкую пою
Про удаль раннюю мою…

В те далёкие времена берега Волги были покрыты лесами. Да и сейчас по берегам Волги растут леса.

Вопросы к детям: Какие леса вы знаете? Какие деревья растут в нашем крае?

В таких лесах и зверям привольно жилось. Как вы думаете, каких зверей можно было встретить?

(Ответы детей)

Игровое упражнение с мячом «Назови, кто это». (Дети стоят в кругу, воспитатель бросает мяч детям по очереди и загадывает загадки о диких животных, ребенок бросает мяч обратно и говорит отгадку.)

Какие ещё лесные богатства вы знаете?

(Ответы детей)

Игра – эстафета «По грибы, по ягоды».

Беседа. Вот и представьте себе, какие богатства дарила людям Волга и её берега, какой красой очаровывала река людей. Поэтому и прозвали её Волга – красавица. Интересно, почему же людям так нравилось селиться на берегах Волги? Как вы считаете? Почему именно здесь рубили они свои избы, оставались тут на всю жизнь? Почему народ прозвал Волгу Волгой – кормилицей? Ребята, а мы ведь с вами знаем, что русский народ – народ гостеприимный, хлебосольный. А как вы понимаете эти слова? А на чём же они в гости друг к другу ездили? Грузы на чём возили?

(Ответы детей)

Рассматривание картины «Бурлаки на Волге». Вот как раз тогда, когда появились речные суда, появилась и очень трудная и опасная профессия – бурлаки. Сегодня я хочу вам показать картину русского художника И.Е. Репина «Бурлаки на Волге». Бурлаки – это люди, которые тянули речные суда вручную, с помощью верёвок и ремней. Присмотритесь к этим людям. Они измучены, еле стоят на ногах, некоторые вот – вот упадут. Среди них есть и совсем молодой юноша, и старики. А судно, которое они тащат, огромное, да ещё тяжело нагруженное, но этим людям негде работать, а значит, нечего есть. И поэтому они вынуждены наниматься к хозяину судна, который и платил – то им копейки за их труд. И невольно вспоминаются слова поэта:

Выдь на Волгу, чей стон раздаётся
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовётся,
То бурлаки идут бечевой.

Художник сопереживает этим людям, он словно хочет им помочь. Яркими нежными красками написан песок – он золотистый, блестит на солнце. Небосвод чистый, высокий. Такая яркая, чистая, спокойная природа – и измученные, голодные люди. Так не должно быть!

Беседа. Раньше по Волге можно было приплыть только в Каспийское море, а теперь и в Балтийское, и в Азовское, и в Чёрное, и в Белое. Как это стало возможным? У Волги же не было к ним прохода. Что, корабли по воздуху перелетают? Да нет, это люди с помощью умных машин прорыли каналы, создали искусственные моря и соединили Волгу с пятью морями. Волга – главный водный путь России (показать на карте). На некоторых участках Волги построены плотины. Здесь появились гидроэлектростанции, которые, используя энергию воды, вырабатывают электрический ток. Вот сколько важных дел у Волги каждые день! Вода её трудится каждую минуту: и возит, и светит, и радует каждого. А на берегах Волги построили заводы и фабрики: делают машины, строят корабли, шьют одежду, обувь. И везде используют воды Волги. Трудится, трудится река день и ночь для людей. Не зря её прозвали Волгой – труженицей.

К сожалению люди загрязняют Волгу. Вода становится мутной, начинают гибнуть рыбы, животные. По берегам засыхают деревья и кусты. А как вы, дети можете беречь воду?

(Ответы детей)

Запомните мудрую русскую пословицу: «Не загрязняйте реки – ведь они поят нас водой».

Заключительная беседа. Что нового вы узнали сегодня? Что особенно вам запомнилось? О чем вы расскажите дома своим родным?

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год