Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Нравственно-патриотическое воспитание и пути его реализации в детском саду.
Патриотизм детям
Автор: Мухаметханова Разиля Рафаковна   
14.09.2015 10:48

Нравственно-патриотическое воспитание и пути его реализации в детском саду.Нравственно-патриотическое воспитание и пути его реализации в детском саду.

С 2013 года происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. В первую очередь, нормативно правовые документы федерального уровня. Закон об образовании от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» внесли значительные коррективы в сложившееся

представление педагогов о работе дошкольных учреждений. Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей. Особый интерес в этом плане представляет дошкольное детство как первая ступень системы непрерывного образования. Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и

 

Скачать презентацию

пониманию других людей. Предназначение дошкольного образования на современном этапе состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, здорового образа жизни.

В условиях ФГОС основной целью образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является – позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Одним из основных направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над нравственными ценностями, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость, утрачиваются формы коллективной деятельности, происходит пропаганда ложных ценностей. Активно противостоять этим негативным тенденциям,

призваны детский сад и школа, которым обществом поручена высокая и ответственная миссия – формирование личности юного человека. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, нравственного самоопределения и становления самосознания. Нравственно-патриотическое и гражданское воспитание – важная задача отечественной дошкольной педагогики.

С самого раннего возраста необходимо обогащать знания и представления ребёнка о родном городе, стране, особенностях русских традициях; способствовать воспитанию сочувствия и сострадания к чужому горю, доброжелательного отношения к близким людям, товарищам по группе; приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине; формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.

Нравственно-патриотическое воспитание можно рассматривать как основную часть, одно из направлений образовательного процесса. Главная и конечная цель нравственно-патриотического воспитания – подготовка молодёжи к ответственному участию в жизни страны. Её суть заключается в усвоении идей и гуманистических ценностей, лежащих в основе современного конституционного порядка и организации жизни демократического общества.

Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание. В.Г. Белинский, К.Д. Ушинский, Н.А. Добролюбов и другие считали, что воспитание в ребёнке патриота и гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нём гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и

жестокости. В.А. Сухомлинский считал, что с малых лет важно, воспитывая чувства,

учить ребёнка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя

своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не

станет настоящим человеком и гражданином. В наши дни одно из направлений

отечественной педагогики предполагает обращение к нравственным ценностям

отечественного образования и воспитания. Это связано с необходимостью восстановления

традиций, уклада жизни и форм национального опыта. Нравственное возрождение – есть

главное условие выживания нашего общества, сохранения российского народа и

российской государственности.

Нравственность при общем сходстве у каждого народа имеет свои особые отличия. В

каждом народе своеобразно проявляются благотворительность, почтение к родителям, к

старшим, вежливость. Эти нравственные особенности возникают и растут под сенью

семьи, общества, государства. «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и

сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать

подлинным патриотом» (С. Михалков). Наш современник Д.С. Лихачёв отмечал, что

чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную оседлость»,

так как без корней в родной местности, в родной стороне человек похож на иссушенное

растение перекати-поле.

Нравственные упражнения ума, чувств и сердца ребёнка являются основным средством

нравственно-патриотического воспитания, а основной формой – служение добру,

служение людям. Специально организованная система образовательной деятельности с

детьми обеспечивает их психическое развитие, развивает мыслительную и речевую

деятельность, способствует включению ребёнка в начальный виток системы новых для

него социальных отношений к взрослым, знаниям, процессу их приобретения, к себе, как

субъекту деятельности.

Решая задачи нравственно-патриотического воспитания необходимо строить свою работу

в соответствии с конкретными местными условиями и особенностями детей на основе

следующих принципов: «позитивный центризм» (отбор наиболее актуальных для ребёнка

этого возраста знаний); непрерывность и преемственность педагогического процесса;

дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его

психологических особенностей, возможностей и интересов; рациональное сочетание

разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных,

эмоциональных и двигательных нагрузок; деятельный подход; развивающий характер

обучения, основанный на детской активности. Всё это способствует развитию базовых

качеств личности, воспитанию любви к своему Отечеству, формированию доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в

отдельности правильному развитию микроклимата в семье, исключает перегрузку

педагогического процесса, что в целом способствует реализации направлений программы

развития детского сада и повышению качества дошкольного образования. В общей

системе воспитательной и образовательной работы детского сада нравственно-

патриотическое воспитание занимает очень большое место, поэтому основы, заложенные

в детском саду, помогут успешно решить главную задачу – быть необходимым

гражданином и патриотом для своего города, своей страны, Родины.

Подводя итог, хочется сказать, что воспитание любви к своей Родине – это

многотрудный, долговременный, ювелирный процесс, он должен осуществляться

ненавязчиво и постоянно, с самого раннего детства. Именно игра поможет сделать,

чтобы впечатления детства у наших воспитанников стали истоками любви к родному

городу и к людям, живущим в нем, истоками патриотических чувств.

Чувство Родины начинается с отношения к семье, к самым близким людям – к матери,

отцу, бабушке, дедушке, с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он

изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления ещё не

осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную

роль в становлении личности патриота. Знакомясь с родным городом, его

достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный

временной период и в то же время приобщаться к богатством национальной и мировой

культуры. Важное место в ряду методов и приемов, направленных на реализацию

содержания программы занимает игра и прежде всего дидактическая игра, которая

представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Играя дети

незаметно для себя, закрепляют имеющиеся и приобретают новые знания о родной стране,

о родном городе, учатся осуществлять поисковые действия, мыслить и творить, а самое

главное — игры позволяют педагогу повысить личностную значимость и

привлекательность для дошкольников предлагаемого им краеведческого материала.

Использованная литература: Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у

старших дошкольников. — М.: Пр., 1989. 2. Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова

С.А.. Родной край. — М.: Пр., Ильина Л. Н. Нравственно-патриотическое воспитание и

пути его реализации в детском саду [Текст] / Л. Н. Ильина, Г. И. Посохова // Актуальные

задачи педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита:

Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 48-50.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год