Проект "Балашиха вчера, сегодня, завтра"
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 17 «Одуванчик» г.о. Балашиха
Система работы с детьми старшего дошкольного возраста по нравственно-патриотическому воспитанию ПРОЕКТ «БАЛАШИХА ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА»
Составители: Воспитатели логопедической группы: Балаева С.Н., Данилова Т.Р. Балашиха, 2017
Введение
Приобщение ребенка к культуре своего народа, обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Скачать проект
Актуальность данной темы очевидна: изменились ведущие методические подходы к данной проблеме, ведутся поиски формирования механизма и этапности в воспитании любви к родному краю, определяется их место в эмоциональной и интеллектуально-нравственной структуре личности.
Система работы с детьми старшего дошкольного возраста по нравственно-патриотическому воспитанию
В 2016-2017 учебном году разработан проект «Балашиха вчера, сегодня, завтра» для дошкольников старшей группы, имеющий нравственно-патриотическое содержание.
Обоснование: Метод проекта наиболее приемлем в системе организации нравственно-патриотического воспитания, так как позволяет сочетать интересы всех участников проекта: педагогов, родителей, детей.
Цель данного проекта — показать возможность и эффективность формирования у детей старшего дошкольного возраста основ нравственно-патриотического знания.
Задачи:
- формирование духовно-нравственного отношения и чувства к родному городу, дому, семье, культурному наследию своего народа;
- формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края;
- воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей.
Содержание нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста включает в себя:
- знакомство с городом, его историей, государственной символикой;
- приобщение детей к культурному наследию;
- развитие элементов экологического сознания, ценностных ориентиров в поведении и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей природной среде;
- организацию творческой продуктивной деятельности родителей совместно с детьми.
Участники проекта
- воспитатели
- специалисты
- дети
- родители
Сроки реализации: сентябрь — май
1 этап Разработка проекта
- Разработка тематического планирования проекта.
- Подбор методического материала к проекту.
- Обогащение развивающей среды группы дидактическим и наглядным материалом с учетом возрастных особенностей.
- Повышение мотивации родителей воспитанников, активности в реализации проекта.
- этап Выполнение проекта
Формы и методы работы с детьми по образовательным областям ФГОС
Социально-коммуникативное развитие
- Игра-соревнование «Кто больше назовет улиц в нашем городе»;
- Игра-путешествие «Планета земля в опасности».
Познавательное развитие
- Рассматривание географической карты Балашихинского района;
- Экскурсии:
- в краеведческий музей
- в картинную галерею
- к спортивным объектам города Балашиха
- к «Аллее героев».
- Возложение цветов к памятнику неизвестному солдату.
- Презентации:
- «Как прекрасна Балашиха»
- «Исторические места города»
- «Необыкновенные дома».
Речевое развитие
- Беседы с детьми:
- «Любимый город Балашиха»
- «История нашего города»
- «Знакомство с флагом, гербом РФ, Балашихи
- «Подвиги народа в годы ВОВ»
- «Они прославили наш город»
- «Спортивные сооружения Балашихи»
- «Город будущего»
- «Лес – наше богатство»
- «Сохраним планету чистой для потомков»
- о празднике «День пожилого человека»
- Рассказы:
- о достопримечательностях города
- «Улицы города»
- о климатических условиях и природе города Балашиха
- о людях разных профессий, которые живут в нашем городе
- «Моя семья».
- Конкурс рассказов на тему: «Горнолыжный комплекс».
Художественно-эстетическое развитие
- Выставка рисунков: «Мой город»;
- Разучивание песен и стихов о Балашихе.
- Рисунки на тему: «Герб города», «Парк будущего;
- Изготовление бус из ягод рябины, шиповника;
- Создание с детьми альбома «Растения нашего края»;
- Изготовление стенда: «Панорама добрых дел»;
- Изодеятельность. Изготовление праздничных открыток к 9 мая;
- Рисунки детей на асфальте «Мир без войны».
Физическое развитие
- Спортивный досуг: «Юные спортсмены нашего города»;
- Досуг: «Папа, мама, я – дружная семья».
Формы и методы работы с родителями
- Беседа с детьми о Балашихе в годы их юности (что изменилось).
- Экскурсия с родителями к спортивному горнолыжному комплексу «Лисья гора».
- Создание уголка: «История города».
- Создание макета с детьми: «Наш город».
- Изготовление макета «Церковь Александра Невского».
- Рисунок «Город будущего».
- Работа с родителями:
а) создание фотоальбома «Семейные традиции»;
б) изготовление поделки «Флаг моей семьи».
8. Трудовая деятельность:
а) сбор лекарственных растений;
б) сделаем наш край чистым;
9. Работа с родителями по организации мероприятий: «Встреча с ветеранами», «Героями семьи».
10. Создание фотоальбома «Они защищали Родину».
3 этап. Презентация проекта
- Представление уголка краеведения (в конце года).
- Оформление фотовыставки «Моя семья в истории города».
- Музыкальное развлечение.
Примерные результаты реализации проекта:
- Расширились представления детей о Балашихе, достопримечательностях города и людях, работающих в нем
- Сформировались знания у воспитанников о Балашихе в прошлом и настоящем
- Развился познавательный интерес и навыки исследования доступных объектов города
- Активизировалось воображение, творческая инициатива воспитанников через игры на тему Балашиха в будущем
- Расширились знания детей о государственной символике, сформировалось уважительное отношение к ним
- Появилось осознание чувства собственного достоинства ребенка как представителя своего народа и гордости за свою малую родину
- Развился познавательный интерес к истории своей семьи, сложился интерес к совместной с родителями творческой и трудовой деятельности
- Развились элементы экологического сознания, ценностных ориентиров в поведении и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей природной среде
- Сформировать чувство любви и гордости за свою Родину, город на основе изучения военной истории Отечества.
Заключение
Одной из важнейших задач развития личности ребёнка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства, культурно-исторического опыта народа, своей страны, создаваемого веками громадным количеством поколений.
Формирование знаний о своем городе, стране, моральных качествах человека начинается в дошкольном детстве. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее развитие детей. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества. Через совместную деятельность формируются такие важные для человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им, активность и инициативу в самостоятельной деятельности.
В процессе совместной деятельности с использованием различных форм работы, проведенная работа позволит овладеть знаниями о родном крае, родной природе, ценностными ориентирами в поведении и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей природной среде, сформировать чувство любви и гордости за свою Родину, город на основе изучения военной истории Отечества.
Литература
- Антонов Ю.Е. Левина Л.В. Как научить детей любить Родину. – М., 2003.
- Галанин А. Балашиха в лицах и биографиях. – М.: Дельта, 2005.
- Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. М.: Скрипторий, 2010.
- Зверева О.Л. Социальное развитие ребенка. – М.: А.П. О., 1996.
- Литвинова Р.М., Пащенко А.Т. Региональная культура: художники, писатели, композиторы, 2011.
- Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать…- М.: Скрипторий, 2010.
- Новицкая М.Ю. Патриотическое воспитание в детском саду. – М.: Линка-Пресс, 2004.
- Семкин Г.В. Страна, в которой я живу. Атлас. – М.: Владос, 2013.
|