«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» |
Патриотизм детям | |||
Автор: Грязнова Наталья Викторовна | |||
10.12.2015 23:38 | |||
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Из опыта работы воспитателя Грязновой Н.В. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно – исторического опыта поколений – одна из серьёзных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры.
О важности приобщения детей к истокам русской народной культуры написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь, поддерживает интерес к истории и культуре своего народа. Внедрение фольклора в практику эстетического и художественного воспитания, изучение традиций и обычаев своего народа является важным звеном в образовательно-воспитательном процессе. В педагогической мудрости русского народа наблюдается достаточно четкая дифференциация форм воспитания:
Наиболее важным в наши дни представляется рассмотрение средств народной педагогики, несущих идею самореализующейся творческой личности и дающих знание о способах приобщения к самостоятельной творческой деятельности. Актуальность нашего исследования определяется той уникальной ролью, которую играет приобщение детей к русской народной культуре в становлении личности и самосознания ребенка-дошкольника. Объект исследования: процесс приобщения дошкольников к русской народной культуре. Предмет исследования: праздники и развлечения как средство приобщения дошкольников русской народной культуре. Цель исследования: выявить условия приобщения дошкольников к русской народной культуре. Задачи исследования:
Гипотеза: мы предполагаем, что проведение детских праздников и развлечений, тематика которых охватывает главные элементы русской народной культуры (в частности, устное народное творчество и фольклор, элементы быта, декоративно-прикладного искусства и т.д.) будет способствовать более эффективному приобщению дошкольников к культуре русского народа. Методы исследования: обзор литературы по данной теме, изучение передового педагогического опыта, теоретический анализ педагогических идей, эмпирические методы (наблюдение, беседа, игровые упражнения), эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный). База исследования – МБДОУ ДС № 32 «Березка» г. Туапсе. Эксперимент проводился с детьми 4-5 лет средней группы. Целью экспериментальной части исследования было доказать, что проведение детских праздников и развлечений, тематика которых охватывает элементы русской народной культуры, будет способствовать более эффективному приобщению дошкольников к культуре русского народа. Задачи:
В основу работы положены следующие принципы:
В основу нашего эксперимента легла программа "Приобщение детей к истокам русской народной культуры" (авторы О.Л. Князева, М.Д. Маханева). Экспериментальная работа проходила в три этапа: констатирующий этап, включающий диагностику имеющегося уровня этнической культуры детей; формирующий этап, заключающийся в апробировании на практике эффективности разработанной методики формирования этнической культуры дошкольников; контрольный эксперимент, представляющий результаты диагностирования, эффективности проведенной работы, сопоставление и обобщение полученных результатов. В результате исследования мы пришли к следующим выводам:
В процессе работы по обучению детей составлять рассказы по теме занятия удалось решить воспитательные задачи: дети научились выслушивать рассказы сверстников, помогать им в случае затруднений, замечать речевые и логические ошибки и доброжелательно исправлять их. Приобретенные навыки дети используют и в повседневной жизни — в общении между собой, при взаимодействии друг с другом в разных видах детской деятельности. Гипотеза исследования доказана: разработанная нами система проведения детских праздников и развлечений способствует эффективному приобщению дошкольников к русской народной культуре, попутно решая некоторые проблемы нравственно-эстетического воспитания и развития речи.
|