Методическая разработка «Инновационные технологии в Петербурговедении для дошкольников» |
Патриотизм детям | |||
Автор: Костина Марина Васильевна | |||
09.04.2016 09:31 | |||
Методическая разработка «Инновационные технологии в Петербурговедении для дошкольников» Костина М.В. воспитатель ГБДОУ д/с №43 Центрального района Г.Санкт-Петербурга Петербурговедение – одна из интереснейших и сложных тем для дошкольников. Как сделать этот сложнейший материал доступным, захватывающим, развивающим способности ребенка? Как сформировать неутихающий интерес к истории и архитектуре родного города? Эти задачи мы ставим каждый раз в совместной деятельности с детьми. Но, к сожалению, очень часто бывает, что дети уже к началу школьного обучения пресыщаются информацией, устают, не понимают, зачем им нужна история города, не могут воспринять и оценить величие и красоту города. Так же на занятиях по краеведению мы ставим общие образовательные и развивающие цели и задачи: расширять кругозор детей, дать детям представление о родном городе, расширять лексический словарь детей и т.д. Но архитектура – область более широкая, и на таких занятиях мы можем научить строить чертежи, работать в команде, соотносить величины при подборе строительного материала. То есть, мы решаем труднейшие задачи по переходу от наглядно-действенного мышления к образному и формированию азов абстрактно-логического мышления на базе изучения предметов культуры и искусства. Серьезное место отводится предварительной работе с детьми. Необходимо рассмотреть план (карту) Петербурга. Обратить внимание на то, что наш город построен на берегах рек и Финского залива. Познакомить детей с названиями основных рек Санкт-Петербурга, дворцов, храмов, памятников, мостов. Детей заинтересуют настольные игры про Санкт-Петербург. Но они, как правило, достаточно сложны даже для старших дошкольников — понадобится контроль и помощь со стороны воспитателя. Интересны «игры –ходилки», которые можно нарисовать самим, наклеив вырезанные изображения памятников и знаменитых мест. Вариантом такой игры может стать план территории вокруг детского сада (особенно, если д/с находится в историческом центре). Экскурсии и прогулки по городу с воспитателями и родителями, рисование машрутов прогулок так же неотъемлемая и значимая часть ознакомления с историей любого города. Большой популярностью пользуются фигурки-трафареты: дети обводят и раскрашивают.
Варианты ознакомления с историческим центром Санкт-Петербурга с использованием развивающих игр. Палочки Кюизенера. Выложи Петропавловскую крепость, Исаакиевский собор, Казанский собор, Спас на крови и т.д. Вариант игры: догадайся, какой собор выложили из палочек? Детям обязательна наглядная опора на картины. Блоки Дьенеша. Выложи из блоков Эрмитаж и Петропавловскую крепость. (На фото дети выложили цветные мосты через Мойку, Исаакиевский собор, Здание Биржи на Стрелке ВО, Эрмитаж, Петропавловскую крепость, Дворцовый и Троицкий мосты и наш детский сад.) Работу организуем в форме игры по командам (подгруппам) или индивидуально. Варианты ознакомления с мостами СПБ. Вопрос (проблема): Как жителям города перейти с одного берега реки на другой? Дети ищут варианты ответов. Что такое мост? Оборудование и материалы: Презентация «Мосты Санкт-Петербурга», презентация «Петербург времен Петра 1», план или карта СПБ, палочки Кюизенера, планы СПБ (реки) на каждого ребенка, картина с изображением моста. Проблема: Зачем нужны мосты? Как жить в городе без мостов? 1. Игровой момент: К нам в гости на машине времени прилетел мальчик из прошлого. Он хочет рассказать нам, какой Петербург был в давние времена, когда еще только строился. А машина времени нам поможет. (Использовать презентацию) Мальчик из прошлого: Петр I решил построить город на берегах большой и полноводной реки Невы. Рассматриваем карту. Сначала была заложена Петропавловская крепость. Одновременно на правом и левом берегах Невы строились дворцы и простые дома. Моя мама живет на левом берегу, а я при Адмиралтействе, на правом. Целый день я учусь строить корабли, а вечером хочу вернуться домой. Но это непросто. Лодочная переправа работает не всегда. Ночью, в плохую погоду, когда сильные волны на другой берег не попасть. А как Вы попадаете на другой берег? -- Мы в любое время. Ребята, как мы переходим с одного берега на другой? (По мосту) Что такое мост? Зачем так много мостов построено в нашем городе (чтобы люди свободно могли перейти с одного берега на другой). Что было бы, если бы в нашем городе пропали мосты? 2. В Петербурге построено много мостов. Презентация «Мосты СПБ» 3. Строительство моста — непростая работа. Сначала инженеры делают чертеж. Надо решить, Какими должны быть мосты? (Длиной, равной ширине реки или больше; высокими, чтобы под ними могли проплыть кораблики; разводными, чтобы могли проплыть большие корабли; прочными, ровными. Будет мост пешеходным, или для машин, поездов)). Решить, где будет построен мост. (Отметить на плане города места для мостов, выбранные каждой командой» (можно магнитом) Рассмотреть изображение моста (картина). Познакомить детей с понятиями: Опоры моста, въезд, скат. Разобрать, с чего надо начинать строительство моста. Дети делятся на команды (по 4 человека за столом). Каждая команда создает свой чертеж моста. Представляет (через какую реку, объясняет, какие функции будет выполнять мост) 4. Строим мосты с использованием «Цветных палочек Кюизенера». Вы построили замечательные чертежи новых мостов. А какие мосты уже построены? Давайте выложим их на плане города. (Соотносим длину моста с шириной реки) Выдать на каждую команду план города. Строим мосты с опорой на презентацию: Дворцовый, Троицкий, Литейный и т.д. Находим цветные мосты через Мойку. 5. Мальчик из прошлого: Ребята, Вы меня очень многому научили. Можно Вы нарисуете для меня мосты на плане города, а я возьму их с собой в прошлое? Спасибо. По результатам совместной деятельности можно оформить выставку «Мосты СПБ», «Мой родной Петербург», «Мои любимые места в Петербурге» (фото ребенка на фоне достопримечательности, а также рабочие фото, планы, чертежи и, рисунки детей.
|