Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Экспериментальная работа по формированию представлений о родном крае у детей 6 – 7 лет в проектной деятельности
Патриотизм детям
Автор: Киреева Елена Николаевна   
30.08.2015 07:16

Экспериментальная работа по формированию представлений о родном крае у детей 6 – 7 лет в проектной деятельностиЭкспериментальная работа по формированию представлений о родном крае у детей 6 – 7 лет в проектной деятельности

Уровень развития ребенка сегодня становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Педагоги ДОУ ориентируются не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности. Уважение к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития – непременные условия гуманистического подхода. Взрослые должны не только уделять внимание формированию знаний, умений, навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и обучать через совместный поиск решений, предоставлять ребенку возможность самостоятельно овладеть нормами культуры [22, с. 97].

 

Скачать конспект

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.

Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни: производственных, личных, социально-политических. Проектирование требует индивидуальных оригинальных решений и в то же время коллективного творчества. За счет работы в режиме группового творчества интенсивно развиваются способности к рефлексии, выбору адекватных решений, умению выстраивать из частей целое [33, с. 24].

Исходя из вышесказанного целью данной работы стали:

  1. Проведение диагностики по формированию представлений о родном крае у детей 6 – 7 лет.
  2. Апробирование методики организации проектной деятельности по ознакомлению дошкольников с родным краем.
  3. Выявление представлений о родном крае у детей 6 – 7 лет

Экспериментальное исследование по выявлению представлений о родном крае у детей 6 – 7 лет проводились на базе МДОУ «Детский сад № 124 комбинированного вида» г. о. Саранск. В эксперименте участвовало 20 детей.

Эксперимент включал в себя три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.

На первом этапе экспериментальной работы был проведён констатирующий этап по диагностированию детей 6 – 7 лет с целью выявления уровня знаний и представлений об истории и культуре родного города, поскольку, как показало исследование Т. Г. Кобзевой [18], знания и представления выступают основой познавательного интереса.

На данном этапе были использованы следующие методы: беседа, анализ продуктов деятельности, игровые методы, эксперимент.

Для получения наиболее точных результатов о качестве представлений о родном крае были разработаны критерии оценки для распределения детей по соответствующим уровням:

  • сформированности знаний о достопримечательностях, культуре и традициях родного города, края;
  • аргументированность ответов детей;
  • устойчивый интерес к изучению данной проблемы;
  • степень эмоционально-нравственных реакций: отзывчивости, адекватность собственного отношения к проявлению чувства любви к родному краю.

На основе системы критериев была разработана шкала оценки формирования представлений о родном крае у детей 6 – 7 лет. Ответы детей и их поведение во время проведения диагностики оценивались от 1 до 3-х баллов по каждой методике:

3 балла – ребенок грамотно и правильно отвечает на вопрос, аргументирует свой ответ, проявляет интерес к беседе или игре; 2 балла – ребенок отвечает на вопросы при помощи воспитателя, интерес ситуативен, ребенок отвлекается во время игры или беседы; 1 балл – ребенок оказывается отвечать на вопросы или отвечает неверно, интереса к беседе не проявляет, легко отвлекается на другие занятия. По итогам диагностики баллы суммировались.

Высокий уровень (9-12 баллов). Знает название города, края, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зелёные зоны родного города, 4-5 улиц, площади; знает и узнаёт флаг, герб города Саранск, может объяснить символику герба; называет народные праздники, приметы быта; называет природные богатства родного края, передаёт настроение.

Средний уровень (6-8 баллов). Знает название города, свой домашний адрес, герб города Саранска; затрудняется назвать достопримечательности, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, предметы быта. Ответы дают без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.

Низкий уровень (3-5 баллов). Ребёнок затрудняется отвечать на поставленные вопросы, знает название города, не может объяснить символику родного города. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.

Задание 1. Беседа «Родной край».

Для предварительной диагностики с детьми была проведена беседа «Родной край» с целью определить уровень знаний о родном городе, крае (знать название своего города, района, домашнего адреса. Называть достопримечательности города, название улиц.)

Предварительная работа: беседы, занятия, показ слайдов.

Оборудование: развивающая игра «Собери картинку». Конверт с картинкой-пазлом изображения знакомых мест нашего города.

Методы: беседа, игра.

Ход проведения: беседа с детьми на знание своего города, района, домашнего адреса. Примерные вопросы представлены в Приложении 1.

Детям предлагается конверт с картинкой-пазлом изображения знакомых мест нашего города. Дети работают парами. Чья пара первая соберет картинку, поднимает руку. Дети отвечают, что это за место и рассказывают о нем.

Оценка результатов. 5 детей (Артем К., Максим А., Ярослав Б., Полина Т., Валера К.) – без особого труда назвали Саранск своим городом, район где проживают, домашний адрес. Связно и последовательно отвечали на поставленные вопросы, быстро ориентировались. При беседе с воспитателем были заинтересованы, называли достопримечательности города, где они расположены, 4 – 5 улиц, площадь (Советская).

У 9 детей (Витя В., Дарина А., Лера Н., Настя Ш., Катя Б., Егор Н., Самир К., Снежана Ш., Ксюша Б.) – ответы были неуверенными, требовалась помощь взрослого. На поставленные вопросы отвечали последовательно, но иногда ответы были слишком краткими. Дети иногда допускали незначительные ошибки. Знают название достопримечательностей, но не могут объяснить их местонахождение.

8 детей (Дима К., Илья К., Настя А., Вова К., Вика Г., Игорь М., Диана М., Влад А.) – часто допускали ошибки. Затруднялись назвать домашний адрес, достопримечательности города. На поставленные вопросы отвечали с трудом, в основном неверно. Некоторые вопросы приходилось повторять несколько раз и только с помощью взрослого дети смогли ответить.

Задание 2. «Символика родного города»

Цель задания: определить уровень знаний о гербе родного города.

Материалы: герб города Саранска.

Методы: беседа

Ход проведения: беседа и рассматривание герба г. Саранска.

Оценка результатов. 5 детей (Артем К., Максим А., Ярослав Б., Полина Т., Валера К.) – правильно называли цвета флага и знали порядок их расположения, без труда называли значение изображения на гербе своего города, могли объяснить символику герба, проявляют интерес.

9 детей (Дарина А., Витя В., Лера Н., Сергей Ш., Настя А., Катя Б., Егор Н., Снежана Ш., Самир К.) – допускали незначительные ошибки, с помощью взрослого рассказывали о символах герба и их значении.

7 детей экспериментальной группы (Дима К., Илья К., Вова К., Влад А., Вика Г., Игорь М., Диана М.) – затруднялись рассказать о символах герба, постоянно обращались за помощью к взрослому, не проявляли интереса к теме.

Задание 3 «Культура и традиции мордовского народа»

Цель: определить уровень знаний о культуре и традициях мордовского народа.

Предварительная работа: беседы, занятия.

Ход проведения: педагог предлагает рассмотреть предметы мордовского быта, назвать их, рассказать для чего их использовали.

Оценка результатов. 2 детей (Максим А., Полина Т.) – рассматривая предметы быта, безошибочно называли их, рассказывали об их использовании в быту, знают название народных праздников их значение.

10 детей (Артем К., Дарина А., Витя В., Лера Н., Настя Ш., Валера К., Катя Б., Егор Н., Снежана Ш., Влад А.) в основном правильно называли предметы быта. После дополнительных вопросов взрослого, объясняли, как люди использовали эти предметы. В отдельных случаях затруднялись ответить.

8 детей экспериментальной группы (Лера Н., Дима К., Илья Я., Вова К., Самир К., Вика Г., Игорь М., Диана М.) – допускали значительные ошибки, не всегда правильно называли предметы быта, затруднялись при ответе для чего они использовались, часто обращались за помощью взрослого.

Задание 4. «Историко-географический и природный компоненты родного края»

Цель: определить уровень знаний о природных богатствах мордовского края; о историко – географическом расположении родного города.

Предварительная работа: беседы, целевые прогулки, дидактическая игра «Четвертый лишний»

Оборудование: интерактивная доска, экран которой разделен на 4 части, картинки с птицами, животными и растениями, обитающими на территории Мордовии, России и других стран.

Ход игры. Ведущий выводит на экран карточки с изображениями животных, птиц или растений. Дети находят и исключают тех, которые не живут (не растут) в Мордовии, объясняют почему.

Оценка результатов.

2 детей (Дарина А., Валера К.) – правильно называли растительность, животный мир Мордовии, проявляли фантазию и творчество при ответах, выражали эстетическое отношение к природе.

У 11 детей (Максим А., Артем К., Витя В., Лера Н., Сергей Ш., Дима К., Полина Т., Катя Б., Егор Н., Снежана Ш., Самир К.) – возникали трудности при ответах на вопросы, или отвечали неоднозначно, иногда обращались за помощью к педагогу.

7 детей (Настя А., Илья К., Вова К., Влад А., Вика Г., Игорь М., Диана М.) – не всегда правильно отвечали на вопросы, затруднялись при ответах, не выражали эстетического отношения к природе.

Результаты констатирующего этапа эксперимента представлены в таблицах 2.1, 2.2.

На основании проведенного констатирующего эксперимента можно сделать вывод о том, что для детей Саранск – это прежде всего столица Республики Мордовия, в которой проживают жители мордовской национальности. Старшие дошкольники имеют недостаточные представления о достопримечательностях современного города Саранска. Дошкольники мало знакомы с геральдикой города, республики, страны. У детей отсутствуют чёткие представления об историко-культурной специфике республики, о выдающихся деятелях республики. дети не умеют выражать своё отношение к родному краю, не могут объяснить принадлежности к истории своего края, не проявляют интереса к истории родного края.

Обобщая результаты проведённого эксперимента, нужно указать на необходимость комплексного, системного использования в воспитательно-образовательном процессе педагогического потенциала культуры народов, проживающих в данном регионе, с включением материала об истории и культуре родного края.

2. Организация проектной деятельности по ознакомлению дошкольников с родным краем

Полученные результаты констатирующего этапа, описанные в параграфе 1, позволили определить перспективы для формирующего этапа эксперимента, в ходе которого осуществлялась целенаправленная работа по разработке проектов, направленных на ознакомление с родным краем детей старшего дошкольного возраста.

Цель формирующего эксперимента – внедрение в педагогический процесс проектной деятельности, направленной на формирование знаний о родном городе, республике, стране и воспитание ценностного отношения к родному краю у детей старшего дошкольного возраста.

Для реализации проекта был разработан проект «Люби и знай родной свой край – Республику Мордовия».

Цель проекта: сформировать у детей 6 – 7 лет представлений о родном крае и родном городе.

Задачи проекта:

  1. углубить знания детей о родном городе: истории, достопримечательностях, символике;
  2. расширить знания детей о флоре и фауне республики;
  3. познакомить с костюмом, бытом мордовского народа;
  4. воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордится им;
  5. формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды;
  6. информатизация процесса за счет использования ИКТ-технологий.

Ожидаемые результаты:

Дети должны знать и называть свой город, символику города, достопримечательности, климатические условия; флору и фауну. У детей должно быть сформировано чувство гордости за свой город и желание сохранить его чистым и красивым.

Участники проекта: дети 6 – 7 лет.

Презентация проекта: праздник «Цвети мой край – Мордовия моя».

Актуальность: недостаточный уровень знаний у детей 6 – 7 лет о родном крае, городе.

Длительность проекта: 3 месяца.

Вид проекта: творческий, групповой.

Разделы программы, содержание которых включено в проект: развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, занятия по ознакомлению с окружающим миром.

Этапы проекта:

  1. Проведение родительского собрания.
  2. Подбор информации в книгах, журналах, интернет-источниках, краеведческом музее, помощь родителей в подборе информации и составление плана работы на заданную тему.
  3. Проведение непосредственно-образовательной деятельности с детьми.

Важным условием эффективности работы по ознакомлению детей 6 – 7 лет с родным краем является просвещение родителей и привлечение их к активному участию в проекте. Невозможно сформировать у ребёнка положительного отношения к государственным символам, интереса к истории и традициям своего края, если в его семье не будет адекватного понимания истории родного края.

Исходя из этого, с целью более активного участия составлен план работы с родителями, включающий организацию консультаций на темы «Роль родителей в воспитании у детей любви к родному краю, (городу)», «Воспитание у детей любви к родной природе»; подготовку совместно с родителями выставки «Мы из Саранска» — фотографии детей в известных местах города.

Следующим этапом стало воссоздание неповторимой среды мордовского быта, с помощью которой ребёнок как бы входит в мир национального фольклора, уклада жизни. Собранные предметы обихода, образцы народного творчества мы поместили в мини-музей «Мордовская изба», которому отводится особое место в формировании представлений о родном крае у старших дошкольников.

Именно здесь впервые дети видят национальные костюмы, старинную посуду и мебель, предметы труда (самовар, сундук, колыбель, прялку и многое другое).

Все эти предметы вызывают у детей неподдельный интерес, напоминали о традициях нашего культурного прошлого, расширяли их представления о жизни предков в прошлом.

В мини-музее мы регулярно проводили мероприятия по ознакомлению с художественной литературой, как русских, так и мордовских писателей и поэтов.

Активно использовалось мультимедийное сопровождение воспитательно-образовательного процесса: виртуальные путешествия по городу; просмотр презентаций о животном и растительном мире республики; виртуальные посещения музеев; прослушивание песен, просмотр мордовских народных сказок (таблица 2.3).

На основании разработанной непосредственно-образовательной деятельности и тематического плана разрабатывались конспекты конкретных развивающих мероприятий.

Результатом проведения непосредственно-образовательной деятельности с детьми было оформление в группе музея гербов, где наряду с гербом родного города, выполненном в разных техниках (аппликация, мозаика, объемная аппликация и т. д.), был представлен разработанный в совместной деятельности с детьми герб детского сада.

Выставки детских работ также способствовали возникновению интереса к символике и включению родителей в совместную с детьми творческую деятельность.

В книжном уголке были выставлены книги познавательного характера, иллюстративно – дидактический материал (иллюстрации о природе родного края, страны, фотоальбомы исторического и современного города, предметы народно-прикладного искусства).

Для того чтобы показать, как можно применять мордовские народные традиции в повседневной жизни детей, в рамках проекта проведены мероприятия по разным темам: «Одежда наших предков», «Как прекрасен ты, родной Саранск!», «По улицам родного города» и другие; сценарии праздников: «Посиделки с бабушкой Алдоней», «В гостях у Вирявы».

В итоге, с целью совершенствования системы по ознакомлению детей с родным краем в старшей группе детского сада был реализован проект «Люби и знай свой край – Республику Мордовия». Следует отметить высокий интерес и активность детей в разных видах деятельности, их желание продолжить такого рода занятия, но этим не должна ограничиваться деятельность воспитателя по формированию представлений о родном крае, культуре и истории, а также процесс воспитания любви к родине процесс длительный и сложный.

3. Анализ результатов исследования

По окончании проекта был проведён контрольный эксперимент. Был использован тот же диагностический инструментарий, что и на констатирующем этапе. Цель контрольного эксперимента – выявить динамику сформированности знаний о родном городе, республике, стране у детей и определить эффективность апробированного проекта «Люби и знай свой край Республику Мордовию».

Проверка эффективности проекта после проведения формирующего эксперимента свидетельствуют о том, что наши предположения об эффективном влиянии проектной деятельности, направленной на формирование представлений о родном крае оказались верными.

Для примера несколько рассказов детей.

Артем К.: «Раньше я не знал на какой улице живу. Я рассказал маме и папе о том, что в нашем городе много разных улиц, памятников, музеев».

Лера Н.: «Мне понравился рассказ о гербе и флаге России и Мордовии, я теперь знаю всё».

Настя Ш.: «Я знаю, что такое краеведческий музей – там хранится старая посуда, одежда людей, которые раньше жили в нашем городе».

Витя В.: «А я теперь знаю, что есть Красная книга Мордовии, в которой есть редкие животные и травы».

Снежана Ш.: «У нас в Саранске есть много великий людей как С.Эрьзя».

Дарина А.: «У нас в городе много достопримечательностей театры, музеи, памятники, поющий фонтан».

У оставшихся детей были примерно такие же ответы как у Дарины.

После повторного проведения опроса детей были получены следующие результаты (таблицы 2.4, 2.5).

При сопоставлении результатов констатирующего и контрольного этапов можно говорить о том, что уровень знаний у детей значительно повысился: количество детей, имеющих высокий уровень увеличился на 10%, с низким уровнем детей нет.

Также наблюдение за детьми показало проявление интереса детей к истории и культуре родного края – дети проявляли любознательность, задавали вопросы воспитателю и родителям, выступали инициаторами общения на краеведческую тематику. На основе анализа вышеуказанных результатов, можно сделать заключение, что проведённая проектная деятельность и используемые формы, средства и методы работы для повышения уровня знаний о родном городе, республике, стране у детей старшего дошкольного возраста являются эффективными.

Систематическая и планомерная работа по ознакомлению детей с родным краем с помощью проектной деятельности способствовала обогащению знаний дошкольников и появлению у них интереса к родному краю. Дети узнали много нового о городе Саранске, о жителях Мордовии, об их обычаях и традициях. В игровой и трудовой деятельности между детьми улучшились дружеские взаимоотношения.

Заключение

Поскольку любовь к отчизне начинается с любви к своей малой родине, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона. Краеведческий подход в образовании дошкольников даёт возможность гуманизировать процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане. Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

Метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересными мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.

Технология проектирования формирует у ребёнка главную потребность – потребность саморазвития как естественного состояния. Метод проекта помогает осуществить гуманистический подход к воспитанию – уважение к ребёнку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития.

Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе.

Нами было проведено исследование, направленное на выявление сформированности знаний о родном крае, республике, стране у детей подготовительной к школе группы. По результатам констатирующего этапа можно говорить о недостаточном уровне знаний о родном городе, республике, стране, что обуславливает необходимость разработки специальной технологии, направленной на совершенствование этих знаний в дошкольном образовательном учреждении.

Для этого был разработан образовательный проект «Люби и знай свой край – Республику Мордовия», целью которого является формирование у детей 6 – 7 лет представлений о родном городе, крае через приобщение их к истории народа, родного края, города, знакомство с их прошлым и настоящим. Систематическая и планомерная работа по формированию у детей знаний о родном крае с помощью проектной деятельности способствовала обогащению знаний дошкольников. Дети узнали много нового о городе, о его достопримечательностях, о традициях и культуре мордовского народа. Пополнение активного и пассивного словаря детей способствовало формированию наглядно-образного мышления у детей. В игре и труде между детьми улучшились взаимоотношения.

На контрольном этапе мы определили динамику сформированности уровня знаний о родном городе, республике, стране. При сопоставлении результатов констатирующего этапа и контрольного этапа можно говорить о том, что уровень знаний у детей значительно повысился: количество детей, имеющих высокий уровень, увеличился на 10%, с низким уровнем детей нет.

Таким образом, у детей дошкольного возраста можно сформировать чувство любви к родному краю в результате ознакомления с родным городом, если правильно осуществить подбор материала, когда знакомство с городом является составляющей частью общей системы ознакомления дошкольников с явлениями общественной жизни.

Мы считаем, то проект «Люби и знай свой край – республику Мордовия» можно использовать в старшей группе детского сада, в кружковой работе, для детей в группах кратковременного пребывания, так как результаты проведённой экспериментальной работы оказались эффективными.

Список использованных источников

  1. Алешина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников: метод. пособие для педагога ДОУ / Н. В. Алешина. – М.: ЦГЛ, 2005. – 256 с.
  2. Бурляева, О. В. Организация работы по ознакомлению дошкольников с историей родного края / О. В. Бурляева // Детский сад: теория и практика: научно-методический журнал. – 2011. – №9. – С. 82 – 89.
  3. Веракса, Н. Е. Проектная деятельность дошкольников: учеб. пособие / Н. Е. Веракса. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – 108 с.
  4. Виноградова, О. В. Исследовательская проектная деятельность в ДОУ / О. В. Виноградова //Управление ДОУ. – 2009. – №1. – С. 62 – 65.
  5. Волобуева, Н. Г. О региональном компоненте содержания дошкольного образования в области ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем / Н. Г. Волобуева // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. I. – Челябинск: Два комсомольца, 2011. – С. 68 – 71.
  6. Герасимова, Е. Родной свой край люби и знай / Е. Герасимова // Дошкольное воспитание. – 2000. – № 5. – С. 96 – 97.
  7. Гладкова, Ю. А. Метод проектов в руководстве работой по нравственно-патриотическому воспитанию / Ю. А. Гладкова // Ребёнок в детском саду. – 2008. – №2. – С. 11 – 14.
  8. Данилина, Г. Н. Дошкольнику – об истории и культуре России: пособие по реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг.» / Г. Н. Данилина. – М.: Аркти, 2003. – 181 с.
  9. Детям о Мордовии: метод. пособие для педагогов ДОУ / сост. О. В. Бурляева, Е. Н. Киркина; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2013. – 148 с.
  10. Евдокимова, Е. С. Технология проектирования в ДОУ / Евдокимова Е.С. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 64 с.
  11. Евдокимова, М. Н. Изучаем с детьми историю родного города: проект по патриотическому воспитанию / М. Н. Евдокимова, В. В. Ушакова // Воспитатель ДОУ. – 2012. – №9. – С. 34 – 39.
  12. Жуковская, Р. И. Родной край: пособие для воспитателей детского сада / Р. И. Жуковская, Н. Ф. Виноградова. – М.: Просвещение, 1990. – 176 с.
  13. Земскова-Названова, Л. И. Люби и знай родной свой край: занятия по краеведению с малышами: практ. пособие / Л. И. Земскова-Названова. – М.: Чистые пруды, 2006. – 80 с.
  14. Иванова, Г. Ю. Развитие познавательного интереса детей в процессе поисково-исследовательского проекта «Демянск – моя малая Родина» / Г. Ю. Иванова // Дошколенок. ру: Сайт для воспитателей детских садов
  15. Ивановская, Л. В. Проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста / Л. В. Ивановская, И. Н. Ермоленко // Дополнительное образование и воспитание. – 2010. – № 12. – С. 22 – 24.
  16. Ильина, Л. С. Воспитание историей родного края / Л. С. Ильина, Е. Ф. Загайнова // Воспитание дошкольников. – 2008. – №3. – С. 83 – 85.
  17. Князева, О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа развития личностной культуры дошкольников: учеб. -метод. пособие / О. Л. Князева, О. Ю. Князева, М. Д. Маханева. – М.: Детство-пресс, 2009. – 324 с.
  18. Кобзева, Т. Г. Развитие у детей 5-7 лет интереса к познанию истории и культуры родного края в проектной деятельности: дисс.... канд. пед. наук: 13. 00. 01 / Кобзева Татьяна Геронимовна. – Волгоград, 2008. – 347 с. // Библиотека диссертаций [Электронный ресурс].
  19. Козлова, С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире / С. А. Козлова // Дошкольное воспитание. – 2001. – №9. – С.98 – 101.
  20. Козлова, С. А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: учеб. пособие для студентов высш. и пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Н. К. Ледовских, В. Д. Калишенко и др.; под ред. С. А. Козловой. – М.: Академия, 2002. – 192 с.
  21. Крупка, Т. И. Ознакомление дошкольников с малой родиной / Т. И. Крупка, Л. Ф. Самборенко // Воспитатель ДОУ. – 2009. – №3. – С. 56 – 66.
  22. Малеева, С. П. Проектная деятельность по краеведению как средство формирования познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста / С. П. Малеева // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. – С. 95 – 97.
  23. Моё отечество – Россия!: комплексная система воспитания патриотизма и гражданственности у детей дошкольного возраста / под ред. И. В. Богачевой, В. Л. Гиненского, С. И. Губановой, А. П. Казаковой. – М.: Гном и Д, 2005. – 232 с.
  24. Мой родной дом: образовательная программа / Нижегородский институт развития образования. – Н. Новгород: Талам, 2000. – 96 с.
  25. Морозова, Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике: метод. рекомендации / Л. Д. Морозова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 80 с.
  26. Никонова, Л. Е. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: учеб. пособие / Л. Е. Никонова. – Минск: Штиинца, 1991. – 236 с.
  27. Новицкая, М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая. – М.: Линка-пресс, 2003. – 195 с.
  28. Проектная деятельность в детском саду: консультация для воспитателей // Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // doshvozrast. ru/metodich/konsultac04. htm
  29. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: учеб. пособие / сост. Л. С. Киселёва, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – М.: АРКТИ, 2006. – 96 с.
  30. Рыбалова, И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания / И. Рыбалова // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 6. – С. 45 – 55.
  31. Сагадеева, А. А. Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология / А. А. Сагадеева // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. I. – Челябинск: Два комсомольца, 2011. – С. 94 – 96.
  32. Смурова, Т. Н. Семинар – практикум «Организация проектной деятельности в рамках реализации ФГОС»: методическая разработка / Т. Н. Смурова // Социальная сеть работников образования 33. Тимофеева, Л. Л. Метод проектов в ДОУ / Л. Л. Тимофеева // Управление ДОУ. – 2001. – № 3. – С. 22 – 28.
  33. Трезнова, М. Россия – родина моя / М. Трезнова // Дошкольное воспитание. – 1995. – № 9. – С. 7 – 9.
  34. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. Т. 2 / К. Д. Ушинский. – М.: Смысл, 2012. – 357 с.
  35. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. rg. ru/2013/11/25/doshk-standart-dok. html
  36. Ховякова, А. Метод проектов как технология формирования информационной компетентности ребёнка дошкольного возраста / А. Ховякова // Детский сад от А до Я. – 2010. – № 2. – С. 144 – 150.
  37. Хурда, Т. А. Воспитываем любовь к родному городу / А. Хурда, Л. А. Ситникова // Воспитатель ДОУ. – 2010. – №7. – С. 25 – 28.
  38. Шаламова, Е. Патриотическое воспитание / Е. Шаламова // Ребёнок в детском саду. – 2009. – №6. – С. 28 – 32.
  39. Штанько, И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста / И. В. Штанько // Управление ДОУ. – 2004. – № 4. – С. 12 – 16.
  40. Ямилева, Е. Краеведение – одна из форм духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста / Е. Ямилева // МААМ. РУ:
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год